Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста
Учим Чтению
Автор: Чернявская Екатерина Александровна Файзулина Майя Сергеевна   
26.02.2022 23:00

Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возрастаРоль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста

Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи.

  • Чернявская Екатерина Александровна – учитель логопед МАДОУ № 13 города Томска
  • Файзулина Майя Сергеевна – воспитатель МАДОУ № 13 города Томска

В своей педагогической деятельности все чаще, замечаем и слышим от родителей что ребенок не слышит, не внимателен, не усидчив, а также с психологическими и логопедическими проблемами. Причины этой ситуации связаны с тем, что родители мало общаются с ребенком, не играют совместно, совсем не читают сказки, не учат стихи, а также с широким проникновением гаджетов в жизнь маленького человечка. Книга играет важную роль в развитии дошкольника. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность.

21 век информационных технологий, бескрайних технологических процессов, что безусловно оказывает влияние на наш жизненный процесс.

Развитие технологий помогают медицине, освоении космоса, архитектуре, армии, образованию и.т. д. и все это результат достижения человечества.

В данной статье мы рассмотрим соотношение пользы и вреда взаимодействия детей и современных технологий, взгляд педагога на возникающие проблемы в осуществлении педагогической деятельности.

 

Педагоги, дети и родители являются частью технологического прогрессирующего процесса. Сказать однозначно, что этот процесс оказывает только негативное воздействие на детей, конечно мы не можем, технические новинки являются нашими помощниками.

В квартире — это стиральные машины, утюги, сотовые телефоны, телевизоры, роботы — пылесосы, они позволяют нам чувствовать себя комфортно, уютно и даже защищено. А в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) – это компьютеры, ноутбуки, планшеты, проекторы, видеокамеры, виртуальные 3Д очки, электронные книги, принтеры, сканеры — и все это, безусловно помогает педагогу в решении образовательных задач, в ответе на сто детских «почему»? и тд……

Мы, как современное общество и потребители технического прогресса, столкнулись с такой проблемой как зависимость детей от современных технологий, и речь идет не о телевизоре или чайнике, утюге, а о сотовом телефоне и компьютере.

Наблюдая ежедневно за воспитанниками группы, мы смело можем сказать, что такая проблема существует. Ребенок дошкольного возраста бесконтрольно «зависает» в телефоне, планшете, компьютер для него становится лучшим другом, единственным и любимым способ занять свое свободное время, в результате нарушается алгоритм жизни семей и воспитания детей, а причина — это сами родители, которые очень много времени проводят в социальных сетях, играют в виртуальные игры. Дети копируют поведение своих родителей.

Зависимость детей от регулярного использования гаджетов проявляется в отсутствии реакции на просьбы, апатия, нежелание участвовать в коллективных играх, образовательной деятельности, искажение реальной информации. Постепенно родители, взрослые утрачивают ведущую роль в отношении, психологического, речевого, эмоционального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка.

Возникает самый главный вопрос, ЧТО ДЕЛАТЬ? Конечно, это совместная работа педагогов и родителей. Для того, чтобы не допустить пагубного развития негативных последствий от взаимодействия гаджетов на ребенка, не дать ему погрузиться в виртуальный мир с головой, на фоне которого развиваются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, непонимание со стороны родителей.

Мы можем взять на вооружение самый главный инструмент, который присущ каждому ребенку, это ЛЮБОПЫТСТВО!

Любопытство развивается с детства, ребенок задает много вопросов, что? как? почему? зачем? и ответы ребенок хочет получить незамедлительно, и это тот самый бесценный период в жизни, когда мы –родители, педагоги можем ответить им на эти вопросы, удовлетворить их любопытство, прочитав им интересную энциклопедию, сходить с ним в поход, посадить растение, провести интересный опыт и даже просто поговорить с ребенком сидя на лавочке.

Конечно, в современной жизни гаджет является своего рода «палочкой выручалочкой» и не совсем это плохо, когда ребенок берет оттуда познавательную информацию, не искажающую сознание ребенка и пользование гаджетом, происходит дозировано.

Мы должны помочь ребенку не потерять этот ценный дар, развитие любопытства требует начальных навыков: чтение книг на разные темы, посещение музеев, театров, изучение новых слов, встречи и общение с близкими. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Так давайте поддержим детей в этом начинании, книга является в жизни человека огромным источником знаний.

В нашей группе создана «Читающая Семья». Семья — это основа формирования образа жизни с самого рождения. Если родители в семье любят читать и прививают любовь к книге своим детям, это прекрасно. Ребенок учится не на словах, а на примере, он будет повторять, то, что делают взрослые, которые его окружают. Если в семье играют в компьютерные игры, то ребенок не сядет за книжку, ему нужен пример и правильный. Проект читающая семья помогает сблизить родителей и детей, найти общие интересы, каждый может предложить ту книгу, которую хочет прочесть. Происходит контакт между семьями воспитанников. Во время чтения книги у ребенка развивается воображение, внимание, усидчивость.

«Читающая семья» — это не единственный способ отвлечь детей и родителей от современных технологий приносящий вред здоровью. Совместное чтение создаёт свой мир – только Ваш и Вашего ребёнка. Дети, которым читают, раньше научаться читать самостоятельно. Чтение с детьми помогает развитию их интеллекта, воображения, словарного запаса.

Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Читая своему ребёнку, побуждайте его к разговорам, дайте возможность соучастия и проявления чувств. Это поможет ребёнку, расти эмоционально и духовно сблизит вас. Когда вы читаете ребёнку, даёте ему понять, что чтение – прекрасное домашнее занятие.

Повзрослев, дети будут вспоминать, как вы читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух – прекрасная традиция, которой нужно следовать. В процессе совместной творческой деятельности дети и родители, и воспитатели общаются в живую, а не в виртуальном мире.

Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.).

Семейное чтение незаметно прививает любовь и интерес к книге, во время чтения мы показываем образец культурного чтения, помогаем понимать текст, задавая вопросы по тесту и уточняя, как он понял смысл. Во время чтения объясняются непонятные слова и понятия. Возможность семейного чтения дает возможность обсудить вместе с ребенком прочитанное, направить мысль в нужное русло, установить причинно-следственные связи, расширить кругозор.

Во время семейного чтения происходит очень важный момент социализации ребенка – происходит тесное общение, укрепляются семейные и дружеские связи между членами семьи, «совместное чтение есть не только индикатор семейной близости, но и предтеча семьи, «поле» любовного сближения людей» [3, C. 12; ].

Буквально получасовое чтение каждый вечер помогает привить у ребенка любовь к познанию, сохраняет и развивает семейные традиции [4].

Чтение в кругу семьи способно вызвать не только интерес к книге, но и помочь дать оценку многим жизненным явлениям и событиям, а также объединить и укрепить семью.

Детский сад оказывает помощь родителям в развитии детей, но родители играют главную роль в воспитании ребенка, поэтому несколько советов для родителей:

  • чаще уделяйте внимание вашим детям
  • читайте интересные книги с детьми
  • играйте с ними (изучайте новые игры вне интернета)
  • учите диалогу, учите выражать свои мысли
  • развивайте воображение, показывайте «реальный мир»
  • а гаджет будет только вашим помощником.

Список литературы:

  1. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова. – Екатеринбург: У- Фактория, 2006. – 272 с.
  2. Людмила Малюта «Электронные гаджеты их польза и вред здоровью»
  3. Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект // Библиосфера, 2011, № 18, С. 11-14.
  4. Незаслуженно забытое семейное чтение 2015 http: //chitalochka-ru. ru/chteniye/semeynoe-chtenie. html Дата обращения 10. 10. 2015
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год