Конспект открытого тематического музыкального занятия «Русская гармошка на дорогах войны» в подготовительной группе |
День Победы - 9 Мая | |||
Автор: Калитина Наталья Григорьевна | |||
12.09.2025 20:45 | |||
Цель: дать детям представление о значении русского музыкального инструмента – гармошки в годы Великой Отечественной войны. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Интеграция образовательных областей. ОО «Познавательное развитие» продолжать учить выполнять действия в соответствии с задачей и проблемной ситуацией; создавать условия для ознакомления детей с музыкальным инструментом; продолжать развивать воображение, восприятие, внимание, память; обогащать представление о людях, их нравственных качествах в годы Великой Отечественной войны; обогащать представления о родной стране, формировать начало гражданственности; ОО «Речевое развитие» продолжать формировать умение с помощью музыкального руководителя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния людей в годы войны; развивать умение развернуто сообщать о своих впечатлениях, желаниях, чувствах; использовать в речи названия музыкальных инструментов, называть их некоторые качества и свойства; развивать умение анализировать содержание и форму музыкального произведения; воспитывать интерес к музыкальным произведениям, желание их слушать ОО «Физическое развитие» продолжать развивать у детей потребность в двигательной активности, содействовать развитию координации, гибкости; развивать у детей умения согласовывать свои действия с движениями; формировать желание добиваться выразительности выполнения действий; ОО «Социально-коммуникативное развитие» развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность; обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми; продолжать воспитывать любовь к родной стране; учить понимать созвучность эмоциональных переживаний человека с музыкой; формировать представления детей о нравственных качествах человека, их проявлении в поступках и взаимоотношениях; учить оценивать поступки других людей с позиции норм и правил. Методические приемы: организационный момент, звуковое сопровождение: голос Левитана «О начале войны», стихотворный материал обучающихся, песня «Священная война», вопросно-ответная беседа, музыкальное исполнение песни; танцевальные постановки. Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется групповая форма организации деятельности детей и фронтальная форма, что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению. Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям. Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, аудиоплеер, презентация «Русская гармошка на дорогах войны», записи песен периода Великой Отечественной войны, минусовки военных песен. Место проведения: музыкальный зал. Ход мероприятия: Музыкальный руководитель: — Здравствуйте, дорогие ребята! 9 мая 2020 года в 75 раз прозвучит салют Победы. Путь к Победе был долгим и рудным. Мирная жизнь прервалась 22 июня 1941 года, Германия начала войну против Советского Союза. О начале войны было объявлено по радио. (звучит голос Левитана «О начале войны») - Так началась Великая Отечественная война. - Что вы знаете о войне? (дети читают стихи) 1. Ребенок: Летней ночью на рассвете, 2. Ребенок: Вставай, народ! Услышав клич Земли, Хотели отомстить скорей, (Звучит песня «Священная война», муз. А.В. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача) Музыкальный руководитель: — Действительно война – страшное время. Нет ни одной семьи в нашей стране, которую не затронуло бы это событие. За словом «война» стоят страх, слезы, боль, смерть. Но есть то, что придавало надежду, помогало идти бойцам вперед. - Как вы думаете, что помогало бойцам на войне? (ответы детей). Музыкальный руководитель: Песни играли во время войны огромную роль. А какая же песня, без гармошки? Гармошка звучала почти в каждом отряде — и на привале, и на передовой, музыка помогала солдатам поддерживать боевой дух в ожесточенной схватке с врагом. Ребенок: Гармонь – любимая подруга, Гармошка выжить помогала Дети исполняют песню «В землянке» (сл. А. Суркова, муз. К. Листова). Музыкальный руководитель: Для поддержания патриотизма на фронте, уже летом 1941 года выпустили приказ о регулярной поставке на линию фронта гармоней. За первые несколько месяцев на войну отправили 12000 гармоней. Крупные фабрики, занимавшиеся выпуском музыкального инструмента, увеличили темпы производства и гармони поставлялись на фронт наряду с оружием и продовольствием. Музыкальный руководитель: Гармонь сыграла большую роль в поднятии духа солдат, поддержании правильного настроя и боевого