Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация
Автор: Викулова Оксана Николаевна   
28.01.2021 08:16

«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация – это приспособление к той или иной среде обитания. Ребёнок учится адаптироваться к новым социальным условиям – детскому саду.

Привыкание малыша во многом зависит от особенностей его нервной системы и таких неблагоприятных факторов как:

  1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый малыш быстрее и легче справляется с трудностями.
  2. Факторы риска биологические (патология беременности и родов матери: токсикозы, болезни во время беременности) и социальные (нарушение режима, отсутствие дневного сна, неправильная организация бодрствования). Любые неблагоприятные биологические факторы затрудняют адаптацию.
  3. Возрастные особенности социального поведения определяют характер поведения ребенка: дети 1.5 – 2 лет легче адаптируются, чем 3-х летние. Считается, что мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
  4. Уровень адаптационных возможностей организма: активные, общительные, развитые дети быстрее меняют свое поведение в новых социальных условиях, легче происходит привыкание.

Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:

Острый период, или период дезадаптации: происходит рассогласование между привычным поведением малыша и требованиями новой среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.

Подострый период, или адаптация: ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней, сон и эмоциональное состояние, медленнее развиваются игра и речевая активность (40-60 дней).

 

Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.

Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести и тяжелая. При этом для детей дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций:

Период адаптации в среднем завершается в течение трех месяцев. Адаптация к условиям ДОУ в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить ребёнка к этому ответственному периоду.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Ведь дошкольное учреждение это новое для него место с незнакомыми взрослыми.

Естественная реакция на новизну – это не только физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания, когда ребенок исследует новое пространство, вынужден в нем ориентироваться, но и эмоциональное напряжение, когда преобладают эмоции тревоги, гнева. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не забудут ли меня здесь?». Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. В процессе игры возникает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В игре ребенок формирует определенные свойства личности.

Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу). Порой у взрослых возникает желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать, либо стесняемся. Предлагаю Вам несколько интересных игр с детьми двух-трех лет в период адаптации к условиям детского сада.

Эти игры способствуют:

  • стабилизации психоэмоционального состояния;
  • снижению тревожности, регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы;
  • стимуляции познавательной активности, возбуждению интереса к исследовательской деятельности;
  • стимуляции зрительных, слуховых, тактильных ощущений ребенка;
  • развитию общей и мелкой моторики, координации движений.

Игра «Колючий ежик».

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности. Оборудование: массажный мяч.

Ход игры: Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

Дай ладошку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ёжик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

Игра «Кто в кулачке?».

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Ход игры.

Взрослый раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребёнку несколько раз, как это сделать, и просит повторить. Возможно, придется помочь ребёнку убрать большой палец в кулачек. Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачек?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец).

Игра «Что нам подскажут пальчики».

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек; геометрические формы: кубик мячик; фрукты и овощи; мелкие или средние игрушки.

Ход игры:

Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств, то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи.

Например: в мешочке лежит кубик и мячик. Не заглядывая в мешочек, на ощупь ребёнку предлагается отыскать предмет. В плетёной коробочке лежат природные материалы – шишка, камушек, каштан, грецкий орех. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, колкая; камень – гладкий, орех – шероховатый. Далее не заглядывая в коробочку, на ощупь что-нибудь найти.

Упражнение: «Дышим животиком».

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва. Приводит к общему расслаблению. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц.

Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Сели бегемотики,

Потрогали животики:

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на животик игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох,

То вниз (выдох)

Плывет ко мне.

То вверх (вдох,

То вниз (выдох).

Упражнение «Легкое перышко».

Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышки, листочки, снежинки.

Ход игры:

Для этого упражнения можно взять перышки. Сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши пёрышки колыхались в воздухе.

Игра «Прятки».

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани, любые игрушки.

Ход игры:

А сейчас мы поиграем в прятки, но не простые – а прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети, ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают спрятаться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночество: его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте. Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом – он спрятался! Взрослый его ищет. Можно поменяться ролями. Далее игру можно разнообразить. Могут прятаться в комнате любые предметы, например мячик. Ребёнок вместе с взрослым его ищет.

Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек, тогда получится подвижная игра.

Игра «Бабочки на весеннем лугу».

Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

Ребёнок повторяет движения за взрослым.

Мы – бабочки весенние, на листиках сидели (ребенок сидит на корточках,

Ветер дунул – полетели (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).

Мы летели и летели.

И на землю тихо сели (садится на корточки, замирает).

Ветер снова набежал,

Высоко он нас поднял (встает, поднимает руки вверх).

Он вертел нас и кружил

И на землю опустил (кружится по комнате, ложится на пол и замирает).

Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как «расправляются крылья» во время потягивания.

Игра «Рваки».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов. Развитие координации движений.

Оборудование: ненужные журналы, газеты, бумага, корзина.

Ход игры:

В момент физического и эмоционального напряжения эта игра поможет «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом

Ребёнок вместе с взрослым может рвать, мять, топтать бумагу, а потом собрать её в корзину для мусора. А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4-5 подбросить вверх, то получиться веселый салют. Результат салюта собирают в корзинку, приговаривая: «собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем».

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки. Пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндера-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Ход игры:

Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода успокаивает и расслабляет. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними:

взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать в другую;

собрать одной рукой, например, бусинки, а другой — камешки;

приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около 5 минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Игра «Разговор с игрушкой».

Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

Оборудование: перчаточные игрушки.

Ход игры:

Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У каждого малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку на руке у ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашивайте, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделиться тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло помогает малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

Дидактическая игра «Пальчиковый сухой бассейн».

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: небольшая ёмкость, пробки, капсулы от киндер-сюрприза, рис, горох, фасоль, мелкие игрушки.

Сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: наполняем различными наполнителями небольшой контейнер спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными.

Ход игры:

  1. Погрузить ручки в бассейн и просто ими пошевелить.
  2. Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки.
  3. Закрепить названия основных цветов и их оттенки: попросить ребёнка найти такой же как у меня; разложить на группы по цвету пробки, составить цветок, дорожку и т. д.

Игра «Песочница».

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: поднос, контейнер, манная крупа, мелкие игрушки.

Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице: Почему дети любят играть в песке? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения. Превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

Ход игры:

Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Предложить ребёнку медленно пересыпать в руках, насыпать ее горкой или разгладить, прятать ладошки, искать мелкие игрушки, насыпать в разные ёмкости. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Если взять поднос, на нем появиться рисунок, а какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в игру.

Игра – это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаются» позитивными эмоциями.

Педагог-психолог: Викулова О.Н.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 39 (210) выйдет
26 сентября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год
Скачать Номер 29 (200) за 2021 год
Скачать Номер 28 (199) за 2021 год
Скачать Номер 27 (198) за 2021 год
Скачать Номер 26 (197) за 2021 год