Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством монотонной манипулятивной деятельности
Адаптация
Автор: Никитина Анна Валерьевна   
26.01.2024 23:23

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством монотонной манипулятивной деятельностиАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством монотонной манипулятивной деятельности

Автор: педагог-психолог 1 квалификационной категории МДОУ «Детский сад №12» г. Ярославля, Никитина Анна Валерьевна

Привыкание (другими словами — «адаптация», «принятие условий среды») к пребыванию в образовательной организации, в которой в перспективе придется проводить немалое количество времени, не то, что детяма, иногда, даже взрослым, дается непросто. Но, учитывая возрастные и психологические аспекты сформированности психики вторых, применяя профессиональные технологии, им можно предложить возможные инструменты рационализации стрессовой ситуациив период начала работы, в том числе, посредством снижения темпа выполняемых действий, тем самым, обеспечения более спокойное вхождение в процесс работы (сбережение эмоциональных ресурсов). Для детейже, тем более, для малышейв возрасте 1.6 -2, 6 (3) лет, ввиду психофизиологии и малого жизненного опыта, данный способ к применению недопустим.

 

В связи с этим, в данной статье описывается психологическая адаптационная технология, которая помогает переключать внимание воспитанников групп раннего возраста в стрессовой ситуации (прим. – как правило, с норматипичными детьми это сделать несложно, в т.ч., ввиду того, что функция памяти не сформирована–она кратковременна, а интерес к взаимодействию с взрослым — высокий). Она способствует повышению эмоциональногофона настроения малышей посредствам созданию условий позитивного принятия педагогов, работающих с группой, и среды пребывания в д/саду в целом. Также, что немаловажно, содействует нервно-психическому развитию детей, с учетомвозрастныхпараметров данного этапа: активная/пассивная речь, сенсорные эталоны, элементарные действия с предметами, моторика руки и тела, навыки самообслуживания, социализация.

Тем самым, описываемаяавторская технология основывается на параметрах сензитивности периода к первичным педагогическим воздействиям, эпикризных особенностях развития и учитывает то, что воспитанникамеще недоступно выполнение элементов игрыс пониманиемсюжета, поскольку игровыми предметамиони могут лишь манипулироватьв пространстве. Такой стиль поведения является привычным и не способствует повышению гормонастресса, следовательно, выравнивает эмоциив период пребывания в образовательной организации и за ее пределами — взяли игрушку, бросили или положили ее. При том, указанная игрушка стала находиться на другом месте, куда ее положили/кинули, издала какой-то звук, поменяла цвет, т.д. Ребенок, в свою очередь, получил сенсорный стимул, мотивирован к дальнейшим игровым действиям, увеличил представление об окружающем мире, получил желаемое. Поэтому, автор статьи, педагог-психолог ДОУ, основываясь на личном опыте адаптации детей, рекомендует создание в группах адаптации контейнеров с мячами разного цвета, формы, величины (яркие, пластиковые, вязаные, со звуками, рельефные, светящиеся), легкими пластиковыми кубиками, цветными сенсорными фигурами, др. При этом, в контейнеры не рекомендуется складывать игрушки, которые являются подобием животных и кукол – прототипов людей. Это позволит формировать адекватное восприятие уважения границ тела и закреплять нормы социального взаимодействия.

Алгоритм работы в технике начинается с того, что взрослый (педагог-психолог или воспитатель) оценивает внешнее психоэмоциональное состояние детей. Если же педагог видит, что в группеимеютсядети, которые испытывает тот или иной эмоциональный дискомфорт (плачут, скованные, зажатые, проявляют апатию, дерутся, др.), то в присутствии этих детей ( «в поле зрения детей»), начинает перекладывать, слегка перекидывать из одного контейнера в другой описанные выше игрушки. Привлекая внимание, мотивируя их на конструктивное взаимодействие, вовлекая активно (прим. – игра вместе с взрослым) или пассивно (прим. – наблюдение со стороны за действиями взрослого) в совместную деятельность. Когда интерес детей будет выше (прим. – критерии оценки: наличиена лице детей улыбки, хлопки руками, прыжки на месте, стремление поддержать игру, инициатива в действиях, др.), темп действий педагога можно ускорять. При желании педагог может включить веселую музыку (прим. — если дети активно поддержали игру) или спокойную музыку (прим. — если в группе присутствуют отстраненные, с выраженной тревожностью дети, которые с трудом поддерживают игру и слабо переключаются на нее) для поддержания интереса к игровому процессу и работы с нормализацией мышечноготонуса у воспитанников.

Длительность игры в рамках описанной технологии с детьми раннего возраста не ограничена. В случае, если педагог видит позитивную динамику переключения детей от стрессовой ситуации и положительный фон настроения, то есть, воспитанникам занятие стало интересно, можно продолжать играть с ними длительный период времени.

Также, данную игровую технологию можно использовать по приходу в группу детей в утренние часы, когда наблюдается наибольшее количество тревоги от разлуки с родными. Эту тревогу не рекомендуется приглушать, но напряжениеснижать важно, в том числе и описанным выше способом.

Приведенная в статьеигра для детей раннего возраста, относится к играм, основанным на алгоритме монотонной манипулятивной деятельности, которыеспособствует грамотному развитию эмоционально-волевой сферы и познавательных способностей малышей. Посредством таких действий педагога-психолога с малышами в период адаптации к условиям поступления в первую для них образовательную организацию, в том числе, снижается риск псевдоадаптации (прим. – проявления элементов деструктивного и негативного поведения после детского сада в домашних условиях).

В перспективе данный контейнер с мячами может быть использован для детей более старшего возраста с целью развития мелкой моторики руки и снятия психоэмоционального и психомышечного напряжения.

Технология была успешно апробирована в работе педагога-психолога на базе 2 детских садов г. Ярославля и получила положительные оценки участников образовательного процесса в работе с детьми в условиях адаптации к д/саду.

02. 02. 2024г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год