Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с художественной литературой Г. X, Андерсена»
Учим Чтению
Автор: Воропаева Марина Васильевна Зотина Дарья Дмитриевна   
29.11.2023 10:47

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с художественной литературой Г. X, Андерсена»Конспект интегрированного занятия «Знакомство с художественной литературой Г. X, Андерсена»

Цель: Продолжать знакомство со сказками Г. X, Андерсена; уточнять знания детей о творчестве датского сказочника.

Задачи:

  1. Учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; формировать внимание к поэтическим образам,
  2. Учить детей конструктивно выражать эмоции, высказывать свое мнение вербально и невербально; знакомить с обитателями морского дна; учить отличать сказочную русалку от человека.
  3. Закрепить знания букв, умение читать.
  4. Развивать речь детей, образное мышление, познавательную активность.

Оборудование: мешочек с дарами моря (ракушки, камешки, рыбки и т. д.); фигурки людей и животных, аппликатор Кузнецова, выставки книг-сказок Андерсена.

 

Организация: дети сидят на стульях, для выполнения упражнений выходят в центр группы.

Ход занятия: во вступительной части воспитатель обращает внимание детей на выставку книг Г. X. Андерсена (дети перечисляют названия книг-сказок)

Воспитатель: Кто автор этих чудесных сказок? Кто сможет рассказать о Г, X. Андерсене? (датский сказочник Г. X. Андерсен родился в Дании)

Воспитатель: Предлагаю вам следующее задание: «необходимо назвать сказки Андерсена, названия которых состоят из одного слова» (дети называют: «Дюймовочка», «Огниво» и др.)

Воспитатель: А сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой Г. X. Андерсена «Русалочка». Но я ее вам буду не просто читать, а предлагаю отправиться в удивительное путешествие по этой сказке. Сейчас мы не войдем в сказку, а вплывем в нее. Под музыку будем медленно-медленно погружаться на морское дно.

Вхождение в сказку. (Включается музыка. Дети выполняют волнообразные движения руками, медленно приседают и садятся на пяточки. После этого медленно опускают руки и расслабляют тела).

Воспитатель: Вот мы и опустились на дно морское. Оглянитесь вокруг. Что вы видите? (дети «превращают» знакомые предметы в объекты моря и называют их).

А вот и начало сказки.

В открытом море вода синяя, как лепестки васильков, и прозрачная, как стекло. А на самом дне живут русалки. В самом глубоком месте стоит коралловый дворец морского царя, у которого шесть дочерей — шесть прехорошеньких русалочек, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими, как море, глазами.

День-деньской играли принцессы в дворцовых залах, танцевали с рыбками и любовались красотами подводного царства.

(проводится упражнение «чудесный мешочек»)

Воспитатель: У меня в руках мешочек с предметами (камень, ракушка, краб и т. д.). Определите на ощупь предмет в мешочке, достаньте его, рассмотрите и назовите.

(Проводится упражнение №2 «танец русалок с рыбками»)

Воспитатель: Чем отличаются русалки от рыбок? В чем их сходство?

Дети: У русалок есть хвост.

Воспитатель: Давайте поставим ступни крест-накрест (хвостиком) и, не сходя с места, «танцуем», используя только руки, (дети сначала чуть-чуть шевелят самыми кончиками пальцев, потом постепенно подключают предплечья и руки целиком. Движения волнообразные, мягкие, но сильные).

Воспитатель: Ребята вы чувствуете усталость в мышцах рук? (ответы детей. Затем дети танцуют под музыку, после чего расслабляются, сидя на пятках)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.

«Самая младшая из русалок страстно мечтала побывать на поверхности

моря. И когда ей исполнилось пятнадцать лет, она легко и плавно, точно пузырек воздуха, поднялась на поверхность».

(Проводится упражнение №3 «Пузырек воздуха»)

Воспитатель: Давайте походим на носочках очень тихо, мягко и легко. — Почувствуйте себя пузырьком воздуха, невесомым, воздушным и легким. Воспитатель: «Недалеко от того места, где вынырнула русалочка, покачивался на волнах большой корабль. На борту корабля она увидела прекрасного принца с большими черными глазами. Русалочка не могла оторвать от него глаз. Тем временем наступила ночь, стал подниматься ветер, на море начинался шторм. Корабль скрипел и трещал и вскоре разлетелся на щепки». (Проводится упражнение №4 «Качка»)

(Дети встают соединяют перед собой концы пальцев рук, имитируя нос корабля, легонько покачиваются из стороны в сторону. Дыхание мягкое и ритмичное: при покачивании в одну сторону — вдох, в другую — выдох) (Проводится упражнение №5 «Буря»)

(Постепенно раскачивание становится все сильнее, и на выдохе дети произносят: «у — у — у». С каждым последующим покачиванием громкость голоса усиливается. Затем по хлопку (корабль разбивается) дети резко останавливаются, опускают руки, расслабляются, прислушиваются к ощущениям в теле). Воспитатель: Каждый спасался с тонущего корабля, как мог.

(Проводится упражнение №6 «Спасение»)

(Перед детьми на столе лежат фигурки людей и животных)

Воспитатель: Все эти существа попали в шторм, но каждый из вас может спасти кого-то одного. Выберите одну фигурку и объясните, почему именно ее вам захотелось спасти.

