Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Чтение художественной литературы
Учим Чтению
Автор: Шальнова Олеся Владимировна   
29.02.2016 11:51

Чтение художественной литературыЧтение художественной литературы

Чтение художественной литературы всегда было необходимо для любого человека. Не смотря, что сейчас век телевизоров, интернета, новейших телефонов, читать надо и взрослым и детям. Как это здорово, взять в руки книгу, ощутить ее запах, подумать о том, сколько человек ее прочитали до тебя. Окунуться в строки написанного и улететь вместе с автором в удивительную страну литературы. Ведь когда мы читаем, то становимся героями той или иной книги. Ты как бы попадаешь в то время и место, проживая весь сюжет. Это хорошо нам, взрослым, нашим детям, которых мы научим читать. Но ведь среди нас есть те, которые не умеют читать, и из за своих «особенностях» никогда не научатся.

Я работаю в детском доме для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. Эти дети разные и по своим личностным характеристикам, и по физическому, и по умственному развитию. Дети с ОВЗ — это дети, имеющие различные отклонения физического или психического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, к сожалению, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Скачать конспект

У них очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, мышления, памяти, речи, моторики. У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление это непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте они с большим трудом понимает чужую речь. Дети, не умеющие говорить, общаются жестами, отдельными звуками, которыми они пытаются изъясняться. Словарный запас говорящих детей невелик, грамматический строй предложений примитивен. И задача тех, кто взял на себя ответственность быть рядом с ними, исправить эти недостатки. Все дети независимо от их психического, интеллектуального, физического развития и возраста очень любят слушать сказки. Так как у детей с ОВЗ, по сравнению с детьми нормально развивающимися, гораздо низкий уровень знаний об окружающем мире. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Чтение сказок расширяют их познания и кругозор. Работа с книгой, занимает ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта, речи. Я работаю с такими детьми третий год. Первое время, при чтении детям сказок были большие трудности: дети не хотели сидеть, слушать, а о пересказе и речи не было. Но медленно и уверенно я шла к своей первой цели – научить слушать. С начало это был один, затем два. А на сегодняшний день уже все мои воспитанники с удовольствием каждый вечер слушают сказки. Лучше всего конечно русские народные сказки "Три медведя", "Репка", "Колобок", "Волк и семеро козлят" вызывающие наименьшее затруднение в восприятии. Но у меня еще одна цель – научить пересказывать. Как? Первым шагом было: чтение сказок и беседа о прочитанном. Это, во-первых, вводная часть, своего рода подготовка к восприятию сказки, зачин сказки как создание положительного настроя. Далее происходит чтение либо рассказывание сказки, после чего обязательно следует беседа о прочитанном с рефлексией и анализом сказочных ситуаций.

Задаются вопросы детям в ходе беседы:

1. Вопросы об эмоциональном отношение детей к героям, явлениям и ситуациям (Что больше всего понравилось в сказке? Кто понравился или не понравился? и т.п.).

Эти вопросы задаются, как правило, в начале беседы, они оживляют и обобщают первые, непосредственные впечатления.

2. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания сказки.

При ответах на эти вопросы, ребенок учится логически выстраивать факты и события сказочного повествования, развивая память и логическое мышление.

3. Вопросы на выявление основного замысла сказки, ее суть.

Такие вопросы позволяют выявить, насколько правильно понято детьми содержание сказки.

4. Вопросы причинно-следственного характера, обращающие внимание детей на причину событий и мотивы поступков персонажей.

Вопросы такого рода побуждают ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, замечать логическую закономерность событий.

5. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам

(О чем эта сказка? Кто является главным героем сказки?).

При этом следует учить ребенка правильно воспроизводить последовательность событий, называть основные поступки действующих лиц. У кого то это получается лучше, у кого то хуже, а кто то пока никак не осилит эту задачу. Но надо двигаться дальше.

Пересказ

…Я стала пробовать мнемотаблицы не только на занятиях, но и при чтении сказок.

Мнемотаблицы – это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.

Мнемотаблицы или мнемосхемы — это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.

Мнемотаблицы используются для следующих целей:

  • Расширение объема словарного запаса.
  • Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
  • Облегчение процесса заучивания стихов.

Много нашла в интерне, но не для всех сказок есть. Стала рисовать сама.

И пересказ пошел на раз, два.

Моя коллега Тарарина Т.Н. у нас в группе оформила «Дерево сказок» и я с удовольствием к ней присоединилась. И теперь каждый вечер мальчишки с нетерпением ждут появления нового героя под нашим деревом. Когда приходят гости в группу, они показывают и на перебой называют сказки.

Через «прочтение» книг происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.

Читайте детям книги, и вы увидите, как раскрываются наши детки. Как появляется желание слушать и рассказывать самому.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год