Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Мамина школа» — первая ступень к дошкольному детству.
Адаптация
Автор: Жилинская Елена Викторовна   
30.08.2023 11:20

«Мамина школа» — первая ступень к дошкольному детству.«Мамина школа» — первая ступень к дошкольному детству.

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации ребенка к детскому учреждению, авторам даются рекомендации к адаптации, делается вывод.

Ключевые слова: адаптация, степень адаптации.

Детям раннего возраста совсем не просто пойти в детский сад, начать свой дошкольный возраст. Поэтому каждый ребенком проходит период адаптации, и у каждого свой так называемый путь. В привычный домашний режим, вливаются изменения, режим дня становится более четкий. Отсутствие рядом родных и близких, большое количество ребятишек. Ребенку необходимо адаптироваться к изменениям в его жизни. Эта проблема остро стоит у каждого детского учреждения, в том числе и в нашем. Коллектив долго думал: «Как же облегчить адаптацию ребенка, чем помочь малышу? «Так возникла модель общественно-семейного воспитания «Мамина школа «Данная модель организована нами с целью создания плавного перехода от воспитанника в семье, к воспитаннику дошкольного учреждения.

 

Почему возникла необходимость создания этой модели? Давайте вспомним, что существует 4 степени адаптации:

  • Легкая
  • Средней тяжести
  • Усложненная
  • Тяжелая

Мы провели мониторинг в группе раннего развития и выявили, что усложненная степень адаптации имеет место ежегодно. Задали себе вопрос, но почему? Ведь в ДОУ созданы все условия для детей: тепло, уютно, чисто, организовано сбалансированное питание, предметно-развивающая среда соответствует государственным стандартам.

Изучив научную педагогическую литературу, пришли к выводу, пришли к выводу, что сложности в адаптации у детей раннего возраста, возникают потому что ребенок которого отдают в детский сад, разлучается с матерью насильственно и резко. В результате страдает здоровье ребенка, он регрессирует в своем развитии. Из многочисленных наблюдений и общений с родителями установили, что 50% родителей, не понимают опасности адаптационного периода для развития ребенка, поэтому стремятся как можно быстрее отдать ребенка в детский сад, иногда не отлучив от груди, не говоря уже о соске. Так родилась идея модели «Мамина школа» или проще говоря группа адаптации, которую комплектуем за 3-4 месяца до поступления ребенка в детский сад, после этого малыш зачисляется в дошкольное учреждение.

Детский сад –это новое окружение, новая обстановка, новые люди Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом овладевают два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду –самое тяжелое. Ребенку надо одновременно привыкать к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников и к новым правилам. Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении несколько часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде, о сне. Он пугается попыток воспитателя хоть как-то –успокоить его. Малыш настолько взбудоражен, что возвращается домой, не в состоянии успокоиться. Не отпускает от себя мать, плохо есть. Плачет, часто просыпается, у него может подняться температура, появиться сыпь. Страдает малыш, а вместе с ним страдают и домашние, нелегко видеть переживания крохотного человечка. Как снять эту стихийно складывающую стрессовую ситуацию и помочь ребенку?

Или представьте себе, что что вы взрослые люди должны в одиночку отправиться в чужую страну, языка которой вы почти не знаете. Вы плохо представляете нравы и обычаи ее обитателей, опасаетесь, что там кормят только манной кашей и заставляют спать целый день. Вы уверены, что чужих там не любят. И вообще не известно вернетесь ли вы домой, увидите ли снова своих дорогих, близких.

Работа в «Маминой школе «строилась следующим образом:

  • Родительское собрание с целью ознакомления со специалистами ДОУ, заполнение анкеты-знакомства
  • Ознакомительные занятия для родителей, с целью ознакомления с программным материалом, проигрывание игр
  • Посещение группы с детьми, с целью знакомства с групповым помещением, игрушками.

Каждая наша встреча с детьми имеет следующую структуру

  • ритуал приветствия (игры, упражнения с детьми, совместное творчество.)
  • ритуал прощения (все собираются в кружок, происходит совместное чтение потешки, пением песенки, пальчиковыми играми.

Список литературы:

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.
  2. Алямовкая В. Ясли — это серьезно. — М.: Линка-Пресс, 1999. — 144с.
  3. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. — 2002. — №3. — С. 31-35.
  4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989. — №1. — С.57-64.
  5. Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. — М.: Просвещение, 1994. — 226 с.
  6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. — М.: Просвещение, 1993. — 170 с.
  7. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. — М.: Педагогика, 1984. — 356с.
  8. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. С. 18 — 21.
  9. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского раз-вития: Методическое руководство для работников дошкольного учреждения. — М.: Линка-Пресс, 2001. — 204 с.
  10. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад //Дошкольное воспитание. — 1998 — № 4. — С.14-16.
  11. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
  12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Владос, 2004. — 416 с.
  13. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. — 2000. — №3. — С.16-18.
  14. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. — 1999. — №2. — С.17-22.
  15. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. — М., 1998. — 342с.
  16. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 2006. — 214 с.
  17. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2003. — №2. — С.14-16.
  18. Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. — М., 1980. — 315с.
  19. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2006. — №4. — С.46-51.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год