Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников.
Учим Чтению
Автор: Житина Инна Валериевна   
27.12.2020 14:03

Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников.Психологические предпосылки к обучению навыкам чтения у дошкольников.

В современной педагогике и психологии вопрос подготовки детей к школьному обучению ставится в один ряд с проблемой всестороннего и целостногго развития ребенка дошкольного возраста. Одним из наиболее сложных периодов в жизни дошкольника, как в физиологическом, так и в психологическом плане, считается начальный этап обучения процессам письма и чтения – грамоте. Многие системы организма ребенка не подготовлены к новым нагрузкам. Успешное начало обучения грамоте будет возможным только в том случае, если у будущего первоклассника сформирован определенный уровень дошкольной готовности. Данный вид готовности включает в себя общую психологическую и специальную подготовку, а также достаточный уровень сформированности у обучающихся умственных, физических, нравственных качеств.

Для выделения критериев готовности к обучению грамоте следует в первую очередь определить особенности письменной речи. Также необходимо понять, что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

 

Скачать конспект

Чтение и письмо — это виды речевой деятельности, основой которых является устная речь. По определению Б.Г. Ананьева, это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформированной второй сигнальной сиситеме, присоединяется к ней и развивает ее.

Психологическая готовность к обучению грамоте – это комплексный показатель. Благодаря анализу данного показателя можно определить степень готовности ребенка к школе, а также спрогнозировать успешность или неуспешность обучения будущего первоклассника.

Именно поэтому, для успешного овладения процессами письма и чтения необходим достаточный уровень сформированности внимания, восприятия, памяти, мышления, а также эмоционально-волевой зрелости и речи.

Цель: формирование личностно-мотивационной готовности к обучению чтению, развитие познавательных процессов при подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе.

Задачи:

  • развивать познавательные и психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение;
  • развивать интеллектуальную сферу – мыслительные умения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление;
  • создавать условия для сенсорного развития воспитанников;
  • формировать позитивную мотивацию к обучению чтению.

К основным планируемым результатам освоения программы при подготовке к школе можно отнести:

  • сформированность внутренней позиции школьника, как показателя психологической готовности к школьному обучению;
  • эмоционально-положительное отношение к обучению чтению
  • желание получать новые знания;
  • умение соблюдать правила деятельности.

Для формирования учебных навыков: чтения, письма и счета, важным и необходимым качеством является наличие у ребенка «психологического фундамента», без которого освоение этих умений будет происходить неполноценно.

Составляющими этого «фундамента», которые Д.Б. Эльконин назвал «психологтческими предпосылками овладения учебной деятельностью», являются следующие умения:

  • осуществлять звуковой анализ и синтез;
  • анализировать и копировать образец;
  • понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого;
  • подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.

Для успешной учебы не менее важны: хорошее развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций; развитость мыслительной деятельности ребенка, нагрузка на которую с началом школьного обучения существенно возрастает.

Результатом проведения занятий по предшкольной готовности и формированию навыков чтения у воспитанников старшего дошкольного возраста является положительная динамика в развитии познавательных процессов (включая внимание, мышление, процессы запоминания. восприятие) и в формировании учебной мотивации.

Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года, по завершению цикла занятий по подготовке к школе.

В середине учебного года с некоторыми воспитанниками проводился промежуточный мониторинг, с целью оценки успешности проводимых мероприятий, на основе результатов которого корректировались развивающие занятия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год