Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей: «Адаптация ребенка в детском саду»
Адаптация
Автор: Даутова Наталья Валерьевна, Литвинова Олеся Эдуардовна   
16.12.2024 22:29

Консультация для родителей: «Адаптация ребенка в детском саду»Консультация для родителей: «Адаптация ребенка в детском саду»

Адаптация — процесс немного болезненный, но необходимый для взросления малыша. Срок адаптации ребенка зависит от особенностей психики ребенка и подготовленности малыша к детскому саду. Обычно он занимает от 2-х недель до 3-х месяцев и проявляется в виде снижения аппетита, нарушения сна, изменений в поведении (плаксивость, агрессия, апатия) и т.д.

Факторы, влияющие на адаптацию детей младшего дошкольного возраста

В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой

исследований было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
  2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
  3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

От чего зависит степень адаптации к детскому саду

 

Многие факторы могут влиять на то, как быстро ребенок пройдет адаптационный период, например:

  • Возраст и навыки ребенка. Если малыш уже умеет пользоваться столовыми приборами, самостоятельно ходить на горшок, засыпать без помощи взрослого, ему будет проще адаптироваться к изменившимся условиям. Обычно такие навыки хорошо развиты у детей в возрасте трех лет. В этом же возрасте уже есть устойчивый интерес к сверстникам, малыши хотят общаться и играть вместе. Поэтому отдавать малыша в детский сад слишком рано, скорее всего, не стоит.
  • Здоровье. Выше мы обсудили, что адаптация занимает много ресурсов организма. Если у ребенка есть хронические заболевания, по какой-то причине его организм ослаблен, у него плохой иммунитет, то, скорее всего, трудностей в адаптационный период будет больше. Например, родители могут столкнуться с тем, что ребенок постоянно болеет — стоит один раз сходить в детский сад, как он обязательно подхватит какой-то вирус.
  • Социализация. Чтобы быстрее адаптироваться в саду, ребенку нужно уметь взаимодействовать с другими детками. Если вы часто выходите гулять на детские площадки, водите ребенка в развивающие кружки, на детские мероприятия, ему будет проще в саду, даже если это незнакомый для него коллектив. Если же малыш большую часть времени проводил дома с мамой, поход в детский сад может спровоцировать сильную тревогу.
  • Темперамент. Если ребенок сангвиник, он быстро привыкнет к окружению. Такие детки легко идут на контакт и включаются в деятельность. Труднее может быть холерикам, которые склонны конфликтовать, могут быть взрывные и непросто уживаться с другими ребятами. Зато они отходчивые и тоже быстро привыкают к изменениям. Флегматик может быть равнодушен к переменам или, наоборот, с трудом адаптироваться, так как приходится менять привычный ритм. А вот тяжелее всех обычно приходится меланхоликам, которые принимают все близко к сердцу, легко расстраиваются и обижаются.

Адаптация ребенка проходит на двух уровнях:

-на физическом уровне ребенку надо привыкнуть: к новому режиму, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы, необходимости самоограничения, невозможности уединения, новой пище, новым помещениям и т. д.

- на психологическом уровне малышу необходимо привыкнуть: к отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т. д., необходимости самостоятельно справляться со своими проблемами, к большому количеству новых людей и необходимости взаимодействия с ними, необходимости отстаивать свое личное пространство.

ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ:

  • Сон: малыш хорошо спит днем и ночью, иногда просыпается, но с легкостью засыпает вновь.
  • Аппетит: хорошо кушает, но может выказывать пристрастия или избирательность.
  • Психика: спокоен.
  • Здоровье: здоров.
  • Особенности поведения: не плачет, без истерики отпускает родителей и остается в саду, играет.
  • Особенности развития: в норме, но может быть слегка заторможенным в реакциях.
  • Общение: контактирует с педагогами и сверстниками, может попросить воспитателя помочь, играет с другими детьми.
  • Время адаптации: около двух недель.

Иногда при легкой степени адаптации сон и аппетит ребенка все-таки нарушены, но это длится около 1-2 недель.

СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ:

  • Сон: ребенок не спит днем или спит беспокойно.
  • Аппетит: плохой, мало ест, может отказываться от некоторых продуктов.
  • Психика: малыш часто плачет, настроение его может меняться.
  • Здоровье: часто болеет ОРВИ, простужается.
  • Особенности поведения: возбужден, со слезами и криком отпускает и встречает маму, после ее ухода предпочитает быть в одиночестве, может заняться игрой, но ненадолго.
  • Особенности развития: может наблюдаться замедленная речь.
  • Общение: к другим детям в группе равнодушен или общается поверхностно, у воспитателя постоянно интересуется, скоро ли за ним придут родители.
  • Время адаптации: от двух недель до полутора месяцев.

При средней форме адаптации, если крошка чувствует поддержку близких и воспитателей, привыкание может произойти довольно быстро, и малыш начнет демонстрировать познавательную активность и охотнее общаться с окружающими.

ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ:

  • Сон: не спит днем, а ночью сон его тревожен, прерывист, малышу снятся кошмары, может вскрикивать во сне и просыпаться в слезах.
  • Аппетит: плохой, вплоть до отказа от еды, возможна рвота невротического характера.
  • Психика: подавлен, агрессивен, предпочитает уединение.
  • Здоровье: может перенести множество заболеваний с осложнениями.
  • Особенности поведения: крик, плач, агрессия (особенно после ухода матери), может отказываться заходить в группу, заниматься и играть с другими детьми.
  • Особенности развития: малыш не способен к познавательной активности, а из-за сильного стресса угнетены внимание, память, мышление, иногда начинаются проблемы с речью.
  • Общение: не идет на контакт с воспитателями, избегает сверстников или демонстрирует агрессивное поведение.
  • Время адаптации: более двух месяцев или никогда.

В случаях тяжелой формы адаптации врачи могут порекомендовать родителям воздержаться от посещения детского сада.

Адаптацию можно считать завершенной, когда пропадают все вышеперечисленные негативные показатели поведения и состояния: у ребенка налаживается аппетит, он крепко спит, у него хорошее настроение, приобретенные ранее навыки восстанавливаются, а вес соответствует возрасту.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЛЕГЧИТЬ РАССТАВАНИЕ С МАЛЫШОМ

  • Придумать с малышом свой ритуал прощания, который будет вселять в него уверенность в том, что мама обязательно вернется. Это может быть любое простое действие: фраза «я тебя люблю», поцелуй в нос или крепкое рукопожатие. Всегда. Оставляя малыша с кем-либо из других взрослых, производить одно и то же действие, чтобы ребенок его запомнил. Прощаясь таким способом, ребенок будет более легко расставаться с мамой в раздевалке ДОУ.
  • Примерно за полгода до того, как пойти в сад, начать привлекать к общению с ребенком других взрослых, чтобы у него появился опыт расставания с мамой и взаимодействия с другими взрослыми. Можно начать с их общения в присутствии мамы, а затем начать отлучаться на все более длительное время.
  • Постепенно оставлять малыша одного в комнате, пока мама находится вне зоны его видимости. Иногда стоит предложить ему самостоятельно поиграть, без участия взрослых – этот навык также понадобится в детском саду.
  • Стараться формировать положительную самооценку и представления крохи о себе: говорить ему, какой он умный, самостоятельный, веселый и общительный. При этом необходимо избегать высказываний о том, что ребенок нелюдимый, капризный или сердитый.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год