Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников
Адаптация
Автор: Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина   
02.05.2017 19:35

«Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников«Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников

Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина ГБДОУ детский сад № 76 Невского района СПб

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие множественные нарушения развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, тяжелые нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Состояние этих детей препятствует освоению общеобразовательных программ. Для них в нашем образовательной организации создаются все условия для всестороннего развития. Это оформление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, а также использование различных современных технологий, форм, методов и приемов работы, учитывающих принцип уважения потребностей детей, их интересов, учет особенностей развития и принцип соблюдения их прав.

 

На базе нашего ДОУ была организована интеграционная группа частичного пребывания, где дети с ОВЗ совместно общаются с детьми общеобразовательной группы. Чтобы коррекционная работа была наиболее эффективна, помимо интеграции детей, необходимо объединить усилия родителей и педагогов для воспитания и обучения детей с ОВЗ, а также формировать адекватное отношение среди сверстников. Для этого нами был разработан проект по совместной деятельности «Я познаю мир». В процессе реализации проекта были созданы все условия для актуализации полученных знаний в повседневной жизни всех участников образовательного процесса. В котором дети, педагоги и родители являются равноправными партнерами.

Основной целью проекта «Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников» является: создание благоприятных условий для социальной адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательную группу, путем воспитания дружеских взаимоотношений и отзывчивости в детском коллективе.

Выделим основные задачи проектной деятельности, которые стали для нас наиболее значимыми:

  • создавать благоприятные условия для социальной адаптации детей;
  • закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, учить играть вместе;
  • формировать потребность в общении, обогащать опыт детей, используя речевые и неречевые средства общения;
  • обогащать опыт познавательной деятельности детей;
  • развивать художественно-эстетическое восприятие и образное мышление;
  • стимулировать и поддерживать развитие двигательной активности.

Планируемым результатом проекта «Я познаю мир» является социальная адаптация детей с ОВЗ в общеобразовательную группу.

В рамках этого образовательного проекта были разработаны тематические проекты: «День воспитателя», «День пожилого человека», «День полиции», «День матери» «Неделя толерантности» «Новогоднее чудо» «Здравствуй Масленица», «Лето – это маленькая жизнь» «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Домашние животные» и многие другие.

В статье мы хотели бы поделиться опытом разработки проекта «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», который рассчитан на приобщение детей с различными возможностями к книге, воспитание грамотного читателя.

Участниками проекта стали воспитатели, нормативно развивающиеся дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, родители.

По длительности проект был среднесрочный.

Проект включал пять этапов: 1 этап –подготовительный; 2 этап – организационный; 3 этап – практический; 4 этап — презентация продукта; 5 этап — подведение итогов.

1 этап –подготовительный

Деятельность педагогов была ориентирована на реализацию цели проекта: прививать любовь к родному языку, умение эмоционально – эстетически воспринимать произведения русской классической литературы; развивать устойчивый интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Проблема, которую решали педагоги: способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.

Были поставлены следующие задачи:

  • познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина;
  • воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
  • развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.

Деятельность родителей и детей была направлена на создание выставки «Мой Пушкин».

2 этап – организационный

В ходе этого этапа в совместной деятельности педагогов, родителей и детей проводились: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, продуктивная деятельность (изодеятельность), викторина, игры – импровизации, театрализованная деятельность.

3 этап – практический

Деятельность педагогов была направлена на: подготовку выставки семейного творчества «Герои Пушкинских сказок»; создание презентации «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина»; разработку памятки для родителей «Как научить ребенка слушать?».

Педагоги направляли деятельность родителей на: пополнение библиотеки в группе книгами А.С. Пушкина, совместные театрализованные представления по сказкам А.С. Пушкина, разучивание доступных детям отрывков из сказок поэта.

4 этап — презентация продукта

Этот этап включал: выступления детей, совместно с родителями, в библиотеке; представление родителям наглядной информация по теме «Знакомим дошкольников со сказкой», «Великий писатель и поэт…»; выставку, подготовленную педагогами совместно с родителями «Герои Пушкинских сказок»; участие в викторине.

5 этап — подведение итогов

Этот этап включал итоговую каникулярную неделю по данной теме и обобщение материалов проекта.

В качестве примера приводим образцы совместной деятельности с детьми.

По познавательному развитию на тему: «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина».

Цель: познакомить детей с биографией А.С. Пушкина и его произведениями.

Задачи: развивать воображение, речь детей с помощью художественного слова, умение выражать свои мысли словами; воспитывать в детях патриотические и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, милосердие, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта); развивать умение видеть и чувствовать красоту мира, во всех ее проявлениях.

