Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как рассказать детям дошкольного возраста о войне
День Победы - 9 Мая
Автор: Власенко Евгения Александровна   
05.03.2025 07:32

Как рассказать детям дошкольного возраста о войнеКак рассказать детям дошкольного возраста о войне

Власенко Евгения Александровна

Методические рекомендации

Зачем вообще об этом говорить?

Война, как и другие непростые темы, часто вызывает даже у взрослого человека тревогу и беспокойство. Нужно понимать, что Великая Отечественная война — часть истории России. Как и любое важное историческое событие, она имеет определенные следствия и отражается на дальнейших событиях. Как писал Максим Горький: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Поэтому разговоры об этом, конечно, нужны.

 

Но строить беседу стоит с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Для этого необходимы рекомендации для педагогов, которые помогут им подготовиться к разговору с дошкольниками. Как рассказать детям о войне? О чём можно рассказывать детям? С чего начать беседу?

Главное — не напугать!

Обсуждать Великую Отечественную войну и отвечать на вопросы детей стоит с учетом двух важных моментов: возрастных особенностей ребенка и эмоционального состояния взрослого.

Педагоги и родители, испытывающие чувство тревоги или страха, транслируют это и детям. Некоторые страхи взрослые «внушают» ребенку, даже не осознавая этого. Это может происходить при рассказах, которые окрашены негативными эмоциями ( «Это очень опасно!»). В сознании ребенка сам факт того, что взрослые чего-то боятся, является сигналом о том, что вокруг происходит что-то страшное.

Поэтому, обсуждая тему войны, стоит сохранять спокойствие, а если она вызывает тревогу, то разговор лучше отложить и подготовиться к нему.

Не стоит чересчур глубоко погружаться в разговор. Даже взрослому человеку будет сложно долго рассуждать на тяжелую тему, а у ребенка гораздо быстрее возникнут напряжение и страх.

Что можно рассказывать?

Младшим дошкольникам:

Детям младшего возрастазатронуть тему войны достаточно просто — вашими помощниками могут стать танк, пилотка, песни про солдат идущие в соответствии с программой музыкального развития. Покатайте с малышом танк, наденьте пилотку, покажите, как маршируют солдаты, спойте песню.

Дети 4-5-ти лет — это уже маленькие интеллектуальные личности, тут нужно постараться. В помощь педагогам будет тот факт, что дети этого возраста легко увлекаются, например, с ними можно попробовать написать письмо, сложить его треугольничком, как это делали их прадедушки на фронте, а заодно прочитать ребенку стихотворение, рассказать ему о войне, используя простые, понятные слова и выражения. Здесь могут помочь стихи и рассказы о войне для самых маленьких.

С пяти лет дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях:

  1. Можно показать дошкольникам портрет своего деда в военной форме из семейного альбома, показать его боевые медали и ордена. Рассказать, как он жил до войны, как ушел на фронт, как воевал.
  2. Предложить детям вспомнить, кто из членов их семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть с детьми семейные фотографии военных лет.
  3. Рассмотреть на картинках медали и ордена, которыми награждали доблестных солдат и офицеров в Великую Отечественную войну 1941 -1945 годов, или посмотреть документальный фильм.

4)Рассказать детям как началась война.

5) Рассказать детям как мы отмечаем День Победы

6) Для детей среднего дошкольного возраста можно предложить мультфильмы. Например, «Солдатская сказка» или «Теплый хлеб».

7)Показать детям иллюстрации Военного Парада на Красной площади после

окончания войны и в современном мире. Празднование Победы и Салют Победы в Москве.

Детям старшего дошкольного возраста:

Рассказывать о войне нужно с особой осторожностью. Педагог должен мягко объяснить суть войны, но не акцентировать внимание на гибели и горестях. О блокаде Ленинграда достаточно сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Каждому возрасту — свое. До семи лет в рассказе про войну желательно опираться на такие качества, как мужество, любовь к своей стране, уважение к старшим, трудолюбие, взаимовыручка.

1) В беседе с детьми, ещё раз объяснять ребёнку кто такие ветераны, за какие заслуги награждали военных орденами и медалями, для чего нужен вечный огонь,

как мы должны относиться к тем людям, которые сражались за нашу Родину и отдали за неё жизнь.

2) Нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде. Рассказать о войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными авторами.

3) Можно показать детям репродукции картин на военную тематику. Это могут быть сцены прощания и проводов на фронт, картины о подвигах, моменты отдыха и празднование Победы.

4) Предложить родителям детей посмотреть «Парад на Красной площади», или в своём родном городе быть очевидцем прохождения военного парада.

5)Предложить родителям прогуляться по городу с ребёнком, рассмотреть праздничное украшение города, возложить цветы к памятникам воинской славы, понаблюдать с детьми за праздничным салютом.

6) Предложить послушать военные песни: «Прадедушка», «День Победы», «Главный праздник», «Катюша», «Три танкиста»

7) Предложить детям составить свой небольшой рассказ по сюжетным картинкам о войне, о праздновании Дня Победы.

8) Предложить родителям вместе с детьми составить небольшой рассказ о подвигах героев Великой Отечественной войны: лётчиках (Покрышкине А. И., Маресьеве А. П. и др., танкистах (Колобанове З. Г. и др., снайперах, медсёстрах, пехотинцах. Предложить изготовить книжечку (как открытку) из листа А4, сложить пополам, на внешней стороне ребёнок нарисует героя, о котором будет рассказывать, внутри взрослый или ребёнок печатными буквами запишет рассказ. Ребёнок должен рассказать самостоятельно.

Предложить детям организовать в группе выставку таких книжек — самоделок.

10) Предложить родителям вместе с детьми изготовить из бросового материала боевую военную технику для выставки к празднованию Дня Победы! К Дню 9 мая! Которая будет организована в группе детского сада.

С детьми старшего дошкольного возраста можно посетить музеи и памятники войны. При этом лучше не нагружать ребенка большим объемом информации, не говорить одновременно обо всем: об оружии, героизме людей, условиях жизни и пр. Более удачным решением для родителей и педагогов будет тематический разговор. Так, если вы с детьми оказались возле мемориала, можно обсудить патриотизм и героизм людей. После посещения музея можно поговорить о военной технике.

Беседуя о войне с дошкольником, лучше не конкретизировать, не фокусироваться на отдельных событиях, а обсуждать ее в общем. Так, можно сделать акцент на профессиях: летчики, моряки, врачи, медсестры и др.

В заключении рекомендации «Как рассказать детям о войне» можно сказать, что невозможно о войне рассказать за один раз. К повествованиям нужно возвращаться периодически. Не стоит опережать информацией интерес ребенка, необходимо отвечать на детские вопросы, рассказывать по мере взросления все больше и больше. Обязательно нужно следить за реакцией дошкольников, чтобы не травмировать их.

Главное в воспитании — помнить о золотой середине и не мешать нашим детям узнавать мир, а помогать в этом деле. Листайте семейные альбомы, читайте фронтовые письма, ходите в музеи, читайте стихи, рассказы, отправляйтесь в путешествие по историческим местам. Самое главное, культивировать память и уважение постоянно, а не только в День Победы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год