Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Адаптация
Автор: Тайлашева Юлия Анатольевна   
27.12.2021 10:53

СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮСРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Тайлашева Юлия Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 г. Томска

Исследуя научную литературу, удалось выявить способы работы педагогов в адаптационный период. В статье Т. Ю. Григорьевой «Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства» – рассказывается о системе мероприятий для снижения уровня тревожности, негативных проявлений, эмоционального напряжения у детей, родителей и сотрудников ДОУ в этот сложный период [2].

Родители приходят с детьми в детский сад. Педагоги составляют гибкий график посещения детей; подбирают игрушки для создания интереса к деятельности в группе и на улице; принимают детей по несколько человек, (дети остаются на определённое время и постепенно привыкают к условиям детского сада). Всё решается в индивидуальном режиме воспитателями. Введение в группу большинства детей в течение месяца становится возможным за счёт большой предварительной работе с семьёй. Работа с родителями – это направление работы, которое требует особого внимания.

 

Первую встречу со всеми родителями на собрании «В детский сад без слёз», на котором рассказываются условия содержания в ДОУ. Здесь поднимаются вопросы: значимость процесса адаптации и возможности решения; предупреждение (возможной) тревоги и нервного возбуждения от мамы к ребёнку; поднимаются вопросы питания; обговариваются моменты, облегчающие привыкание ребёнка к детскому саду, а какие – отягощают адаптацию; родители заполняют анкеты, по которым в дальнейшем прогнозируется степень адаптации детей, и определяются особенности семейного воспитания. На каждого ребёнка воспитатель заводит индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдений (социальные контакты, питание, сон, эмоциональное состояние). Это позволяет отследить особенности привыкания ребёнка к новым условиям и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома. Кроме того лист даёт возможность информировать родителей о проживании ребёнком адаптационного периода, ориентировать их на активные взаимодействия.

В работе с детьми педагог использует: элементы телесной терапии (берёт ребёнка на руки, обнимает, поглаживает); предлагает ребёнку засыпать с игрушкой; рассказывает сказки; поёт колыбельные перед сном; использует игры в соответствии с возрастом и устанавливает правила в группе в игровой форме; создаёт у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы; создаёт развивающую среду, отвечающую всем потребностям детей и требованиям ФГОС [5].

В статье Е.В. Бондяевой, Н.В. Мыцык «Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей младшего дошкольного возраста в период адаптации» говорится о том, что лучшим средством для преодоления дезадаптации ребёнка к детскому саду является игра, поскольку она помогает отвлечь от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции. Игры в этот сложный период можно разделить на две группы: коммуникативные игры и игры на освоение окружающей среды [1].

К коммуникативным играм относятся:

  1. Общие хороводы. Они сплачивают детей в группе. Дают возможность каждому ребёнку побыть в центре внимания, сыграть ведущую роль. Примеры игр: «Раздувайся пузырь», «Карусель», «Мы на луг ходили», «Зайка серенький сидит», «Мы топаем ногами», «Затейники».
  2. Игры-забавы. Они снимают скованность детей, нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых знакомых игровых движений. В то же время они учат детей действовать согласованно, самостоятельно. Примеры игр: «Лови, лови», «Играем с мячом», «Куклы пляшут», «Догони мишку», «Мыльные пузыри».

По характеру эмоционального контакта взрослого с ребёнком и детей между собой коммуникативные игры в адаптационный период можно разделить на две группы: невербальные и вербальные. Невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и детей между собой. На более тесное невербальное сближение детей друг с другом направлены игры в кругу с обращением к партнёру. Это игры: «Возьми, отдай», «Передай улыбку», «Погладь ладошку». В них дети учатся видеть, чувствовать своего партнёра. На вербальное общение детей друг с другом и воспитателем побуждают игры-знакомства (игры-обращения). К таким играм относятся «Назови по имени». Активное вербальное общение воспитателя с детьми осуществляется и с помощью групповых подвижных игр, таких как: «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплятки», «Отгадаю, кто позвал».

К играм на освоение окружающей среды относятся:

  1. Игры-путешествия. Они направлены на освоение групповой комнаты, знакомство с персоналом детского сада и с его территорией, с другими воспитанниками. Примеры игр: «Поезд», «Мы гуляем», «Как пройти?».
  2. Игры с предметами. Они направлены на сенсорное развитие ребёнка и ориентацию в ближайшем окружении. Примеры игр «Чудесный мешочек», «Чьи вещи?».

Также большое внимание уделяется играм с песком. Основной принцип игры с песком – это создание стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, где он может проявить свою творческую активность. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и является прекрасным средством для развития ребёнка. При их проведении воспитатель следует таким правилам, как:

  1. Игры в песочнице проводить с подгруппой детей, особое внимание при этом педагог должен уделять детям с тяжёлой и средней степенью адаптации. Игры должны организовываться так, чтобы в данной подгруппе были уже дети, адаптированные к жизни в детском саду. Так как много игр новичок выполняет по подражанию или из любопытства.
  2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жёсткой структуры занятия, можно ориентироваться на желание детей продолжать игру, иногда продлевать время игры в песке, так как это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребёнка.
  3. Быть предельно внимательными и следить за реакцией ребёнка при работе с песком. В случае негативного обращения или усталости занятие должно быть ненавязчиво завершено.
  4. Вначале показать способы действия, а затем ребёнок самостоятельно должен повторять их. Не настаивать на чётком выполнении, так как взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребёнка.
  5. Для активизации внимания ребёнка в начале игры использовать стихотворение.
  6. Выведение из игровой среды. Поощрять участников игры и рассказывать о возможных последующих играх [3].

Ещё один способ, которым может воспользоваться педагог при работе с детьми в адаптационный период, раскрывается в статье С.М. Сиряковой «Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ».

Автор считает, что арт-терапия самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми. Основная её цель – гармонизация развития личности через способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создание продуктов искусства, творческой деятельности. Задачи данного метода – развитие, коррекция, воспитание и социализация личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребёнка, разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребёнка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества раскрывается внутренний мир ребёнка.

Игротерапия – это игры на знакомство, игры на общение, игры с предметами, игры по сказке, игры с песком и водой, игры с конструктором.

Изотерапия – это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисование ватными палочками; рисование песком.

Сказкотерапия – это инсценировка сказок; чтение или обсуждения самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок [4].

Таким образом, проанализировав понятие «адаптация», я взяла в качестве рабочего определение А. Маслоу, где адаптация рассматривается, как динамический процесс взаимодействия личности и среды, и важным критерием успешности адаптации выступает степень интегрированности личности со средой.

В ходе изучения научной литературы мной были выделены такие средства адаптации, как:

  • гибкий график посещения детей детского сада
  • адаптационные игры: общие хороводы, игры-забавы, игры-путешествия, игры с предметами

- арт-терапия: изотерапия, сказкотерапия, игротерапия.

Литература

  1. Бондяева, Е. В. Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей младшего дошкольного возраста в период адаптации / Е. В. Бондяева, Н. В. Мыцык // Молодой учёный. – 2019. – № 37. – С. 138 – 145.
  2. Григорьева, Т. Ю. Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства / Т. Ю. Григорьева // Молодорй учёный. – 2017. – № 47. – С. 50 – 53.
  3. Григорян, К. Н. Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников / К. Н. Григорян // Молодой учёный. – 2014. – № 17. – С. 474 – 476
  4. Сирякова, С. М. Арт-терапия как средство адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению / С. М. Сирякова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 16 – 18.
  5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. – Москва: Центр педагогического образования. – 2014. – 32 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год