Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование жанров календарной поэзии в работе с детьми дошкольного возраста
Учим Чтению
Автор: Иванова Наталия Леонидовна   
13.02.2015 00:59

Использование жанров календарной поэзии в работе с детьми дошкольного возраста. Иванова Наталия Леонидовна воспитатель первой  квалификационной категории МАДОУ Центр развития ребенка "детский сад №34 "Золотой ключик"  г. Северодвинск

Использование жанров календарной поэзии в работе с детьми дошкольного возраста.

 Актуальность темы определяется, прежде всего, тем интересом, которое проявляется в настоящее время педагогической наукой и практикой к народной системе воспитания.

Народная педагогика, как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры масс зародилось в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения. представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней своеобразных миниатюрах (поговорки, пословицы, сказки, песни, легенды и т.д.) нашло яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народа. К сожалению, не все это богатство используется в современной воспитательной системе ДОУ. Это относится и к жанрам календарной поэзии. Не все воспитатели вооружены литературоведческими и педагогическими знаниями о воспитательных возможностях календарной поэзии, что затрудняет ее использование  в работе с детьми.

Данные обстоятельства предопределили выбор темы.

Наша цель: определить педагогические условия эффективного использования жанров календарной поэзии в работе с детьми дошкольного возраста.

Объектом исследования стали жанры календарной поэзии в детском фольклоре и их место в  учебно-воспитательном процессе ДОУ.

А предметом исследования стал процесс использования календарной поэзии русского народа в работе с детьми дошкольного возраста.

Нашей задачей было:

- изучить литературоведческие, психолого-педагогические и методические источники

- определить особенности жанров календарной поэзии зимнего, весенне-летнего и осеннего циклов

- выделить жанры календарной поэзии в детском фольклоре и раскрыть их поэтическое разнообразие

- определить принципы отбора произведений календарной поэзии для работы с детьми в ДОУ.

- разработать методические рекомендации по использованию календарной поэзии  в работе с детьми 6-7 лет.

В своей работе мы использовали

- теоретические методы (изучение трудов по фольклористике, эстетике, в которых раскрывается научная картина мира и процесс ее познания; анализ психолого-педагогической и методической литературы)

- эмпирические (беседы с воспитателями и детьми, наблюдение и анализ в ДОУ, обобщение опыта работы воспитателей в ДОУ)

 

В народе говорят, что нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее, не поняв исторических корней.

В своей работе мы обращаемся к календарной поэзии, к традиционным календарным обрядам, то есть к историческим корням русской национальной культуры.

Календарные обряды и обрядовая поэзия в своей основе – древнейший вид народного творчества. Они были теснейшим образом связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей. Основным занятием славянских народов издавна было земледелие, и их календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древние взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, повседневные думы и заботы крестьянина о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.

Но как всегда, во всем, что связано с календарной обрядностью, неизменными участниками обрядовых действий остаются дети.

В переводе с английского языка folklore (или фольклор) означает «народная мудрость». В более широком смысле это слово означает часть духовного богатства народа; произведения устно-поэтического творчества народа.

Хранителями и распространителями фольклора издавна были те, кто занимался воспитанием детей (родители, бабушки, дедушки, няни), а также сами дети. В связи с этим часть произведений УНТ исследователи стали выделять в особый вид – « детский фольклор».

Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения УНТ, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Отличительная черта  детского фольклора выражается в учете психологии и возрастных особенностях детей.

В детском фольклоре есть и такие произведения, которые созданы самими детьми. Они возникали в играх и быту детей. Это творчество детей.

Таким образом, детский фольклор – это произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставших детскими, собственное творчество детей. Отличительная черта всех этих произведений состоит в учете возрастных особенностях детей. Этот фольклор выражает духовный мир ребенка.

Произведения народной поэзии – потешки («Ладушки», «Гуленьки», «Сорока-белобока» и др.), песенки («Киска», «Петушок», «Жили у бабуси» и др., байки (колыбельные песни – «Баю- бай» и др.) – первые стихи, которые узнает ребенок, легко и охотно заучивает наизусть, запоминает на всю жизнь.

Эти короткие произведения УНТ важны для воспитания ребенка, приобщения к культуре своего народа. Они привлекают внимание детей, успокаивают и развлекают их. Через народную поэзию малыши познают окружающий мир, знакомятся с нормами поведения, получают первые представления  нравственности. В небольших по объему и незамысловатых по содержанию народных стихах отражена любовь к труду («Наша Катя подрастает», «Пальчик-мальчик» и др.), показано товарищество и дружба («Кисонька – мурысонька », «Пошел котик на…»). Потешки рассказывают об аккуратности, чистоплотности, послушании («Водичка-водичка», «Расти коса до пояса»). Народная поэзия знакомит ребенка с красочной, образной, поэтической «речью русского народа», учит «тонкостям родного языка».

Народная сказка, как и произведения малых фольклорных жанров, с которыми ребенок знакомится в ДОУ, приближает детей к культуре народа, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Сказки учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помогать слабому.

Но, детская народная культура возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной стороны, детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой – дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося жизненного строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младших поколений. Это относится к произведениям календарной поэзии.

