Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация условий формирования коммуникативного компонента у детей с ОВЗ в рамках их социальной адаптации
Адаптация
Автор: Степанова Марина Юрьевна   
14.02.2020 21:12

Организация условий формирования коммуникативного компонента у детей с ОВЗ в рамках их социальной адаптацииОрганизация условий формирования коммуникативного компонента у детей с ОВЗ в рамках их социальной адаптации

В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – это отношение окружающих к ребенку и к семье в частности. Вторая – это получение доступного и достойного образования для ребенка У человека, который никогда не сталкивался с проблемами обучения детей с нарушениями развития, могло сложиться мнение, что наша система специальных дошкольных учреждений и школ охватывает всех детей с ограниченными возможностями. Но в реальности ситуация такова, что попасть в дошкольное учреждение и школу для того чтобы воспитываться и получать образование могут только дети с некоторыми нарушениями, а часть детей не могут попасть в дошкольное учреждение, а в дальнейшем и в школу. Растущее же количество детей с множественными нарушениями остается без возможности реализации своего права на образование.

 

Для детей с сочетанными диагнозами, и детей которые по медицинским показаниям не могут посещать дошкольное учреждение или школу, как правило, предусмотрена индивидуальная форма обучения.

В этом случае с проблемой сталкивается педагог, создание специальных программ крайне затруднено из-за огромного количества вариантов проявления дефекта, и поэтому программа должна создаваться для каждого ребенка индивидуально, Другую, не менее серьезную проблему составляет обширная категория детей с тяжелыми формами психических нарушений. Если незначительная часть таких детей, имеющая сохранный интеллект и приемлемое поведение, может посещать дошкольное учреждение, обучаться индивидуально при различных типах школ, то основная масса лишена возможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развития вторичного характера и «сложностей поведения», крайне затрудняющих пребывание ребенка в коллективе.

В процессе работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как учителя-логопеда, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных образовательных подходов, специальных условиях реализации программных требований и образовательных стандартов. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать и учитывать. Этих детей необходимо научить выражать свои просьбы и озвучивать проблемы и нужды, научить общаться друг с другом, формировать коммуникативные компетенции.

Целью нашей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в рамках процесса их социализации, образовательных мероприятий, является организация помощи на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.

В нашем детском саду дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Это помогает в решении следующих задач:

  • создание условий для социализации и коммуникации детей с ограниченными возможностями
  • обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам
  • формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями
  • снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии
  • формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.

Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует вся коррекционно — развивающая деятельность, которая включает в себя: работу воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, психолога, музыкального руководителя, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга. В рамках данной программы, формирования механизмов социальной адаптации детей с интеллектуальными проблемами, наши дети ежедневно во вторую половину дня со своими воспитателями выходят в общеобразовательные группы. Весь коллектив детей делится на несколько групп и занимается в разных общеобразовательных группах с учетом психического и физического состояния здоровья и личных привязанностей. В условиях расширения зоны коммуникации дошкольников педагогами организованы различные формы и виды совместной деятельности. Это может быть свободная игровая деятельность, в процессе которой все дети вместе выбирают игры, используют необходимые атрибуты, и даже обсуждают правила той или иной игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимой, а тем более ведущим видом деятельности.

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность, навык коммуникации в процессе коллективных методов работы.

Поэтому педагоги проводят различные по тематике совместные занятия по всем видам продуктивной деятельности.

В ходе коррекционно-развивающих мероприятий в свободном режиме социализации педагоги и специалисты групп организуют совместное чтение художественной литературы с последующей театрализацией прочитанных произведений.

Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей

В процессе занятий решаются следующие задачи:

  • развитие и коррекция основных видов движений
  • развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики
  • развитие способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, в структуру занятия включаются:

  • творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии
  • комплексные игры различной подвижности и разной направленности
  • релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

Группа детей с ОВЗ очень неоднородна, а групповая форма занятий им необходима в рамках социализации и подготовки к предстоящим школьным условиям. Поэтому индивидуальный и дифференцированный подход на каждом занятии является одним из основных компонентов коррекционно-развивающей деятельности.

При организации некоторых занятий в группе мы не разделяем детей, имеющих разные возможности здоровья и интеллектуальных возможностей. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации и коммуникации у одних и формирует толерантность и отзывчивость у других, что предоставляет возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общегрупповых, спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами детского коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.

При организации и проведении таких занятий использовались следующие принципы:

  1. принцип интегрирования (включение элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии);
  2. принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений социально-бытовой адаптации;
  3. принцип преемственности предусматривает согласование всех проводимых программ, мероприятий, а также их последовательную реализацию. При проведении занятий реализовывались различные формы (фронтальные и индивидуальные занятия) и методы работы (словесные и объяснительно-иллюстративные).

Цели, задачи и содержание занятий учитывали возраст детей, уровень интеллектуального и психического развития

Занятия специалистов проходят как по принципу полной интеграции, так и частичной.

Описанная выше комплексная, систематическая разноплановая деятельность показала, что включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации, успешной коммуникации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми разновозрастной группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум. Составление индивидуальной программы развития ребенка строится на результатах наблюдений за ребенком с ограниченными возможностями во всех режимных моментах. Наш опыт показал, что, более плавная адаптация ребёнка к условиям пребывания в детском саду происходит, если он посещает вечерние занятия в развивающей среде с воспитателем и специалистом. Особенно это актуально для детей со сложными и смешанными дефектами.

Анализ результатов обследования детей в ходе работы над программой дает возможность сделать вывод о том, что в начале учебного года большинство детей группы демонстрировали низкие показатели социальной нормализации и коммуникативных навыков у детей. У некоторых возникали трудности в общении, они не могли сконцентрировать свое внимание на работе, постоянно отвлекались по пустякам, не все дети могли планировать свою работу. Они не могли предложить свою помощь тем, кто нуждается в ней и обратиться с просьбой при необходимости.

В конце года уровень социальной нормализации, адаптации и коммуникативной компетенции детей группы находился в положительной динамике. Дети стали более спокойные, уравновешенные, все чаще стали проводить время в совместных играх. Если возникают конфликтные ситуации, то ребята сами или вместе с воспитателем находят выход из них. Снизился уровень тревожности. Это результат целенаправленной, систематической, правильно организованной работы и коррекции.

К концу учебного года планомерная реализация программы дала свои положительные результаты. У детей с ограниченными возможностями наблюдаются успехи в социальной адаптации и нормализации, а у детей нормально развивающихся формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями.

Интегративный подход в воспитании и обучении действительно является одним из важных компонентов системы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в условиях ДОУ.

В перспективе мы планируем совершенствовать разработанную нами программу, более тщательно продумать работу с родителями, добиться выхода детей интегрированной группы на высокие показатели по социальной адаптации, коммуникативного развития и нормализации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год