Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Мамина школа» — первая ступень к дошкольному детству.
Адаптация
Автор: Жилинская Елена Викторовна   
30.08.2023 11:20

«Мамина школа» — первая ступень к дошкольному детству.«Мамина школа» — первая ступень к дошкольному детству.

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации ребенка к детскому учреждению, авторам даются рекомендации к адаптации, делается вывод.

Ключевые слова: адаптация, степень адаптации.

Детям раннего возраста совсем не просто пойти в детский сад, начать свой дошкольный возраст. Поэтому каждый ребенком проходит период адаптации, и у каждого свой так называемый путь. В привычный домашний режим, вливаются изменения, режим дня становится более четкий. Отсутствие рядом родных и близких, большое количество ребятишек. Ребенку необходимо адаптироваться к изменениям в его жизни. Эта проблема остро стоит у каждого детского учреждения, в том числе и в нашем. Коллектив долго думал: «Как же облегчить адаптацию ребенка, чем помочь малышу? «Так возникла модель общественно-семейного воспитания «Мамина школа «Данная модель организована нами с целью создания плавного перехода от воспитанника в семье, к воспитаннику дошкольного учреждения.

 

Почему возникла необходимость создания этой модели? Давайте вспомним, что существует 4 степени адаптации:

  • Легкая
  • Средней тяжести
  • Усложненная
  • Тяжелая

Мы провели мониторинг в группе раннего развития и выявили, что усложненная степень адаптации имеет место ежегодно. Задали себе вопрос, но почему? Ведь в ДОУ созданы все условия для детей: тепло, уютно, чисто, организовано сбалансированное питание, предметно-развивающая среда соответствует государственным стандартам.

Изучив научную педагогическую литературу, пришли к выводу, пришли к выводу, что сложности в адаптации у детей раннего возраста, возникают потому что ребенок которого отдают в детский сад, разлучается с матерью насильственно и резко. В результате страдает здоровье ребенка, он регрессирует в своем развитии. Из многочисленных наблюдений и общений с родителями установили, что 50% родителей, не понимают опасности адаптационного периода для развития ребенка, поэтому стремятся как можно быстрее отдать ребенка в детский сад, иногда не отлучив от груди, не говоря уже о соске. Так родилась идея модели «Мамина школа» или проще говоря группа адаптации, которую комплектуем за 3-4 месяца до поступления ребенка в детский сад, после этого малыш зачисляется в дошкольное учреждение.

Детский сад –это новое окружение, новая обстановка, новые люди Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом овладевают два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду –самое тяжелое. Ребенку надо одновременно привыкать к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников и к новым правилам. Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении несколько часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде, о сне. Он пугается попыток воспитателя хоть как-то –успокоить его. Малыш настолько взбудоражен, что возвращается домой, не в состоянии успокоиться. Не отпускает от себя мать, плохо есть. Плачет, часто просыпается, у него может подняться температура, появиться сыпь. Страдает малыш, а вместе с ним страдают и домашние, нелегко видеть переживания крохотного человечка. Как снять эту стихийно складывающую стрессовую ситуацию и помочь ребенку?

Или представьте себе, что что вы взрослые люди должны в одиночку отправиться в чужую страну, языка которой вы почти не знаете. Вы плохо представляете нравы и обычаи ее обитателей, опасаетесь, что там кормят только манной кашей и заставляют спать целый день. Вы уверены, что чужих там не любят. И вообще не известно вернетесь ли вы домой, увидите ли снова своих дорогих, близких.

Работа в «Маминой школе «строилась следующим образом:

  • Родительское собрание с целью ознакомления со специалистами ДОУ, заполнение анкеты-знакомства
  • Ознакомительные занятия для родителей, с целью ознакомления с программным материалом, проигрывание игр
  • Посещение группы с детьми, с целью знакомства с групповым помещением, игрушками.

Каждая наша встреча с детьми имеет следующую структуру

  • ритуал приветствия (игры, упражнения с детьми, совместное творчество.)
  • ритуал прощения (все собираются в кружок, происходит совместное чтение потешки, пением песенки, пальчиковыми играми.

Список литературы:

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.
  2. Алямовкая В. Ясли — это серьезно. — М.: Линка-Пресс, 1999. — 144с.
  3. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. — 2002. — №3. — С. 31-35.
  4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. — 1989. — №1. — С.57-64.
  5. Буре Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. — М.: Просвещение, 1994. — 226 с.
  6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. — М.: Просвещение, 1993. — 170 с.
  7. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. — М.: Педагогика, 1984. — 356с.
  8. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. С. 18 — 21.
  9. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского раз-вития: Методическое руководство для работников дошкольного учреждения. — М.: Линка-Пресс, 2001. — 204 с.
  10. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад //Дошкольное воспитание. — 1998 — № 4. — С.14-16.
  11. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
  12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Владос, 2004. — 416 с.
  13. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. — 2000. — №3. — С.16-18.
  14. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. — 1999. — №2. — С.17-22.
  15. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. — М., 1998. — 342с.
  16. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 2006. — 214 с.
  17. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2003. — №2. — С.14-16.
  18. Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. — М., 1980. — 315с.
  19. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2006. — №4. — С.46-51.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год