Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект по приобщению детей к художественной литературе «Бабушкины сказки»
Учим Чтению
Автор: Косых Светлана Викторовна   
24.12.2018 17:43

Проект по приобщению детей к художественной литературе «Бабушкины сказки»Проект по приобщению детей к художественной литературе «Бабушкины сказки»

(первая младшая группа)

Пояснительная записка

Речь – это канал развития интеллекта…

Чем раньше будет усвоен язык,

тем легче и полнее будут усваиваться знания.

(Н. И. Жинкин)

Актуальность:

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти пометку «для чтения родителями детям», «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста». Однако в настоящее время, данный сегмент рынка сильно расширился: появились новые авторы, новые произведения. Переизданные любимые родителями с детства книги. Разобраться во всем этом изобилии очень непросто, ведь нужно не только найти интересную книжку, но и понять, насколько она будет доступна ребенку.

 

Скачать конспект

Детям 2-4 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о содействии людей и животных, в этом возрасте дети частенько сопоставляют себя с животными, просто перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.

Сказки о животных как жанр устного народного творчества рассказывают детям, 2-4 лет веселые и грустные истории. Эти сказки одними из первых читаются детям преимущественно в младшем, дошкольном возрасте. Их сюжеты просты и понятны даже

самым маленьким читателям.

Дети младшего дошкольного возраста еще не осознают связи между структурой художественного произведения и его содержанием, затрудняются последовательно и логично передавать текст. Именно поэтому рекомендуется использовать наглядную модель. Данный метод предлагается использовать в тот момент, когда нужно показать детям сложные, внутренние свойства, качества, особенности, отношения разных объектов в реальном мире.

Но, к сожалению, художественная литература подается дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств. А ведь сказки формируют в детях многие положительные качества, например: дружелюбие и радушие (русская народная сказка «Теремок»), сообразительность и смелость ( «Медведь и девочка»), уверенность в торжестве справедливости ( «Лиса, заяц и петух»); сказки содействуют воспитанию таких ценных свойств, как жизнерадостность, чувство юмора ( «Колобок», «Теремок»).

Тема: «Бабушкины сказки»

Цель: введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.

Задачи: создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

  • формировать умение детей воспроизводить знакомую сказку с помощью педагога
  • развивать у детей образную, выразительную, эмоциональную речь
  • пополнять и активизировать словарь детей

- воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Гипотеза: знакомство детей с русскими народными сказками в раннем возрасте, способствует развитию связной речи детей.

Предмет исследования: связная речь детей 2-3 лет.

Объект исследования: дети 2-3 лет.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Длительность: 1 месяц (краткосрочный)

Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатель, родители.

Принципы образовательного процесса над проектом:

  • отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности;
  • развивающий характер обучения.

Реализация проекта

Работа с детьми

1. Чтение русских народных сказок

  • «Курочка Ряба»
  • «Теремок»
  • «Колобок»
  • «Заюшкина избушка»
  • «Репка»

2. НОД при помощи моделирования «Для дедушки, для бабушки испеку я колобка»;

  • НОД «Чтение русской народной сказки «Теремок»
  • Кукольный театр «Русская народная сказка «Курочка Ряба»
  • НОД «Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

- НОД «Чтение русской народной сказки «Репка»

3. Дидактические игры

  • «Кто за кем?»
  • «Что изменилось?»
  • «Узнай сказку»
  • «Собери из частей»
  • «Помоги герою найти свою сказку»

4. Пальчиковые игры

  • «Сорока, сорока…»
  • «Водичка, водичка…»
  • «Мишка спит»
  • «В нашей избушке»
  • «Улитка»
  • и другие

5. Акция «Поможем книгам»

6. Создание выставки «Сказку угадай-ка»

7. Заучивание песенки Колобка

Работа с родителями

  1. Организация выставки «Моя любимая домашняя сказка»
  2. Консультация для родителей «Зачем читать детям книги на ночь?»
  3. Создание масок для театрализации

Совместная деятельность родителей и детей

Открытое мероприятие «Путешествие в страну сказок»

Содержание проекта

Содержание работы с детьми

Непосредственно образовательная деятельность

«Для дедушки, для бабушки испеку я колобка»

Цель: формировать умение эмоционально и активно воспринимать сказку.

Материалы: игрушка колобок, цветные карандаши, листочки с приклеенным колобком, картинки персонажей из сказки.

Ход деятельности

- К нам в гости прикатился Колобок. Принес интересную сказку. Посмотрите на эту книжку она новая, красивая. Кто догадается, как она называется?

