| АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ |
| Адаптация | |
| Автор: Коткина Полина Анатольевна | |
| 16.11.2025 21:42 | |
|
Аннотация. В статье проанализированы особенности адаптации детей раннего возраста в период начала посещения детского сада. Рассмотрены вопросы роли родителей в период адаптации, а также партнерских отношений родителей со специалистами дошкольного учреждения. Ключевые слова: семья, дошкольное образовательное учреждение, адаптация, партнерские отношения, ранний возраст, стресс. Впервые термин «адаптация» был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, впоследствии стал использоваться в биологическом аспекте. Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно, представляется новым, но еще неизведанным пространством, с новым окружением, людьми и новыми отношениями. У ребенка появляется так именуемый «адаптационный синдром». Но тяжело приходиться не только ребенку, но и родителям, которым трудно видеть переживания и плачь своего ребенка. Помимо родителей и детей нелегко приходится так же и воспитателям, расходующим много времени на успокоение ребенка, отвлечение его от проблемы и снятие стресса, им нужно успеть все приготовить для качественного развития ребенка, соблюсти режим.
Адаптация охватывает безмерный спектр индивидуальных реакций, характер коих зависит от психофизиологических и личностных специфик ребенка, от сформировавшихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. Дома он был в центре внимания, взаимодействовал с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи, друзьями, знакомыми. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди остальных детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, скорректировать свое поведение, входить в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Это все приводит к нарушениям выработавшихся стандартов в деятельности и поведении ребенка, вызывает усиленной биологической и общественной адаптации к новым условиям. Все вышеперечисленные изменения одновременно, разом ударяют по ребенку, образуя для него стрессовую ситуацию, которая сможет привести к невротическим реакциям и нарушению психофизического состояния ребенка, если ее специально не организовать. Чтобы исключить подобных стрессовых ситуаций, необходимо грамотно и точно подойти к решению одной из ключевых проблем дошкольных учреждений-адаптации ребенка. Момент привыкания ребенка — безусловно сложный процесс. В настоящее время значительное содействие в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые обеспечивают познаниями о ведущей значимости взрослого в развитии малыша раннего возраста, о спецификах его психического развития, стадиях общения со взрослым и многое другое. Грамотно организованная работа педагога с детьми может стать задатком успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Эффективная адаптация ребенка зависит от многих условий — состояния здоровья человека, формирования навыков общения, специфик его центральной нервной системы, а также от совместных квалифицированных действий родителей и работников детского сада. Детский сад — это ступень, на которой малыш приобретает первый опыт взаимодействия с другими людьми и старается найти свое место среди них, учиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Помочь ребенку и родителям в адаптационный период возможно посредством реализации проекта игровых детско-родительских адаптационных встреч, который представляет собой цельный комплект средств, приёмов и методов, комплекс которых содействует действенному росту адаптационных способностей детей и содействует снятию напряженного состояния. Цель проекта — обеспечение благоприятного хода адаптационного периода. Работа происходит поэтапно. I шаг: подготовка абсолютно всех соучастников воспитательного процесса образования к адаптационно-игровым встречам. Профилактика психоэмоционального напряжения у деток наступает до поступления малышей в дошкольное учреждение. До начала адаптационных встреч проводятся мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и психологического просвещения родителей, разрабатывается курс работ с вовлечением профессионалов ДОУ, прогнозируется ход адаптации малышей, разрабатываются меры поддержки малышей категории риска. II этап — практический. Осуществление совокупности групповых адаптационных встреч. Цель — обеспечить положительный психологический климат в адаптационной группе ради наиболее легкого введения ребёнка в новую социальную среду. Работникам ДОУ вместе с родителями в течение двух недель проводятся игровые сеансы с детьми (игры-забавы, игры-сюрпризы, фольклорный материал и музыкальные игры), забавы с мыльными пузырями, использованы элементы телесно-ориентированной терапии, театрализованные, хороводные и пальчиковые игры, кроме того релаксационные упражнения и результативная деятельность. Данные формы пробуждают