Наглядный материал: Портрет, иллюстрации (на которых изображены страницы с рукописями стихотворений), сборники стихов и поэм А.С. Пушкина, иллюстрации к ним, рисунок: «Пушкин читает свои стихи друзьям». Текст сказки «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», подбор стихов о временах года, о няне.

Ход занятия (беседа).

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка. Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать, был очень скор и резок в движениях (воспитатель зачитывает стихи о няне). Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село — это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими сверстниками: Иваном Пущкиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи.

Посмотрите на рисунок: Пушкин читает свои стихи друзьям.

После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень (воспитатель зачитывает стихи на тему: «Времена года»).

Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером. (Показ иллюстраций, на которых изображены страницы с рукописями стихотворений).

У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно "детушки".

Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли — это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро. Вы еще много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы (воспитатель зачитывает отрывки из поэмы «Сказка о царе Салтане»).

Итог: Ребята, о каком поэте мы с вами сегодня узнали? (Об А.С. Пушкине).

- Какие его произведения вам больше всего понравились? (Стихи о няне, сказка о царе Салтане и др.)

В конце занятия, в зависимости от его продолжительности и от желания детей, воспитатель предлагает, исходя из речевых и интеллектуальных возможностей каждого ребенка) разучить отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (У лукоморья дуб зеленый...)

По художественно-эстетическому развитию на тему: «Золотая рыбка» (Свободный выбор материала)

Цель: продолжать учить детей придумывать и воплощать рисунок на бумаге, выбирая подходящий для рисования материал (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши или восковые мелки).

Задачи: развивать воображение, фантазию; развивать художественно-эстетические способности детей; развивать память и умение пересказывать художественное произведение.

Материалы и оборудование: текст сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказке, гуашь, акварельные краски, кисточки, цветные карандаши или восковые мелки, альбом для рисования.

Предварительная работа: Беседа о русском поэте А.С. Пушкине. Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». Обсуждение сказки.

Ход занятия.

На доске размещается портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».

Воспитатель читает отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке». После чего предлагает детям нарисовать свою золотую рыбку. Обращая внимания на форму тела рыбки, цвет.

Готовые работы дети выкладывают на общую поверхность.

Итог: Ребята, вам нравятся рисунки ваших товарищей? Какие именно рисунки вам понравились? Почему они вам понравились?

По познавательному развитию на тему: «В гостях у сказки»

Цель: закрепить знания детей о сказках А.С. Пушкина.

Задачи: развивать память и умение пересказывать художественное произведение; развивать связную речь, чувство рифмы; воспитывать желание доброжелательно обсудить героев сказок.

Дидактическая игра: «Закончи фразу»

  • Его за руку взяла и в шатер свой (увела);
  • И в глазах у всей столицы петушок спорхнул (со спицы);
  • Весть царевну в глушь лесную, и связав ее живую под сосной оставить там на съедение (волкам);
  • В руки яблочки взяла, к алым губкам (поднесла);
  • Остров на море лежит, град на острове (стоит);
  • С первого щелчка подпрыгнул поп (до потолка).

Дидактическое упражнение «Найди слова»

Найдите слова на небе.

(Облака, птицы, ветер, самолет, молния, голубое, солнце.)

Найдите слова в море.

(Вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, медуза, корабль.)

В море живет много самых разнообразных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала. Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.

У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет. Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? Тело рыб покрыто пластинками – чешуей.

Ребята, послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если это рыбка – у нее улыбка
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка)
Если это раба – у нее … (улыба)
Если это рыбина – у нее … (улыбина)

Если это рыбища – у нее … (улыбища)
Динамическая пауза «Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,

Море волнуется три,
Как рыбки плывут, покажи!

(Ноги на ширине плеч, покачивания руками справа – налево, изображая волны)

Рыбки плавали, ныряли
В голубой морской воде.
То сойдутся – разойдутся,
То зароются в песке.

(Руки перед грудью, со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближение – расхождение, приседание).

Мы считаем, что в целом наш проект соответствует поставленным задачам, и способствует созданию благоприятных условий для социальной адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательную группу. У детей выработалась стойкая потребность в общении. Они стараются помогать друг другу независимо от ситуации. Родители детей с удовольствием идут на контакт, откликаются на любые наши начинания (от написания коротких сочинений на заданную тему, до совместных посещений музеев, театров и даже создание своих предметных коллекций на базе ГБДОУ).

Проект частично снимает стереотипы, на которые опираются простые люди при виде детей с ОВЗ и позволяет создать ту благоприятную атмосферу толерантности и сотрудничества, которая помогает детям-инвалидам интегрироваться в современное общество, также создает условия для изменения сознания микросоциума, т. е. родителей и детей, посещающих общеобразовательное учреждение.

Проект сплотил коллектив педагогов, родителей и специалистов ГБДОУ в одну команду с едиными целями и задачами в инклюзивном образовании детей с ОВЗ.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год