( «Колобок»)

- Давайте прочитаем эту сказку. А кто знает слова, может мне помогать.

Чтение сказки.

- Покажите, как бабушка пекла колобка.

- У нас есть герои сказки, Лера, найди здесь колобка и помести его на доску.

- Куда положила бабушка колобка?

(на окошко)

- А что сделал колобок?

(покатился по дорожке)

- Кого он встретил?

(зайца)

- Найдите зайца, поместите его на доску.

- Что же ему сказал заяц?

- А что ответил колобок?

- Кого он встретил дальше?

(волка)

- Найдите волка, поместите его на доску.

- О чем они говорили?

- Потом Колобок встретил медведя, где здесь медведь. Найдите его.

- О чем они говорили?

- И последнюю он встретил… (лису)

- Вот она, рыжая, нарядная, красивая.

- Как же лиса обманула Колобка и съела его?

Физминутка «Колобок»

Замесила бабка ни булку, ни оладушки, (руки сцеплены в замок, круговые движения)

Доставала из печи (руки вверх, в стороны, вниз)

Ни пирог, ни калачи, (повороты туловища влево – вправо, руки в

стороны)

Как поставила на стол (приседания)

Он от бабушки с дедушкой ушел. (прыжки)

Кто же бегает без ног? (хлопки в ладоши)

Это желтый КОЛОБОК!

- А теперь давайте подойдем к столам и превратимся с вами в художников.

- Перед вами лежат листочки, на которых уже приклеен Колобок. Посмотрите, он вам улыбается. Но у него нет дорожки, по которой он бегает. Давайте мы с вами нарисуем ему дорожку.

Рисование дорожки.

- Молодцы! А теперь давайте разместим наших колобков на выставке.

Непосредственно образовательная деятельность

«Чтение русской народной сказки «Теремок»

Цель: закреплять умение воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.

Материалы: геометрические фигуры, иллюстрации к сказке.

Ход деятельности

- Ребята, а вы знаете, где живет мышка? А лягушка?

- Зайчик живет под кустом, а лиса где?

- А знаете, как называется дом у волка? Я вам скажу – логово. А у медведя – берлога.

- Сейчас я вам расскажу сказку, в которой эти звери жили дружно в одном домике. Сказка называется «Теремок».

Рассказывание сказки с показом иллюстраций.

- Вот какая сказка о животных. Вы запомнили, как она называется?

- Назовите тех, кто поселился в домике – теремке.

- Как они просились в теремок? Что они говорили?

Физминутка

(Дети выполняют движения согласно тексту)

У нас славная осанка

Мы свели лопатки.

Мы ходим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята

И как мишка косолапый.

И как серый волк – волчище.

И как заинька – трусишка,

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

- Давайте поиграем в эту сказку. У нас уже есть домик – теремок. Давайте поселим туда зверей. Но зверей мы будем выбирать из кружочков. Какой кружок больше всего подходит к герою по цвету, тем кружком и будем обозначать.

- Кто самый первый пришел к теремку?

(мышка)

- Мышка какого цвета? (серая)

- Но мышка же очень маленькая, значит, нам нужно найти круг серого цвета и маленького размера.

- Коля, найди такой кружок и помести его возле теремка.

- Кто пришел следом за мышкой? (лягушка)

- Какого она цвета?

- Значит, мы ищем кружок зеленого цвета, это у нас будет лягушка.

- Маша, найди такой кружок и помести его возле мышки.

- Следом за лягушкой прискакал… заяц.

- Какого он цвета?

- Тоже серого, но он больше, чем мышка. Значит, мы возьмем круг серого цвета, но большой по размеру. Ксюша, найди такой кружок и помести его возле лягушки.

- Кто же пришел потом? (лиса)

- Каким же кружком мы обозначим лисичку? Варя, каким бы кружочком ты обозначила лисичку?

- Молодец, оранжевым, потому что она рыжая. Помести его возле зайца.

- Следующий кто пришел? (волк)

- Ребята, у нас уже нет серых кружочков, поэтому давайте волка обозначим черным кругом.

- Антон, найди черный круг и помести его возле лисы.

- И кто же пришел последним и сломал теремок? (медведь)

- Для него у нас остался лишь один круг. Какого он цвета?

- Егор, поставь его возле волка.

- Вот посмотрите, как мы с вами построили сказку.

- А теперь давайте повторим ее, глядя на наши кружочки.

Повтор сказки с помощью воспитателя.

- Какие вы молодцы. Вы очень хорошо запомнили и повторили сказку. Большое вам спасибо.

Кукольный театр

«Русская народная сказка «Курочка ряба»

Цель: формировать умение эмоционально воспринимать сказку, воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.