Воспитатель: «Принц уже совсем выбился из сил и потерял сознание, когда ему на подмогу бросилась русалочка. Она доставила принца к берегу и оставила на песке. Наступило утро, и принц пришел в себя. А русалочка с тех пор часто поднималась к берегу и подолгу любовалась принцем».

«Как я люблю его, — думала русалочка. — ради него я пошла бы на все. Поплыву — ка я к морской ведьме, вдруг она мне как-нибудь поможет.»

- Знаю, зачем ты пришла! — сказала морская ведьма. — Глупость затеваешь!

Ты хочешь взамен рыбьего хвоста получить две подпорки и ходить как люди. Хочешь, чтобы молодой принц тебя полюбил. — И ведьма захохотала громко и безобразно.

(Упражнение №7 «Хохот ведьмы»)

Воспитатель: Объявляется конкурс на лучшую ведьму: на самую громкую и безобразную. (Дети пытаются некрасиво и громко захохотать)

Воспитатель: Ведьма сказала: «Хорошо, я тебе помогу, но ты должна отдать мне свой голос. Выпей это зелье, твой хвост раздвоится и превратится в две очаровательные ножки, но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят насквозь острым мечом. И запомни, если принц возьмет в жены не тебя, а другую, то на первой же заре после свадьбы, сердце твое разорвется на части, а ты превратишься в морскую пену».

-Пусть будет так, — проговорила русалочка и побледнела, как смерть.

Солнце еще не встало, когда русалочка поплыла ко дворцу принца. Здесь она выпила острый огненный напиток и ощутила жгучую боль: вместо хвоста у нее выросли две восхитительные белые ножки. Но, когда она встала на них, ей показалось, что она наступает на иглы.

(Упражнение №8) «иглы».

(Дети наступают на аппликатор Кузнецова, прислушиваются к ощущениям в ступнях, терпеливо сносят боль)

Воспитатель: Что чувствуют ваши ступни?

Дети: Тепло, жжение, покалывание.

Воспитатель: Принц, увидев русалочку, спросил, кто она такая и как попала во дворец. Но русалочка только грустно смотрела на него своими темно -голубыми глазами — говорить она не могла, потому, что у нее пропал голос.

Принц полюбил русалочку, но только так, как любят милых, послушных детей. Сделать ее своей женой ему и в голову не приходило. Но русалочке необходимо было стать его женой: ведь если он женится на другой, то она превратится в морскую пену.

И вот однажды принц встретил прекрасную девушку. Ему показалось, что именно она спасла его во время шторма. И принц решил жениться на ней.

«Увы! Он не знает, что это я ему спасла жизнь. Как объяснить ему? — думала русалочка».

(Упражнений №9 «Объяснение»)

(Ведущий или один из детей — «Принц», остальные — «Русалочки». Каждая «русалочка» по очереди молча, при помощи мимики, жестов, движения тела пытается «объяснить» «Принцу», что это именно она спасла ему жизнь во время шторма)

Воспитатель: Принц так и не понял, что хотела сказать ему русалочка. И вот настал день свадьбы и последний день ее жизни. Рано утром русалочка наклонилась над принцем, поцеловала его в лоб и посмотрела на небо: там разгоралась утренняя заря.

Русалочка бросилась в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной.

Лучи солнца любовно согревали морскую пену, и русалочка не чувствовала, что умирает. Она видела ясное небо, и перед ней плавали в воздухе какие-то прозрачные, волшебные создания.

- Куда я иду? — спросила их русалочка.

- К дочерям воздуха.

И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу.

(Упражнение №10 Танец «Золотая рыбка» (подготовить)

Воспитатель: Вот и закончилась наша сказка. Вам жаль русалочку? Почему? (Ответы детей)

Что хорошего в воздухе? (ответы детей)

Вам хотелось бы летать? (ответы детей)

Воспитатель: Так летите!

(Дети машут руками, имитируя движения крыльев)

Воспитатель: Молодцы! Какое настроение вызвала у вас эта сказка? Радостной или печальной она вам показалась?

Как вы думаете, любил ли Андерсен русалочку? (да) Почему? Какой она была? (дети отвечают: красивой, доброй, жертвенной, отзывчивой, скромной, храброй, и т. д.)

Хотелось бы вам что-то изменить в этой сказке и почему?

Как вы думаете, чему хотел научить людей Андерсен, когда сочинял эту сказку?

И в заключении нашего занятия, мы еще раз вспомним сказки Андерсена и поупражняемся в чтении и нахождении нужных букв.

(Проводится игра «Назови правильно сказку и вставь недостающие буквы») (На доске магнитными буквами (можно обычными) выложены названия сказок, в которых пропущены буквы. Дети поочередно называют сказки и вставляют в слова пропущенные буквы.

Сказки Андерсена

«Гадкий. т. нок»

«Дикие ле. ди»

«Новый наряд. ро. я»

«Принцесса на. шине»

«Стойкий оловянный со. к»

«Снежная коро. ва»

Рассказ о Г. Х. Андерсене

Датский сказочник Г. Х. Андерсен родился в Дании, в семье сапожника. Когда Андерсен был маленьким мальчиком, он уже тогда сочинял сказочные истории, но слушал их только старый кот по имени Карл. Когда Андерсен вырос, он стал записывать свои сказки, и взрослые читали их своим детям. Сказки Андерсена знают и любят во всем мире. В них всегда добро побеждает зло.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год