Круг годовых (календарных) обрядов открывается новогодними (святочными) обрядами. Праздновались Святки. Одним из самых примечательных явлений святочных праздников было колядование . Самый веселый праздник, продолжавшийся целую неделю – Масленица (игры, песни,  обряды встречи и проводы Масленицы). Ждали весну – пекли жаворонков и пели « веснянки». Весенний Егорьев день отмечался 23 апреля. В этот день, как правило, первый раз выгоняли стадо в поле. Это важное событие крестьян обставлялось обрядами. « Зеленые святки» - последняя неделя перед троицей. Главным обрядом семицкой недели был обряд «завиванья венка». Купальские обряды, обряд «завиванья бороды» - с большим удовольствием дети наблюдали за увеселением взрослых во время различных календарных праздников, а иногда и сами принимали участие в этих праздниках, исполняли различные календарные песенки.

Если в празднике сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. Народные праздники со всеми, относящимися к ним суеверными обрядами, хороводами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни.

В числе традиционных народных праздников – Святки и масленица, Красная Горка и Семик, Иванов день (Купала) и многое другое. И с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы и наблюдения. Святки, праздник Крещения, Масленица, проводы зимы, встреча весны, Благовещенье , Троица, Ивана Купала, Покров день – все эти праздники,  песни и игры включают в единое праздничное действие и детей и взрослых.

Собранные материалы свидетельствуют о том, что обрядовая календарная поэзия используется в ДОУ в связи с тем, что в наши дни обрели статус государственных праздники Рождества. Нового года. В традиции города в целом и многих ДОУ входит празднование Масленицы, Наступления весны, Праздника урожая и некоторые другие.

Пробуждение интереса к национально-региональной культуре Поморья способствует разработке различных по своей направленности программ ДОУ, где находит место и обрядовая календарная поэзия.

Анализ программ показывает, что в них не учитывается специфика жанров календарной поэзии, не конкретизированы календарные обряды. Некоторые  обрядовые  календарные праздники лишь называются, но не связываются с конкретными произведениями  календарной поэзии.

Беседы с воспитателями показали, что они знают обрядовые праздники. Называют некоторые жанры календарной поэзии. Однако, используются они бессистемно, нецеленаправленно, от случая к случаю и не связываются с конкретными праздниками и учебной деятельностью детей. Знания обрядовой календарной поэзии у детей, как правило, отсутствуют. Лишь отдельные из них в ходе беседы назвали колядки, но текст не знают.

На основе некоторых критериев мы отобрали произведения календарной поэзии, которые использовали в повседневной работе с детьми.

Занятия являются основной организационной формой систематического и целенаправленного обучения детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями программы.

На занятиях дети знакомятся с произведениями УНТ, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Формы ознакомления с жанрами календарной поэзии могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Художественная деятельность детей на занятиях должна находить разнообразные формы выражения: изучение художественного наследия, посещение музеев, выставок, просмотр слайдов, фильмов, репродукций, прослушивание фольклорных произведений и непосредственно творческая деятельность детей.

Нами проводились занятия по развитию речи. Среди важнейших средств формирования речи ученые называют произведения художественной литературы и устного народного творчества. При ознакомлении детей с явлениями природы, развитии интереса к жизни и деятельности людей, животного и растительного мира, интереса к предметам и явлениям окружающей жизни использовать произведения календарной поэзии необходимо на занятиях по ознакомлению с окружающим. На музыкальных занятиях дети усваивают необходимые навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально- ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Знакомили детей  с различными видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, воспитывали у детей интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы художественного народного творчества, иллюстрации в книгах.

В детском саду, где нами проводилась работа, одним из средств всестороннего развития ребенка является  - календарный праздник. Это уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев и обрядов. Новый год, колядки, Масленица, Пасха и другие праздники проходили с ряжеными, со сказочными героями, с музыкальными или шумовыми инструментами, пеклись блины, катались на горках, сжигали чучело Масленицы, пекли «жаворонков», водили хороводы, делали яйца из папье-маше, разукрашивали и играли в народные игры.

Много радости и тепла дарят праздники детям. Каждый год запускают дети кораблики по первым звенящим ручьям.  Здесь тоже большую помощь оказывают родители. Мы стараемся как можно ближе приблизить родителей к истокам русского творчества, проводя семейные праздники и досуги, дни открытых дверей, письменные консультации и сведения о том или ином народном празднике.

Благодаря систематическому использованию произведений календарной поэзии в работе с детьми и поощрению со стороны воспитателей детского сада и музыкального руководителя, у дошкольников повысился интерес к календарной поэзии. Знания детьми произведений календарной поэзии помогают дошкольникам в общении не только между собой, но и со взрослыми, помогают детям  быть эмоциональными, раскрепощенными, открытыми и талантливыми.

Богатейшее УНТ и календарная поэзия в частности являются неисчерпаемым источником для изучения народной педагогики и психологии, философской и этической мысли народа.

Изучая жанры календарной поэзии, мы убедились в том, что именно дети по сложившейся традиции наследовали и удерживали в своей культуре ( в детском фольклоре ) многие уходящие из жизни взрослых произведения. Это относится к обрядовым песням, связанным с празднованием Нового года, Рождества, Масленицы и других.

Уровень представлений детей, обнаруженный нами в начале и конце обучения, свидетельствует об их количественном и качественном изменении. Таким образом, были решены поставленные задачи.

Список информационных источников:

1. Аникин В.П.  Начало всех начал/ Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.- Вып.1. – М., 1991 , С.5-18

2. Афанасьев А. Н. Народные праздники// Древо жизни. – Москва,1982, - С.21-37

3. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. – Иркутск, - 1925, - С.3-17

4. Гранев В. Д  Календарь российских земледельцев. – Москва,1991, - С.4-5

5. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М.: Дет. лит. – 1987, 135с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год