Материал: кукольный театр, книга со сказкой.

Ход деятельности

- Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию. Как вы думаете, что за сказку мы с вами сегодня будем читать? ( «Курочка Ряба»)

- Правильно! А сейчас садитесь поудобнее и слушайте сказку.

Чтение сказки.

- Вам нравится эта сказка?

- Назовите героев сказки.

- А сейчас мы с вами будем эту сказку рассказывать с помощью вот этих кукол.

- Давайте с помощью считалки выберем тех, кто будет показывать героя сказки.

- За дедку будет Никита, за бабку – Ксюша, за курочку – Аля, за мышку – Егор. А сказку будет рассказывать Дарина.

Рассказ и показ сказки.

Непосредственно образовательная деятельность

«Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

Цель: закреплять умение воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.

Материал: картины с изображением героев, книга со сказкой.

Ход деятельности.

- Ребята, посмотрите, кто это пришел к нам в гости? (заяц)

- Ой, смотрите, он еще принес с собой книгу со сказкой. Давайте попробуем догадаться, как называется эта сказка! Как вы думаете?

- Правильно! Эта сказка называется «Лиса, заяц и петух». Прочитаем её?

Чтение сказки.

- Где жили лисичка и заяц?

- Что случилось и домиком лисички?

- Давайте поставим на доску домик зайчика.

- Что же тогда придумала лиса?

- Данила, подойди и найди лису. Помести её возле домика.

- Как вы думаете, она правильно поступила? Почему?

- А что сделал заяц?

- Маша, подойди и найди зайца. Помести его на фланелеграфе, с другой стороны домика.

- Кто хотел помочь зайчику? (собака и медведь)

- Лера, подойди и найди их. Помести на фланелеграфе возле зайчика.

- Расскажите, как лиса всех пугала? Какие слова говорила?

- Кто же все-таки помог зайчику? (петух)

- Саша, подойди и найди петушка. Помести его возле зайчика.

- Расскажите, как петушок сумел выгнать лису из домика.

Физминутка «Как у наших у зверят»

Как у наших у зверят

Лапки весело стучат:

Топ – топ – топ, топ – топ – топ,

А устали ножки,

Хлопают ладошки:

Хлоп – хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп,

А потом вприсядочку

Пляшут звери рядышком.

А как пустятся бежать –

Никому их не догнать.

- Молодцы! Садитесь на стульчики. А сейчас мы с вами еще раз расскажем сказку.

Рассказывание сказки.

Непосредственно образовательная деятельность

«Чтение русской народной сказки «Репка»

Цель: помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели.

Материалы: листы бумаги с нарисованными кружочками на каждого ребенка, карандаши, книга со сказкой «Репка», игрушечная мышка.

Ход деятельности

- Дети, посмотрите, какая крошечная гостья сегодня у нас в группе.

Показываю игрушечную мышку, рассматриваем её.

- Какая она?

- Ребята, эта мышка хвастает, что сумела вытащить самую большую репку. Даже сказку нам такую принесла. Садитесь поудобнее, слушайте сказку.

Чтение сказки с показом иллюстраций.

- Дети, как вы думаете, мышка сама вытащила репку?

- Конечно, ей помогали все. Поэтому мы скажем нашей гостье, что хвастаться не надо. Ведь трудились все вместе, а любое дело делать лучше вместе дружно. А сейчас мы с вами эту сказку попробуем пересказать. Но сначала давайте сядем за столы.

- Что вы видите на листке?

- Поиграем в волшебников. Превратим кружки в героев сказки «Репка». А чтобы кружочки получились красивыми, нам нужно сначала размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Четыре братца»

Идут четыре братца,

Навстречу им старшой:

- Здорово, Большак!

  • Здорово, Васька – указка

Мишка – середка,

Гришка – сиротка,

Крошка – Тимошка.

- А теперь берем карандаши. Первый кружок превратим в репку. Репка какая?

(большая, круглая, желтая)

- У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом.

- Выросла репка большая – пребольшая. И кто пошел её рвать? (дед)

- Превратим второй кружок в деда. Что же мы ему нарисуем? (глаза и бороду)

- Тянет – потянет, вытащить не может. Кого позвал дед? (бабку)

- Превратим следующий кружок в бабку. Нарисуем ей глаза, нос, рот и завязки от платочка, похожие на два маленьких кружочка.

- Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Кого позвала бабка?

(внучку)

- Превратим следующий кружок во внучку. Нарисуем ей глаза, нос, рот и две волнистые косички.

