Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ: ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Адаптация
Автор: Дементьева Евгения Алексеевна Тарасова Юлия Евгеньевна   
05.02.2023 22:07

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ: ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯАДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ: ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается процесс адаптации ребенка в детском саду. Анализируются три группы адаптивного поведения. Также рассматриваются рекомендации, которые помогут ребенку как можно быстрее привыкнуть к новым условиям в детском саду.

Ключевые слова: адаптация, детский сад, ребенок, воспитатель, родитель.

Первые годы жизни ребенка формируют его личность, к тому же, только на этом этапе жизни развитие ребенка происходит такими стремительными темпами. Важную роль в данном развитии играет вовремя начатое педагогически грамотное воспитание. Такой подход обеспечивает полноценное, всестороннее развитие ребенка, а также способствует формированию различных видов деятельности, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения. Один из этапов в жизни ребенка раннего возраста является поступление в дошкольное учреждение. Следующая за этим адаптация, создает для ребенка стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды. Такие исследователи данной темы как Э. Торндайк, И. П. Павлов, В. Шторн и др. доказали, что период адаптации ребенка в ДОУ зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду [3].

 

Сегодня существуют всевозможные практики различной направленности приема детей в детские учреждения. Это может быть работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедрение одинакового режима в детском саду и семье. Для того, чтобы помочь ребенку в процессе адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, которая учитывает возраст ребенка, особенности его поведения в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.

Работники детского сада, и в первую очередь, воспитатели, должны хорошо ориентироваться в вопросах процесса адаптации, чтобы правильно организовать его в условиях ДОУ. Выделяют три группы адаптивного поведения, которые характеризуются определенными поведенческими и эмоциональными реакциями:

  1. Первая группы – группа легкой, или благоприятной адаптации. Легкая адаптация длится около 7 дней. У детей этой группы, как правило, наблюдаются незначительные психосоматические расстройства, которые проявляются, в частности, в капризности, некой растерянности. Но, несмотря на это, дети достаточно активны. Дети данной группы проявляют положительную эмоциональную реакцию на сверстников, и быстро идут на контакт с воспитателем.
  2. Вторая группа – группа средней тяжести адаптации. У детей данной группы отрицательные эмоции ярче выражаются, а привыкание к детскому саду – от 2 недель до 1 месяца. Ребенку данной группы не так просто справиться со стрессом, нежели детям первой группы. Он более остро реагирует на расставание с близким человеком, например, ребенок может цеплять за папу и горько плакать, постоянно звать маму и проситься домой. В течение дня ребенок пассивен и малоподвижен.
  3. Третья группа – группа тяжелой адаптации. Здесь наблюдаются поведенческие нарушения, которые выражаются в противоположных реакциях ребенка: ребенок или подавлен, или сильно возбужден. В режиме дня наблюдаются проблем, например, у детей снижается аппетит, возможен полный отказ от еды, дети плохо засыпают и капризничают. Разлука и встреча с матерью проходит очень эмоционально, со слезами и цеплянием. Во взаимодействии со сверстниками эти дети пассивны, у них отсутствуют подражательные действия [1].

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптацией в ДОУ являются: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения; наличие у ребенка своеобразных привычек; неумение занять себя игрушкой; отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков; отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Решить проблемы с адаптацией ребенка в ДОУ можно с помощью следующих рекомендаций:

  1. Эмоционально-благоприятная атмосфера в группе. Она сформирует у ребенка положительные эмоции, связанные с детским садом. Большую роль здесь играет роль воспитателя, который должен создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней окунется в данную атмосферу, то его адаптация пройдет намного легче. Размеры групповой комнаты значительно отличаются от тех, что дома, поэтому в первые дни ребенку будет некомфортно. Чтобы ребенок не испытывал дискомфорт следует зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным. В этом могут помочь занавески на окнах, и расположение мебели таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых ребенку будет комфортно.
  2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в ДОУ. Общая работа родителей и воспитателей является необходимым условием успешной адаптации. Воспитателю следует заранее установить контакт с родителями, чтобы в ознакомительной беседе узнать характер, интересы и склонности ребенка. В начале можно приводить ребенка только на прогулку, так ему будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. В группу ребенка не стоит приводить раньше 8 часов утра, чтобы он не стал свидетелем отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
  3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период. Она формирует у ребенка эмоциональные контакты «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок». Основная задача игр в период адаптации – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Первые игры должны быть совместными, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр должен выступать взрослый. В особом внимании нуждаются застенчивые и робкие дети, которые чувствуют себя некомфортно. Их настроение могут поднять пальчиковые игры [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы в процессе адаптации зависят от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чтобы решить данные проблемы воспитатель должен разбираться в целом ряде психолого-педагогических моментов, касающихся всех сторон жизнедеятельности ребенка. Ведь именно воспитатель находится рядом с ребенком в период его привыкания к новым условиям.

Список литературы:

  1. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – Москва: Просвещение, 2007. – 79 с.
  2. Соколовская, Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2011. – 345 с.
  3. Проблемы адаптации к детскому саду у детей раннего возраста: анализ и рекомендации [электронный ресурс]. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/problemy-adaptatsii-k-detskomu-sadu-u-detey-rannego-vozrasta-analiz-i-rekomendatsii (дата обращения 23 ноября 2022 год)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год