Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Осмысление духовных истоков Великой Победы через образы великих полководцев»
День Победы - 9 Мая
Автор: Клюева Оксана Васильевна   
04.03.2025 13:57

«Осмысление духовных истоков Великой Победы через образы великих полководцев»«Осмысление духовных истоков Великой Победы через образы великих полководцев»

(из опыта работы)

Направление: «Истоки Великой Победы»

Разработчик: Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог

Введение

Мы не можем «быть «Иванами, не помнящими своего родства».

Мы обязаны помнить тех великих созидателей и защитников Отечества, которые ограждали землю нашу своим стоянием за Русь. Их пример должен вдохновлять нас и сегодня продолжать их великое дело — служить нашему Отечеству, нашей Родине, сынами и дочерями которой мы являемся.

 

Скачать конспект

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Задача патриотического воспитания имеет место во многих документах по дошкольному образованию, в частности:

– в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (ст. 3)

– в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (в разделе «Общие положения» п.1. 6.)

Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны.

Работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, в настоящее время трудна и особенно актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю своих предков. Тем более, что дети должны знать «истинную» историю своей страны, своей Родины, а не «перекроенную» и придуманную западными гражданами.

Анализ данной ситуации показывает, что сегодня проблема воспитания патриотизма очень актуальна: политическое и экономическое благополучие России в недалеком будущем будет напрямую зависеть от отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, идеалам, целям.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребёнка. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит, прежде всего, самоопределение.

Поскольку прикосновение к истории вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа начиная с былинных времён и до наших дней. Во все времена существовали свои герои, свои защитники, которые всегда вставали горой за русскую землю.

В одном из своих выступлений Президент России В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете», что нашло отражение в принятой Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2025гг.», где общественные институты и, в частности, образовательные учреждения получили направление для своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Новизна проблемы заключается в духовно-нравственном развитии детей на примере героического прошлого русских полководцев, в целях укрепления традиций, воспитания цельной, духовно-нравственной личности.

Гипотеза заключается в том, что, раскрыв перед воспитанниками образы великих полководцев, семейная сопричастность к традициям патриотизма будет способствовать сохранению и развитию духовности и нравственных начал личности.

Целеполагание представляет собой умение принимать и ставить цели деятельности для преемственности поколений, отбирать эффективные средства ее осуществления для достижения результата.

Патриотическое воспитание в семье – от поколения к поколению.

Во все времена наше государство уделяло особенное внимание основам патриотического воспитания молодежи. Но важным союзником в этом деле должна выступать семья, которая играет главную роль в воспитании человека, как личности. Ведь патриотизм – это любовь к своей Родине и людям, которые живут в нашей стране, это бережное отношение к культуре страны и уважение к языку, на котором ты говоришь.

В настоящее время особенно важно уделять внимание воспитанию патриотизма молодежи. Современная идеология многих стран в мире направлена на стирание культурных и географических границ, подменяя понятия истинных ценностей. Теперь, когда Россия снова стала сильной страной, многие государства прикладывают усилия, направленные на то, чтобы современная молодежь потеряла интерес к своей стране и наша задача – не допустить этого.

Одним из важнейших моментов в воспитании молодежи являются акции и движения, направленные на восстановление связи поколений и гражданского самоопределения. Особенно стоит уделить внимание общественному движению «Бессмертный Полк», направленное на сохранение личной памяти о поколении Великой Отечественной войны, о настоящих патриотах, сражавшихся за свою родину. Ни у одной страны нет будущего без прошлого и сохранения культурных ценностей.

Показывая личным примером в семье, свое отношения к истории страны и любви к ней, мы делаем важный вклад в воспитание наших детей, как истинных патриотов и достойных граждан нашей страны. И начинать тут нужно с малого.

Развитие патриотизма у дошкольников на основе подвигов великих полководцев

Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. [9]

Внешняя опасность, которой Россия подвергалась на протяжении многих веков, была тем фактором, который требовал проявления мужества, героизма, патриотизма. [6]

Мир, в котором мы живем, радикально отличается от более ранних периодов развития человеческой культуры. Это мир, в котором больше нет определенности: ни в различении добра и зла, ни в различении светлого и темного, ни в различении прекрасного и безобразного.

В таких условиях разговор о духовно- нравственных основах личности приобретает особый смысл — это вопрос о самосохранении общества, о единстве его прошлого и будущего. [5].

Патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Одной из эффективных технологий обучения и воспитания является технология проектной деятельности. Я определила содержание работы в рамках патриотического воспитания дошкольников по теме «Защитники земли русской». Включила в цикл занятий культурно- исторические, духовно-нравственные компоненты, элементы изучения истории Отечества. В приложении отражены различные формы и методы работы с дошкольниками, способствующие становлению культуры человека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, ощущающего ответственность за свои поступки. [5]

Для детей 6 – 7 лет важно знать русских полководцев. Во время работы старалась сформировать в сознании дошкольников модель человека – героя, рискующего своей жизнью ради Родины. Важно поддерживать на добрых примерах стремление у детей вести за собой, быть лидером в трудную минуту. Нравственный стержень, вектор развития дошкольников, определяющий жизнь в будущем — вот, что необходимо заложить в сознание воспитанников на примерах русских полководцев.

Воспитание таких качеств, как патриотизм и гражданственность, — дело не одного дня. Это длительный процесс. Старшие дошкольники с интересом могут изучать яркие моменты русской истории, в процессе которого у них формируются понятия о мужестве, взаимовыручке, сострадании и беззаветной любви к Родине. [6]

Заключение

В заключение следует отметить, что использование примеров героизма из истории подвигов великих полководцев при патриотическом воспитании детей дошкольного возраста формирует понимание взаимосвязи прошлого и будущего, знакомит с историческими событиями, развивает гражданские ценности, вырабатывает чувство гордости за страну и понимание ее места в мире на разных этапах исторического развития, что является эффективной подготовкой к обучению в школе.

Указанные задачи перед педагогом ставит и ФГОС ДО в части необходимости формирования познавательного интереса, эрудиции, стремления к познанию. Подобный комплексный подход к развитию указанных качеств личности при патриотическом воспитании предполагает применение прогрессивных (в первую очередь метакогнитивных) педагогических технологий, осуществление постоянного мониторинга их применения, оценки и при необходимости – коррекции.

В этой связи в деятельности любого педагога представляется актуальным в первую очередь анализ перспективных технологий на предмет возможности их использования в патриотическом воспитании дошкольников и по мере возможности изменение их под собственный опыт либо создание новых.

Главная задача применения современных педагогических технологий состоит в том, чтобы мотивировать дошкольников на изучение истории своей Родины, ее культуры, национальных традиций и ценностей, генерировать основы для осуществления ими самостоятельной познавательной деятельности, что согласуется с требованием ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!

Библиографический список

  1. Авдулова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) / Т.П. Авдулова, Е.И. Изотова, Г.Н. Толкачева и др. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. -316 с.
  2. Вагина, Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т. М. Вагина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14).
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Русский язык. М., 1990 г
  4. Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Мурзина И.Я. «Духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников в детских садах и школах с кадетским (казачьим) компонентом» Екатеринбург: Урал гос. пед. ун-т., 2016. -144 с.
  6. Огоновская И.С. «Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы» Екатеринбург: ООО «Школьный формат», 2016. -176 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. -32 с.
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 г.
  9. Федеральный закон о днях воинской славы (победных днях) России от 10 февраля 1995 г. с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год