Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Адаптация
Автор: Коткина Полина Анатольевна   
16.11.2025 21:42

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИАДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. В статье проанализированы особенности адаптации детей раннего возраста в период начала посещения детского сада. Рассмотрены вопросы роли родителей в период адаптации, а также партнерских отношений родителей со специалистами дошкольного учреждения.

Ключевые слова: семья, дошкольное образовательное учреждение, адаптация, партнерские отношения, ранний возраст, стресс.

Впервые термин «адаптация» был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, впоследствии стал использоваться в биологическом аспекте.

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно, представляется новым, но еще неизведанным пространством, с новым окружением, людьми и новыми отношениями. У ребенка появляется так именуемый «адаптационный синдром». Но тяжело приходиться не только ребенку, но и родителям, которым трудно видеть переживания и плачь своего ребенка. Помимо родителей и детей нелегко приходится так же и воспитателям, расходующим много времени на успокоение ребенка, отвлечение его от проблемы и снятие стресса, им нужно успеть все приготовить для качественного развития ребенка, соблюсти режим.

 

Адаптация охватывает безмерный спектр индивидуальных реакций, характер коих зависит от психофизиологических и личностных специфик ребенка, от сформировавшихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. Дома он был в центре внимания, взаимодействовал с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами семьи, друзьями, знакомыми. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным среди остальных детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться, скорректировать свое поведение, входить в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Это все приводит к нарушениям выработавшихся стандартов в деятельности и поведении ребенка, вызывает усиленной биологической и общественной адаптации к новым условиям.

Все вышеперечисленные изменения одновременно, разом ударяют по ребенку, образуя для него стрессовую ситуацию, которая сможет привести к невротическим реакциям и нарушению психофизического состояния ребенка, если ее специально не организовать. Чтобы исключить подобных стрессовых ситуаций, необходимо грамотно и точно подойти к решению одной из ключевых проблем дошкольных учреждений-адаптации ребенка.

Момент привыкания ребенка — безусловно сложный процесс. В настоящее время значительное содействие в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые обеспечивают познаниями о ведущей значимости взрослого в развитии малыша раннего возраста, о спецификах его психического развития, стадиях общения со взрослым и многое другое. Грамотно организованная работа педагога с детьми может стать задатком успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Эффективная адаптация ребенка зависит от многих условий — состояния здоровья человека, формирования навыков общения, специфик его центральной нервной системы, а также от совместных квалифицированных действий родителей и работников детского сада. Детский сад — это ступень, на которой малыш приобретает первый опыт взаимодействия с другими людьми и старается найти свое место среди них, учиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Помочь ребенку и родителям в адаптационный период возможно посредством реализации проекта игровых детско-родительских адаптационных встреч, который представляет собой цельный комплект средств, приёмов и методов, комплекс которых содействует действенному росту адаптационных способностей детей и содействует снятию напряженного состояния.

Цель проекта — обеспечение благоприятного хода адаптационного периода.

Работа происходит поэтапно.

I шаг: подготовка абсолютно всех соучастников воспитательного процесса образования к адаптационно-игровым встречам. Профилактика психоэмоционального напряжения у деток наступает до поступления малышей в дошкольное учреждение. До начала адаптационных встреч проводятся мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и психологического просвещения родителей, разрабатывается курс работ с вовлечением профессионалов ДОУ, прогнозируется ход адаптации малышей, разрабатываются меры поддержки малышей категории риска.

II этап — практический.

Осуществление совокупности групповых адаптационных встреч.

Цель — обеспечить положительный психологический климат в адаптационной группе ради наиболее легкого введения ребёнка в новую социальную среду.

Работникам ДОУ вместе с родителями в течение двух недель проводятся игровые сеансы с детьми (игры-забавы, игры-сюрпризы, фольклорный материал и музыкальные игры), забавы с мыльными пузырями, использованы элементы телесно-ориентированной терапии, театрализованные, хороводные и пальчиковые игры, кроме того релаксационные упражнения и результативная деятельность. Данные формы пробуждают заинтересованность, получение позитивных эмоций у детей и родителей, что способствует уменьшению психоэмоционального напряжения.

III этап — контрольно-аналитический.

Цель — оценка эффективности проведённых мероприятий в рамках адаптационных встреч.

На основании итогов адаптации детей раннего возраста отраженной в адаптационных листах воспитанников проводится единый анализ адаптации группы и выстраивается план последующей совместной работы педагогов и родителей.

Баркан А. в своей работе «Его Величество Ребенок» выделяет 3 ключевые группы адаптивного поведения, для которых свойственны определенные поведенческие и эмоциональные реакции.

