Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Приобщаем детей к чтению»
Учим Чтению
Автор: Котельникова Диана   
22.07.2018 21:17

«Приобщаем детей к чтению»«Приобщаем детей к чтению»

Актуальность проекта.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу компьютерным играм, просмотру телепрограмм и видеофильмов. Эта печальная реальность заставляет задуматься и попытаться исправить положение.

По мнению Флёриной Евгении Александровны: «Чтение, рассказывание художественного произведения, разговор, а также рассказывание самих детей развивают мышление и навыки речи».

С раннего возраста детям необходимо читать много книг. Очень важно, чтобы они полюбили это занятие и у них появился интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что оно выражает. Благодаря этим навыкам у детей будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

 

Скачать конспект

Дети дошкольного возраста – слушатели. Каждую книгу нужно донести до них как произведение искусства, раскрыть ее замысел, научить детей эмоциональному реагированию на прочитанное, сопереживанию чувствам и поступкам героев.

Только в этом случае книги становятся живыми друзьями для детей. Они как бы разговаривают с ребенком, дают добрый совет, приглашают в захватывающий мир приключений.

Чтобы воспитать у детей любовь к книге, взрослый должен сам проявлять к ней интерес, понимать ее роль в жизни человека, уметь интересно беседовать при анализе произведения.

В ходе моих наблюдений за детьми при чтении им художественной литературы и при общении с родителями на данную тему, мною были выявлены следующие проблемы:

  • недостаточные знания у дошкольников о произведениях художественной литературы и об их авторах;
  • ослабевающий интерес у детей к книге;
  • неумение бережно обращаться с книгой;
  • бедность активного словаря, грамматические ошибки в речи у дошкольников;
  • неумение детей вести диалог по прочитанному произведению и пересказывать его;
  • неумение детей обыгрывать сказки и другие произведения художественной литературы;
  • предпочтение книге детьми и родителями других источников информации: телевидение и интернет;
  • непонимание родителями того, что книга-это особый художественный способ познания окружающей действительности.

Изучив данные проблемы, я поставила перед собой цель:

развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к художественной литературе.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1) с детьми:

  • формировать понятие о книге как источнике знаний;
  • формировать представление о роли книги в жизни человека;
  • знакомить с историей создания книги;
  • знакомить с творчеством детских писателей (С. Я. Маршак, В.Осеева, К.И. Чуковский, В.Г. Сутеев), с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (В. Г. Сутеев, Е.И. Рачев, Е.И. Чарушин);
  • воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге;
  • вызывать положительные эмоции при чтении книг;
  • способствовать развитию связной, грамматически правильной речи, звуковой и интонационной культуры;
  • формировать умение пересказывать произведения, побуждать к инсценировкам;
  • способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности;
  • расширять словарный запас. Развивать диалогическую и монологическую речь.

2) с родителями:

  • расширять представление родителей о детской литературе;
  • приобщать родителей к семейному чтению произведений;
  • вызывать интерес у родителей к проектной деятельности как способу развития познавательного интереса дошкольников;
  • привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях, организованных в рамках проекта.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель, родители.

Партнеры проекта: районная библиотека.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • кадровые ресурсы: воспитатель, родители и воспитанники группы.
  • материальные ресурсы: проектор, экран, ноутбук, принтер, магнитофон, методическая литература, дидактические игры и пособия, художественная литература.
  • информационные ресурсы: см. Приложение 3

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение интереса у детей к художественной литературе: желание слушать, рассматривать иллюстрации, обыгрывать эпизоды.
  2. Бережное отношение детей к книгам.
  3. Появление у детей самостоятельности, активности по взаимодействию с книгой.
  4. Пополнение и активизация словаря, развитие лексико-грамматического строя речи детей.
  5. Активное участие родителей в жизни детского сада.
  6. Появление потребности у детей и родителей посещать библиотеку.

Продукт проекта:

  1. Изготовление книжки-самоделки «Цыплёнок и утёнок».
  2. Проведение акции «Подари книгу группе «Солнышко»».
  3. Выставка поделок творческой мастерской «Очумелые ручки».

Результаты проекта:

В результате проведенной работы:

дошкольники знают и понимают:

  • как книга «рождается»
  • к книгам надо относиться бережно
  • для чего нужны библиотеки, и с какой целью их нужно посещать.

воспитанники умеют:

  • различать жанры художественных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)
  • называть авторов произведений (С, Я. Маршак, В.Осеева, К.И. Чуковский, В.Г. Сутеев)
  • пересказывать прочитанные произведения
  • поддерживать диалог по прочитанному произведению
  • обыгрывать эпизоды из произведений художественной литературы.

Я отметила:

  • у воспитанников появился устойчивый интерес и желание к общению с книгой
  • дети стали внимательнее слушать произведение и активнее участвовать в его анализе.

Подводя итог, можно сказать, что проект «Приобщаем детей к чтению» позволяет не только расширить знания детей о художественных произведениях и их авторах, но и является отправной точкой для дальнейшего развития проектной деятельности и открывает новые формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Перспектива дальнейшего развития проекта

В дальнейшем планируется:

  • пополнение библиотеки группы книгами, сделанными руками детей, где дети выступят не только иллюстраторами, но и попробуют себя в роли авторов;
  • продолжение знакомства с другими детскими поэтами и писателями, а также художниками иллюстраторами.

Комплексно-тематический модуль по проекту

«Приобщаем детей к чтению».

