Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Книжный мир Тамбова»
Учим Чтению
Автор: Волостных Марина Евгеньевна Денисова Татьяна Леонидовна Кузнецова Надежда Викторовна   
25.05.2023 08:29

Проект «Книжный мир Тамбова»Проект «Книжный мир Тамбова»

  • М. Е. Волостных — воспитатель
  • Т. Л. Денисова — воспитатель
  • Н. В. Кузнецова — воспитатель

Цель проекта:

  • формирование коммуникативной культуры и развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе
  • повысить интерес детей к книге, привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе воспитания детей.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: информационный, творческий, познавательный.

 

Участников проекта: воспитанники ДОУ, педагоги, родители, представители библиотек.

По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2022 по май 2023).

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум – библиотека.

По типу объекта проектирования: социальный.

Направление деятельности проекта: создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей дошкольного возраста, развивать речь, познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение.

Сроки проведения: сентябрь 2022 г. по май 2023 г.

Актуальность проекта: Очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. И благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

В результате проведенного среди родителей анкетирования, мы получили следующие результаты:

«Что читают родители» показал, что: — художественную литературу читают 23%.

Ответы родителей на вопрос «Как часто читают ребенку":

  • каждый день – 80%
  • 2-3 раза в неделю -14%
  • не часто – 3%
  • редко -3%.

Опрос детей в группах выявил, что:

  • 30% детей предпочитают чтению книг игры на компьютере
  • 55% — большую часть времени смотрят телевизор
  • только 15% детей назвали чтение любимым занятием.

Ни один ребенок не был в детской библиотеке.

Таким образом, хотелось бы обратить особое внимание родителей на значимость художественной литературы в воспитании детей, приобщить к участию в образовательном процессе через чтение книг в детском саду и дома, через совместные мероприятия в детской библиотеке, создание мобильной библиотеки в детском саду, где дети могли бы обмениваться книгами, рассказывать о прочитанном сверстникам и воспитателям.

Данный проект поможет решить некоторые вопросы по привлечению родителей к активному участию в жизни своего ребенка, установлению партнерских отношений с семьями.

Задачи проекта:

  • повышение интереса детей к художественной литературе и компетентности родителей в вопросах художественного чтения детям
  • поиск новых форм взаимодействия с социумом: библиотеками, социально-культурными организациями г. Тамбова
  • реализация образовательного проекта учреждения: «Книжный мир Тамбова».
  • создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме
  • способствовать воспитанию бережного отношения к книге
  • пробудить желание к чтению книг
  • развивать коммуникативные умения детей
  • развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки
  • воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним
  • активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

  • Ребенок пополнит словарный запас, научится излагать ясно свои мысли, использовать в своей речи синонимы, антонимы, сравнительные обороты и т.д.
  • Хорошо владеть диалогической и монологической формами речи, уметь отвечать на вопросы и задавать их.
  • Научится выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно или по плану составлять рассказы (по сюжетным картинкам, из личного опыта, фантастические рассказы, сказки, небылицы).
  • Ребенок научится самостоятельно планировать, изготовлять и оформлять книжки – малышки.
  • У ребенка появится умение отбирать интересующую литературу.
  • У детей и их родителей повысится интерес к самостоятельной читательской деятельности художественной, познавательной литературы; культура речи.

Предполагаемый результат:

  • Повышение у детей интереса к книге.
  • Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
  • Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
  • Участие родителей в совместной деятельности.

1. Методические продукты

  • Создан проект «Удивительный мир книг», ориентированный на воспитанников подготовительной группы и их семьи
  • Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя
  • Разработан перспективный план работы
  • Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное»

Памятки: «Десять «почему» детям необходимо читать», «Советы юному читателю»

2. Информационно-практические продукты

  • фотовыставка «Мой книжный уголок», презентация «История создания книги».

Социальный эффект

Родители:

  • Поддерживают традиции семейного чтения
  • Повышают интерес ребенка к художественной литературе
  • Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

Воспитанники:

  • Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне
  • Сформирован интерес к литературе как к виду искусства
  • Сформированы нравственные качества ребенка
  • Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой

8. Продукт проектной деятельности:

Книжки — самоделки, закладки для книг, памятки: 1. «Советы юному читателю»,

2. «Правила обращения с книгами», 3. «Десять «почему» детям необходимо читать»; новые книги; развлечение «Литературная викторина».

Этапы работы по проекту

1. Организационный этап

  1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Разработать перспективное планирование по работе с детьми.
  3. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
  4. Обновить развивающую среду.
  5. Практический этап.
  6. Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
  7. Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
  8. Провести анкетирование, родительское собрание, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
  9. Осуществить контроль реализации проекта.

Заключительный этап.

  1. Обработать результаты реализации проекта.
  2. Оформить методические рекомендации родителям «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
  3. Провести презентацию проекта в ДОУ.

Перспективное планирование работы

Дата

Мероприятие

Форма проведения

Сентябрь

Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина

Экскурсия

     
     

Октябрь

Конкурс мини-книжек «Библиотечка – малышка»

 
     

Ноябрь

Экскурсия в библиотеку им, Н.К. Крупской

Экскурсия 

Декабрь

Бседа «Библиотека у нас в гостях»

 

Январь

Web – проект «Наша любимая детская книжка»

Совместная деятельность

Февраль

Экскурсия в областную детскую библиотеку

 

Апрель

День открытых дверей «Книжный мир моего города»

.

май

Отчет

 

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями

при реализации проекта

Дата

Мероприятие

Форма работы

Октябрь

2022

Акция

«Подари книгу детям»

Акция

Ноябрь

2022

Оформление в раздевальной комнате  выставки

«Выставка подаренных книг»

Выставка

Декабрь

2022

Оформление папки передвижки «Читать книги - хорошая привычка»

Информация

Февраль

2023

Оформление рекомендаций для родителей .

Информация

Март

2023

Домашнее задание рисование с детьми на тему «Мои любимые сказки».

Совместная работа родителей  с детьми

Апрель

2023

Консультация «Семья и книга»

Консультация

Май

2023

Родительское собрание

«Удивительный мир книги»

Собрание

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год