Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
Учим Чтению
Автор: Левашова Светлана Евгеньевна   
09.12.2020 05:34

Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. ПушкинаРазвитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина

Левашова Светлана Евгеньевна воспитатель ГБОУ Школа № 1286 (дошкольное отделение «Радуга») г. Москва, Россия

Цель: Формирование у детей интереса к произведениям художественной литературы, приобщение детей к народным традициям и фольклору.

Задачи:

  • углубление и расширение знаний детей о творчестве А.С. Пушкина (на примере «Сказки о рыбаке и рыбке»);
  • определение лексического значения устаревших слов;
  • определение характерных для фольклора особенностей;
  • развивать умение восприятия образного содержание сказки;
  • воспитывать умение понимать изобразительно-выразительные средства;
  • развитие умения изображать понравившихся героев сказки;
  • воспитание любви и формирование интереса к литературным произведениям.

Материалы и оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина;
  • книги сказок поэта (Сказки А.С. Пушкина, Серия: Библиотека детского сада, Издательство Проф-Пресс, 2019 г., 64 с.)
  • иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке».

Вступление к занятию:

Александр Сергеевич Пушкин с глубоким интересом изучал народные обычаи и поверья, проявлял усиленный интерес к народному творчеству и преобразил русскую литературу. Он писал о добре и зле, о любви к природе и всему прекрасному, об уважении к человеку и его хороших и плохих качествах. Все персонажи сказок А.С. Пушкина являются собирательными образами народа со своими добрыми и злыми поступками, благородством и завистью, щедростью и жадностью. Эти образы понятны и ясны каждому человеку любого возраста.

В своей «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин отразил ненасытность — как отрицательное качество человека: ненасытность постоянно растущих запросов старухи ее и погубила. При этом положительным персонажем в Сказке показан старик с его добротой и бескорыстностью поступков: поймав волшебную рыбку он отпустил ее.

Ход занятия:

Воспитатель:

  • Дорогие ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» мы будем учиться определять и находить фольклорные черты в его произведениях.

Воспитатель обращает внимание детей на портрет поэта.

  • Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, написавший много сказок и стихотворений. Родился он в Москве. С самого детства любил слушать сказки и предания, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Пушкин много ездил, узнавал о быте и жизни крестьян и простых людей. Живя в Михайловском, он с интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. Он приглашал к себе простых людей, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них. Под впечатлением услышанных им народных историй он начал писать сказки.

Далее воспитатель задает детям вопрос, какие сказки А.С. Пушкина они знают. Дети отвечают. ( «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и т.д.)

  • Сказки – это один из любимых жанров Пушкина. В его сказках нашли отражение народные мотивы. И сегодня, мы с вами попробуем найти черты фольклора в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке». Сейчас я вам прочту сказку, а вы внимательно послушайте. Обратите внимание на то, каким языком написана сказка, какие события в ней происходят. Итак, внимание…

Воспитатель читает сказку детям. После чтения сказки воспитатель задает детям вопросы:

  1. Подумайте, чем отличаются сказки А.С. Пушкина от других сказок. Как они написаны? (В стихах)
  2. Какой жизнью живут главные герои сказки (старик и старуха)? (жизнь простых крестьян и бедных людей)
  3. Каким вам показался старик? Какой он? (добрый, спокойный, ласковый, тихий, отзывчивый и т.д.)
  4. А старуха? (злая, корыстная, жадная и т.д.)
  5. Каких людей высмеивает поэт в этой сказке? (ненасытных и жадных)
  6. Какие необычные и волшебные события происходят в сказке? (рыбка говорит человеческим голосом, старуха превращается столбовой дворянкой, разбитое корыто становится новым и т.д.)
  7. Какие старинные и народные слова (выражения) используются в сказке? ( «Чего тебе надобно, старче?», «Смилуйся, государыня рыбка!», «Еще пуще старуха бранится», «Дурачина ты, прямой простофиля!» и т.д.)
  8. Как по-разному море встречало старика каждый раз, когда он приходил к рыбке с очередной просьбой? (Море слегка разыгралось, помутилось синее море, почернело синее море)
  9. Почему рыбка не выполнила последнее желание старика, а старуха потеряла все, что получила? (Рыбка не захотела быть у старухи “на посылках” и потерять свободу)

Воспитатель подводит итоги и обращает внимание детей на то, что в сказке отражается свойственная фольклору поэтика повтора ( «Смилуйся, государыня рыбка!» старик произносит каждый раз, обращаясь к рыбке); ритм сближает сказку с народной песней; обилие просторечий и постоянных эпитетов; добро в сказке побеждает зло.

После ответов на вопросы воспитатель предлагает детям нарисовать любого понравившегося героя.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год