Образовательная область — Художественно-эстетическое развитие

Форма организации детских видов деятельности:

  • Разрезные картинки «Герои сказок»
  • Раскраски «Герои произведений В.Г. Сутеева»
  • Изготовление атрибутов к игре «Библиотека» (читательские билеты)
  • Чтение художественной литературы: Русские народные сказки, произведения С.Я. Маршака, В.Осеевой, К.И. Чуковского, В.Г. Сутеева
  • Разучивание стихотворения «Веселый счет» С.Я. Маршак
  • Кукольный театр «Три поросенка», «Журавль и лиса», «Сказка о глупом мышонке»
  • Драматизация сказки «Репка на новый лад»
  • Прослушивание аудиозаписей произведений К.И. Чуковского в авторском исполнении
  • Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные сказки»
  • Прослушивание песен «Песня Чебурашки» (сл. Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»), «Ничего на свете лучше нету» (Ю. Энтин «Бременские музыканты»)
  • Рассматривание иллюстраций В.Г. Сутеева к своим произведениям и к произведениям К.И. Чуковского, иллюстраций Е.И. Рачева к русским народным сказкам, иллюстрации Е.И. Чарушина к книге «Детки в клетке» С.Я. Маршака

Творческая мастерская:

  • Пластилинография «Усатый-полосатый» (С. Я. Маршак)
  • Аппликация «Пудель» (С. Я. Маршак «Пудель»), «Закладка для книг»
  • Изготовление поделок «Мышонок» (С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»), «Шалтай-Болтай» (С. Я. Маршак «Шалтай-болтай»)
  • Изготовление игрового макета (совместная работа дети-воспитатель) «Зоопарк» (С. Я. Маршак «Детки в клетке»)
  • Нетрадиционное рисование (ниткография и пальчики) «Яблоня с золотыми яблоками»
  • Рисование на тему «Моя любимая сказка», «Радуга-дуга» (С. Я. Маршак)
  • Совместная деятельность оригами «Собака» (В. Осеева «Плохо»)
  • Коллективная аппликация из круп (греча и крашеный рис) «Дерево» (В. Осеева «Синие листья»)

Образовательная область – Социально-коммуникативное развитие

Форма организации детских видов деятельности:

  • Сюжетно-ролевые игры «Библиотека, «Книжный магазин», «Вокзал»
  • Строительная игра «Вокзал» (по произведениям С.Я. Маршака)
  • Режиссёрская игра с маленькими животными с использованием макета «Зоопарк»
  • Ручной труд «Книжкина больница»
  • Просмотр обучающего фильма «Как рождаются книжки»
  • Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Мешок яблок»
  • Проблемная беседа «Правила обращения с книгами», «Как вести себя в библиотеке»
  • Инсценировка стихотворения «Вот, какой рассеянный», «Пудель» (С. Я. Маршак)
  • Совместное мероприятие (дети-родители-воспитатель): посещение Театра на Спасской (спектакль «Кошкин дом»)

Образовательная область – Физическое развитие

Форма организации детских видов деятельности:

  • Утренняя гимнастика «Кошкин дом», «Репка»
  • Пальчиковые игры «Воскресная прогулка» (С. Я. Маршак)
  • Гимнастика для глаз с использованием проектора «Незнайка в цветочном городе»
  • Физкультминутка «Мыши» (С. Я. Маршак)
  • Подвижная игра «Лиса и заяц» (сказка), «Хитрая лиса» (сказка), «Мой веселый звонкий мяч» (С. Я. Маршак), «Солнышко и дождик» ( «Краденое солнце» К.И. Чуковский)
  • Участие в физкультурном досуге «В гостях у Незнайки»

Образовательная область – Познавательное развитие

Форма организации детских видов деятельности:

  • Дидактические игры «Вспомни сказку, в которой была цифра 3», «Кто, из какой сказки?», «Мир книг», «Сложи сказку»
  • Дидактическое упражнение «Нарисуй карту путешествия Колобка по лесу»
  • Игра -пазлы «Герои сказок»
  • Настольно печатные игры «Сложи картинку», «Путешествие по сказкам»
  • Целевая прогулка «В гости к книжкам» (посещение районной библиотеки)
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Бумага» (ее свойства и качества)»

Образовательная область – Речевое развитие

Форма организации детских видов деятельности:

  • Тематические беседы «Берегите книги», «Зачем нужны книги», «Для чего нужны библиотеки»
  • Составление творческого рассказа «Моя любимая книжка»
  • Речевые игры «Доскажи словечко» (загадки о героях сказки), «Подумай-разгадай» (загадки по произведениям С.Я. Маршака), «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи», «Продолжи фразу героя сказки», «Из какого произведения герой», «Узнай героя по описанию»
  • Дидактические игры «Расскажи сказку по сюжетным картинкам», «Героический поступок» (по произведениям К.И. Чуковского)
  • Обсуждение смысла пословицы «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

Приложение 3

  • Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир. // Москва. Баллас. – 2001. – 301 с.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008
  • Гиценко З.А. «Ты детям сказку расскажи…», М.: Линка-пресс, 2003г.
  • Гурович «Ребенок и книга», СПб.: Изд-во «Акцидент», 1996г.
  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ: Сфера, 2006
  • Киселева Т. Это помнят и ребята и взрослые: (из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака) // Библиотека. – 2002. — № 10. – С. 42-44.
  • Кузнецова А.Н. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. // Москва. РиколКлассиик дом, 2006 – 189 с.
  • Куликовская Н. «Увлечь книгой», ж. «Дошкольное воспитание», №5 2007, стр. 33-41
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. *Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  • Папулова С. Путешествие по стране Маршака: (сценарий) // Библиотека. – 2001. — № 9. – С. 70-72.
  • Подумай-разгадай: (загадки в стихах к произведениям Маршака) // Отчего и почему. – 2000. — №3. – С. 18 – 19
  • Ушакова О.С., Арушанова Л.Г. Скажи по-другому. // Самара СИПКРО – 1994. – 120с.
  • Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. -М.: 1961-272с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год