духа. Все тяготы военной жизни преодолевались гораздо легче, если на привале играла гармошка. Исполнительница русских народных песен Лидия Русланова в составе концертных бригад давала на фронте концерты. Под гармошку! Чаще всего солдаты заказывали песню «Валенки» Для исполнения этой песни она использовала двух гармонистов. И не секрет, что иногда использовалась «русская психологическая атака» — полк шагал под звуки гармошки. Немцам было страшно и дико, они не выдерживали музыкального натиска. (Звучит запись песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой) Музыкальный руководитель: Русская гармошка упоминалась в песнях, стихах, и, конечно, частушках. Давайте послушаем с вами отрывок из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин» — про бравого красноармейца, с честью встречавшего суровые испытания и не забывающего радоваться жизни и ободрять боевых товарищей, несмотря ни на что. (отрывок из поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин») Ребенок: … Только взял боец трёхрядку, … И от той гармошки старой (Дети исполняют «Военные частушки») 1. Заиграй гармошка пляску 2. За свою страну родную 3. Задушевная подруга 4. Напишу письмо Светланке, 5. Посадила я в саду 6. Немец шел в Россию прямо, Музыкальный руководитель: В канун пятидесятой годовщины Великой Победы и 150-летия гармони на площади Смоленска был установлен памятник поэту-фронтовику Александру Твардовскому. Василий Теркин вместе со своей гармонью улыбается с постамента. Этот памятник — символ памяти миллионов погибших солдат, партизан, в том числе и воинов-гармонистов. Труден, но понятен и объясним путь музыкального русского инструмента – гармошки. Научившись в детстве играть, настоящий гармонист не расстаётся с гармошкой, до последнего часа. Ребенок: Не беда, что дорожка крутая, Музыкальный руководитель: Я хочу рассказать вам военную истории, в которой гармонь сыграла большую роль. Когда началась война, москвичу Мише Степнову было 13 лет. В семье он сразу остался за старшего: отец отправился воевать, а вскоре на него пришла похоронка. Мать, получив такое страшное известие, тяжело заболела, а Мишу она отправила искать своего дядю. Так и попал мальчишка в 637 полк и стал его сыном. Он помогал солдатам по хозяйству, а в свободные минуты играл для них на гармони. Смышлёного мальчишку полюбили и даже сшили ему свою специальную форму. Так, вместе с 637 полком, и добрался Миша Степнов до Берлина. А там, в День нашей Победы солдаты буквально всюду на ходу организовывали импровизированные концерты. Решил выступить на таком концерте и Мишка. Взял в руки гармонь — и полилась знаменитая «Катюша». К мальчишке подскочили бойцы, стали подпевать, хлопать. И вдруг посреди этого ликования из толпы выскочил офицер. - Сынок! — крикнул он. – Сынок, Миша!.. Да, это действительно был Мишин отец, которого считали погибшим! Не по лицу узнал он сына, а по залихватской игре. И где встретились-то: в Берлине, за тысячи километров от родного дома... А ведь, если бы не голос гармошки, отец мог бы просто стоять к сыну спиной — и встреча не состоялась бы... Русские гармошки помогали в бою, поднимали командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было спасти. Дети исполняют песню «Катюша» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера). Гармонь сыграла свою роль и в тылу, где также было немало трудностей и нелегкойработы. Народные песни, известные у русского народа ранее, изменялись в военное время, и на смену им приходили другие мотивы, зачастую рождавшиеся прямо на передовой. Были это и проникновенные песни, трогающие душу своей прямотой, трагизмом и душевностью. Военные песни звали в бой, скорбели о погибших, вселяли бодрость и напоминали о далеких любимых, дорогих, путь к которым идет через войну. Девочки исполняют танец «Синий платочек» (сл. Галицкого Я., Е. Петерсбурского) Музыкальный руководитель: И пришел день… День Победы! Сколько сердец дрогнет от одного только упоминания. В 1945 году гармонь взахлеб радовалась в этот день у поверженного рейхстага. Стихи Людмилы Уваровой «Солдатская гармонь» Удивительно то, что на всех парадах 9 мая в Москве и других российских городах обязательно есть боец-запевала с гармошкой. К нему подтягиваются убеленные сединами ветераны, с любопытством его обступают молодые девчонки и мальчишки. Дети исполняют танец «Гармошка фронтовая» муз. А. Косинского на сл. О. Куланина Ребенок: Победа! Победа! – Ребенок: Сегодня праздник входит в каждый дом. Все дети: С Днём Победы! Звучит песня «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова (дети перестраиваются в колонну и выходят из музыкального зала).
|