Первая группа — группа легкой, или благоприятной, адаптации.

Период легкой адаптации длится около 7 дней. У детей в это время могут отмечаться небольшие психосоматические расстройства, которые скоро проходят. В первые дни при исполнении режимных моментов малыши обычно капризны, но в группе довольно активны, несмотря на некоторую растерянность. Для детей группы легкой адаптации свойственны позитивные чувственные реакции на сверстников: они радуются при появлении определенного ребенка, могут притрагиваться к сверстникам, желают разглядеть его, огорчаются, когда за ребенком приходят родители или, когда их друзей не приводят в группу.

Вторая группа — адаптация средней тяжести, или среднеблагоприятная адаптация.

Отрицательные изменения в поведении ребенка и в общем его состоянии проявляются ярче, и привыкание к новым общественным условиям длится дольше — от 2 недель до 1 месяца. Малыш уже не может так быстро совладать со стрессом, вызванным переменами в его жизни, как дети первой группы. Более тяжелыми и фиксированными являются его реакции в условиях разлуки с близким человеком. В группе ребенок продолжает плакать, непрерывно зовет маму, просится домой, ходит за педагогом, волнуется и непрерывно спрашивает, когда за ним придут. В течение дня такой малыш пассивен и малоподвижен. У детей с адаптацией средней тяжести могут отслеживаться соматические реакции (рвота, аллергии, жалобы на головную боль или боль в животе и др.) которые пропадают только через 2–3 недели от начала их появления. Потихоньку дети начинают свыкаться с окружающей обстановкой, обращать внимание на новые игрушки. Они включаются на непродолжительное время в групповые игры, организованные взрослым, хоть и быстро утрачивают к ним интерес, контакт с прочими детьми в этот период неустойчивый. В совместной игре дети зачастую применяют лишь одно игровое действие, и такая игра не продолжительна.

Малыши часто обращаются к воспитателю за помощью, отвечают на предложение поиграть, но не стараются завлечь его в свои занятия.

Третья группа — группа тяжелой адаптации или неблагоприятная.

При тяжелой адаптации отмечаются поведенческие нарушения, которые выражаются прежде всего в полярности проявлений: ребенок или подавлен, или очень возбужден. В режимных моментах появляются сложности: у детей резко изменяется пищевое поведение (снижается аппетит, вероятен полный отказ от еды), малыши плохо засыпают, капризничают. Дети бесконечно зовут маму, спрашивают, когда она придет, требуют у воспитателей ее позвать. Разлука и встреча с близкими протекает очень бурно и сопровождаются слезами и цеплянием. По отношению к сверстникам эти дети пассивны: они не выражают инициативы во взаимодействии, у них редко наблюдаются подражательные действия. Улучшение состояния ребенка при тяжелом варианте адаптации протекает очень медленно — в течение 2–3 месяцев. Сложность протекания адаптации зависит от ряда факторов, в том числе и от возраста поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Специалисты ДОО первое время безусловно должны ежедневно находиться в группе для детей раннего возраста, содействовать воспитателям в сопровождении детей с особо трудным поведением, общаться с родителями, передавать им информацию о ребенке и о том, как проходит адаптация у их малыша. При появлении у ребенка стойких признаков дезадаптации они должны помочь родителям подобрать более облегченный способ социализации. Например, порекомендовать походить с малышом в адаптационные группы, которые предусматривают совместное посещение с близким взрослым, или посещать группы при развивающих центрах, или начать посещение дошкольного учреждения с совместной прогулки с другими детьми.

Воспитатель должен оказывать требуемую чувственную поддержку малышу, который проходит адаптацию, уделять ему избирательное внимание (особенно в более трудные режимные моменты — расставание с мамой, кормление, укладывание спать, гигиенические процедуры, выход на прогулку и т. д) — задавать чувство порядка, уюта, безопасности, готовности помочь, но при этом избегать излишней активности касательно ребенка, дабы не испугать его, не вызвать отрицательное отношение к детскому саду.

Список литературы:

  1. Баркан А. И. Его Величество Ребенок. М., 1996 – 368 с.
  2. Серова И. Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада // Дефектология. 2012. № 6. С. 68–74
  3. Анучина О. А. Организация работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 4 (9). С. 221-224.
  4. Лясота В.В. Психолого- педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению / 2022 /Вестник науки
  5. Михайленко О.И. Ибрагимова Х.А. Психологические особенности адаптации ребенка к новому детскому коллективу 2020 / StudNet
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год