- Вытянули они репку? (нет)

- Кого позвала внучка? (жучку)

- Превратим следующий кружок в Жучку. Нарисуем ей ушки и хвостик колечком.

- Получилось вытянуть репку? (нет)

- Кого позвала Жучка? (кошку)

- Превратим следующий кружок в кошку. Нарисуем ей ушки, как у Жучки, и усы.

- Получилось вытянуть репку? (нет)

- Кого позвала кошка? (мышку)

- Превратим следующий кружок в мышку. Нарисуем ей круглые ушки и хвостик.

- Вытянули они репку? (да)

Физминутка.

- Репка выросла большая – пребольшая, покажите какая. (руки вверх, тянемся на носочках)

- А мышка какая? Маленькая, покажем. (сели на корточки)

- Дед у нас высокий, высокий.

- А кошечка маленькая. Покажите кошечку.

- А как Жучка умеет хвостиком вилять?

- Кошечка сердится на жучку.

- А теперь давайте посмотрим на кружочки и вспомним сказку.

Рассказывание сказки.

- Молодцы.

Тема: «Путешествие в страну сказок»

Цель: закрепить знание русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Материал: кукольный театр по сказке «Колобок», игрушка Каркуша. Иллюстрации к сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок».

Ход образовательной деятельности

- Ребята, посмотрите к вам в гости прилетела Каркуша и принесла с собой картинки. Она знает, что мы с вами прочитали очень много русских народных сказок и хочет их вспомнить вместе снами.

I. Беседа по иллюстрациям.

1. Иллюстрация к сказке «Курочка Ряба».

- Кого вы видите на этой картинке?

- Какое яйцо снесла Курочка Ряба?

- Кто разбил яйцо?

- Как называется сказка?

2. Иллюстрация к сказке «Репка».

- Кто посадил репку?

- Какая выросла репка?

- Кто помогал деду тянуть репку?

3. Иллюстрация к сказке «Теремок».

- Кто жил в теремке?

- Кто разломал теремок?

Какие же вы молодцы, ребята, все сказки отгадали.

II. Инсценирование сказки «Колобок».

- А сейчас мы пойдем в гости к сказке, а как она называется, вы мне потом скажите.

Мы шагаем по дорожке.

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладошки.

Раз, два! Раз, два!

- Посмотрите, коробочка, давайте посмотрим что там.

- Кто это? (колобок)

- Как же называется сказка? Давайте попробуем ее рассказать.

- Жили-были дед да баба. Вот сказал дед бабе: «Испеки мне колобок». Старуха так и сделала, намела, наскребла и скатала Колобок, испекла его и положила на окошко остывать. Надоело Колобку лежать. Он и покатился. И мы пойдем за ним. Катится Колобок, катится, а навстречу колобку…

- Посмотрите. Прыг, скок, скачет… (зайчик) белый бок.

Зайчик. Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок (воспитатель держит игрушку на руке). Не ешь меня, зайчик, я тебе стихотворение про зайчика расскажу. Давайте поможем колобку, расскажем стихотворение.

Физминутка

Жили-были зайчики на лесной опушке,

Жили-были зайчики в беленькой избушке,

Мыли свои ушки, мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики, надевали тапочки.

Прыгали по полю.

- И покатился Колобок от зайчика. Катится колобок, катится, а навстречу ему кто-то идет. — Угадайте, кто?

Он в лесу холодном

Ходит злой, голодный.

(Волк)

Волк. Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою. Я Колобок, Колобок…

- Пропел Колобок свою песенку и покатился дальше, только волк его и видел.

- Катится колобок, катится, а навстречу ему…

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

Медведь. Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок. Не ешь меня, медведь, давай лучше поиграем.

Игра «Медвежонок».

(Медвежонок в кругу на стульчике, дети водят хоровод, убегают).

Медвежонок, медвежонок

Спит зимой в берлоге.

Тише, дети, не шумите,

Медвежонка берегите,

Тихо подходите, ласково будите.

- Покатился Колобок дальше. Навстречу ему …

Рыжая плутовка,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Кто это?

(лиса)

Лиса. Колобок, колобок, я тебя съем.

Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою и поиграем.

- Но лиса была хитрая она Колобка ам и съела.

- А бабушке и дедушке без Колобка скучно. Давайте, ребята, слепим из теста им Колобка, что бы дед с бабой не грустили.

- Какой Колобок? (Круглый, желтый, веселый).

Лепка колобка из теста

- Понравилось вам путешествовать по сказкам?

- Какие сказки мы с вами вспомнили?

- Где живут медведь, лиса, заяц, волк?

- Молодцы, ребята. Красивые Колобки у вас получились.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год