Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей: «Адаптация ребенка в детском саду»
Адаптация
Автор: Даутова Наталья Валерьевна, Литвинова Олеся Эдуардовна   
16.12.2024 22:29

Консультация для родителей: «Адаптация ребенка в детском саду»Консультация для родителей: «Адаптация ребенка в детском саду»

Адаптация — процесс немного болезненный, но необходимый для взросления малыша. Срок адаптации ребенка зависит от особенностей психики ребенка и подготовленности малыша к детскому саду. Обычно он занимает от 2-х недель до 3-х месяцев и проявляется в виде снижения аппетита, нарушения сна, изменений в поведении (плаксивость, агрессия, апатия) и т.д.

Факторы, влияющие на адаптацию детей младшего дошкольного возраста

В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой

исследований было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
  2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
  3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

От чего зависит степень адаптации к детскому саду

 

Многие факторы могут влиять на то, как быстро ребенок пройдет адаптационный период, например:

  • Возраст и навыки ребенка. Если малыш уже умеет пользоваться столовыми приборами, самостоятельно ходить на горшок, засыпать без помощи взрослого, ему будет проще адаптироваться к изменившимся условиям. Обычно такие навыки хорошо развиты у детей в возрасте трех лет. В этом же возрасте уже есть устойчивый интерес к сверстникам, малыши хотят общаться и играть вместе. Поэтому отдавать малыша в детский сад слишком рано, скорее всего, не стоит.
  • Здоровье. Выше мы обсудили, что адаптация занимает много ресурсов организма. Если у ребенка есть хронические заболевания, по какой-то причине его организм ослаблен, у него плохой иммунитет, то, скорее всего, трудностей в адаптационный период будет больше. Например, родители могут столкнуться с тем, что ребенок постоянно болеет — стоит один раз сходить в детский сад, как он обязательно подхватит какой-то вирус.
  • Социализация. Чтобы быстрее адаптироваться в саду, ребенку нужно уметь взаимодействовать с другими детками. Если вы часто выходите гулять на детские площадки, водите ребенка в развивающие кружки, на детские мероприятия, ему будет проще в саду, даже если это незнакомый для него коллектив. Если же малыш большую часть времени проводил дома с мамой, поход в детский сад может спровоцировать сильную тревогу.
  • Темперамент. Если ребенок сангвиник, он быстро привыкнет к окружению. Такие детки легко идут на контакт и включаются в деятельность. Труднее может быть холерикам, которые склонны конфликтовать, могут быть взрывные и непросто уживаться с другими ребятами. Зато они отходчивые и тоже быстро привыкают к изменениям. Флегматик может быть равнодушен к переменам или, наоборот, с трудом адаптироваться, так как приходится менять привычный ритм. А вот тяжелее всех обычно приходится меланхоликам, которые принимают все близко к сердцу, легко расстраиваются и обижаются.

Адаптация ребенка проходит на двух уровнях:

-на физическом уровне ребенку надо привыкнуть: к новому режиму, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы, необходимости самоограничения, невозможности уединения, новой пище, новым помещениям и т. д.

- на психологическом уровне малышу необходимо привыкнуть: к отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т. д., необходимости самостоятельно справляться со своими проблемами, к большому количеству новых людей и необходимости взаимодействия с ними, необходимости отстаивать свое личное пространство.

ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ:

  • Сон: малыш хорошо спит днем и ночью, иногда просыпается, но с легкостью засыпает вновь.
  • Аппетит: хорошо кушает, но может выказывать пристрастия или избирательность.
  • Психика: спокоен.
  • Здоровье: здоров.
  • Особенности поведения: не плачет, без истерики отпускает родителей и остается в саду, играет.
  • Особенности развития: в норме, но может быть слегка заторможенным в реакциях.
  • Общение: контактирует с педагогами и сверстниками, может попросить воспитателя помочь, играет с другими детьми.
  • Время адаптации: около двух недель.

Иногда при легкой степени адаптации сон и аппетит ребенка все-таки нарушены, но это длится около 1-2 недель.

СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ:

  • Сон: ребенок не спит днем или спит беспокойно.
  • Аппетит: плохой, мало ест, может отказываться от некоторых продуктов.
  • Психика: малыш часто плачет, настроение его может меняться.
  • Здоровье: часто болеет ОРВИ, простужается.
  • Особенности поведения: возбужден, со слезами и криком отпускает и встречает маму, после ее ухода предпочитает быть в одиночестве, может заняться игрой, но ненадолго.
  • Особенности развития: может наблюдаться замедленная речь.
  • Общение: к другим детям в группе равнодушен или общается поверхностно, у воспитателя постоянно интересуется, скоро ли за ним придут родители.
  • Время адаптации: от двух недель до полутора месяцев.

При средней форме адаптации, если крошка чувствует поддержку близких и воспитателей, привыкание может произойти довольно быстро, и малыш начнет демонстрировать познавательную активность и охотнее общаться с окружающими.

ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ:

  • Сон: не спит днем, а ночью сон его тревожен, прерывист, малышу снятся кошмары, может вскрикивать во сне и просыпаться в слезах.
  • Аппетит: плохой, вплоть до отказа от еды, возможна рвота невротического характера.
  • Психика: подавлен, агрессивен, предпочитает уединение.
  • Здоровье: может перенести множество заболеваний с осложнениями.
  • Особенности поведения: крик, плач, агрессия (особенно после ухода матери), может отказываться заходить в группу, заниматься и играть с другими детьми.
  • Особенности развития: малыш не способен к познавательной активности, а из-за сильного стресса угнетены внимание, память, мышление, иногда начинаются проблемы с речью.
  • Общение: не идет на контакт с воспитателями, избегает сверстников или демонстрирует агрессивное поведение.
  • Время адаптации: более двух месяцев или никогда.

В случаях тяжелой формы адаптации врачи могут порекомендовать родителям воздержаться от посещения детского сада.

Адаптацию можно считать завершенной, когда пропадают все вышеперечисленные негативные показатели поведения и состояния: у ребенка налаживается аппетит, он крепко спит, у него хорошее настроение, приобретенные ранее навыки восстанавливаются, а вес соответствует возрасту.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЛЕГЧИТЬ РАССТАВАНИЕ С МАЛЫШОМ

  • Придумать с малышом свой ритуал прощания, который будет вселять в него уверенность в том, что мама обязательно вернется. Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю», поцелуй в нос или крепкое рукопожатие. Всегда. Оставляя малыша с кем-либо из других взрослых, производить одно и то же действие, чтобы ребенок его запомнил. Прощаясь таким способом, ребенок будет более легко расставаться с мамой в раздевалке ДОУ.
  • Примерно за полгода до того, как пойти в сад, начать привлекать к общению с ребенком других взрослых, чтобы у него появился опыт расставания с мамой и взаимодействия с другими взрослыми. Можно начать с их общения в присутствии мамы, а затем начать отлучаться на все более длительное время.
  • Постепенно оставлять малыша одного в комнате, пока мама находится вне зоны его видимости. Иногда стоит предложить ему самостоятельно поиграть, без участия взрослых – этот навык также понадобится в детском саду.
  • Стараться формировать положительную самооценку и представления крохи о себе: говорить ему, какой он умный, самостоятельный, веселый и общительный. При этом необходимо избегать высказываний о том, что ребенок нелюдимый, капризный или сердитый.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год