заинтересованность, получение позитивных эмоций у детей и родителей, что способствует уменьшению психоэмоционального напряжения. III этап — контрольно-аналитический. Цель — оценка эффективности проведённых мероприятий в рамках адаптационных встреч. На основании итогов адаптации детей раннего возраста отраженной в адаптационных листах воспитанников проводится единый анализ адаптации группы и выстраивается план последующей совместной работы педагогов и родителей. Баркан А. в своей работе «Его Величество Ребенок» выделяет 3 ключевые группы адаптивного поведения, для которых свойственны определенные поведенческие и эмоциональные реакции. Первая группа — группа легкой, или благоприятной, адаптации. Период легкой адаптации длится около 7 дней. У детей в это время могут отмечаться небольшие психосоматические расстройства, которые скоро проходят. В первые дни при исполнении режимных моментов малыши обычно капризны, но в группе довольно активны, несмотря на некоторую растерянность. Для детей группы легкой адаптации свойственны позитивные чувственные реакции на сверстников: они радуются при появлении определенного ребенка, могут притрагиваться к сверстникам, желают разглядеть его, огорчаются, когда за ребенком приходят родители или, когда их друзей не приводят в группу. Вторая группа — адаптация средней тяжести, или среднеблагоприятная адаптация. Отрицательные изменения в поведении ребенка и в общем его состоянии проявляются ярче, и привыкание к новым общественным условиям длится дольше — от 2 недель до 1 месяца. Малыш уже не может так быстро совладать со стрессом, вызванным переменами в его жизни, как дети первой группы. Более тяжелыми и фиксированными являются его реакции в условиях разлуки с близким человеком. В группе ребенок продолжает плакать, непрерывно зовет маму, просится домой, ходит за педагогом, волнуется и непрерывно спрашивает, когда за ним придут. В течение дня такой малыш пассивен и малоподвижен. У детей с адаптацией средней тяжести могут отслеживаться соматические реакции (рвота, аллергии, жалобы на головную боль или боль в животе и др.) которые пропадают только через 2–3 недели от начала их появления. Потихоньку дети начинают свыкаться с окружающей обстановкой, обращать внимание на новые игрушки. Они включаются на непродолжительное время в групповые игры, организованные взрослым, хоть и быстро утрачивают к ним интерес, контакт с прочими детьми в этот период неустойчивый. В совместной игре дети зачастую применяют лишь одно игровое действие, и такая игра не продолжительна. Малыши часто обращаются к воспитателю за помощью, отвечают на предложение поиграть, но не стараются завлечь его в свои занятия. Третья группа — группа тяжелой адаптации или неблагоприятная. При тяжелой адаптации отмечаются поведенческие нарушения, которые выражаются прежде всего в полярности проявлений: ребенок или подавлен, или очень возбужден. В режимных моментах появляются сложности: у детей резко изменяется пищевое поведение (снижается аппетит, вероятен полный отказ от еды), малыши плохо засыпают, капризничают. Дети бесконечно зовут маму, спрашивают, когда она придет, требуют у воспитателей ее позвать. Разлука и встреча с близкими протекает очень бурно и сопровождаются слезами и цеплянием. По отношению к сверстникам эти дети пассивны: они не выражают инициативы во взаимодействии, у них редко наблюдаются подражательные действия. Улучшение состояния ребенка при тяжелом варианте адаптации протекает очень медленно — в течение 2–3 месяцев. Сложность протекания адаптации зависит от ряда факторов, в том числе и от возраста поступления ребенка в дошкольное учреждение. Специалисты ДОО первое время безусловно должны ежедневно находиться в группе для детей раннего возраста, содействовать воспитателям в сопровождении детей с особо трудным поведением, общаться с родителями, передавать им информацию о ребенке и о том, как проходит адаптация у их малыша. При появлении у ребенка стойких признаков дезадаптации они должны помочь родителям подобрать более облегченный способ социализации. Например, порекомендовать походить с малышом в адаптационные группы, которые предусматривают совместное посещение с близким взрослым, или посещать группы при развивающих центрах, или начать посещение дошкольного учреждения с совместной прогулки с другими детьми. Воспитатель должен оказывать требуемую чувственную поддержку малышу, который проходит адаптацию, уделять ему избирательное внимание (особенно в более трудные режимные моменты — расставание с мамой, кормление, укладывание спать, гигиенические процедуры, выход на прогулку и т. д) — задавать чувство порядка, уюта, безопасности, готовности помочь, но при этом избегать излишней активности касательно ребенка, дабы не испугать его, не вызвать отрицательное отношение к детскому саду. Список литературы:
|



АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ








