Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Игры нашего детства
Занятия с детьми
Автор: Хворостинина Ольга Николаевна   
03.09.2021 21:16

Игры нашего детстваИгры нашего детства

Знакома ли вам такая ситуация: ребёнок просит вас поиграть с ним, а вы отмахиваетесь и говорите, что вам некогда? К сожалению, так часто случается в нашей жизни – взрослый может не чувствовать в себе ресурсов, чтобы уделить время своему малышу и поиграть с ним. А бывает и так, что родители просто не воспринимают детские игры всерьёз. Хотя игра занимает в жизни ребёнка очень много места.

И не случайно. Через игровую деятельность дети познают мир – учатся общаться, обучаются различным навыкам, развивают логику, моторику, речь. Недаром игра признана в дошкольном возрасте ведущим, основным видом деятельности.

В педагогике представлен достаточно широкий спектр классификации детских игр: одни педагоги делят их в соответствии с содержанием (Е. А. Аркин), другие по наличию или отсутствию чётких правил и целей (П. Ф. Лесгафт), третьи подразделяют игры на творческие и игры с правилами (Д. З. Менджерицкая, Т.Л. Маркова). С.Л. Новосёлова предложила разделить игры на три класса:

  • игры, возникающие по инициативе детей, самостоятельные игры
  • игры, возникающие по инициативе взрослого, преследующего определённые образовательные и воспитательные цели
  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, то есть народные.

Народные игры впитали в себя многовековую историю народа, через них наряду с песнями и сказками ребёнок впервые постигает любовь к своей Родине, впитывая яркие краски, звуки, образы. А воспитание любви к Родине – это один из основных принципов педагогики.

 

Нет сомнений в том, что народные игры необходимы нашим детям как глоток свежего воздуха – это и общение, и движение, и развитие, и здоровый досуг!

Весёлые подвижные игры родом из детства. Кто из нас не вспомнит хотя бы парочку игр, в которые он играл в своём детстве? Казалось бы, что тут сложного? Ан нет, не тут-то было – память упрямо отказывается признавать, что это самое детство было. Вооружившись ручкой и тетрадью, я решила опросить своих знакомых, коллег, друзей, соседей и выяснить, какие игры они помнят из своего детства. Моя просьба ставила их в ступор, многие вспоминали «стандартный» набор игр, таких как «Догонялки», «Жмурки», «Казаки-разбойники», «Дочки-матери».

Многие из опрошенных говорили, что я разбудила в них ностальгию по детству, по давним беззаботным и добрым временам, сетовали, что современные дети лишены детства – им его заменил компьютер. Правда, среди моих знакомых есть и те, у кого не было в детстве игр, да что там – не было и самого детства! Илья Галика рассказал мне, что родился в Республике Косово, у них не было совершенно никаких игр, кроме игр в войну. Они вырезали из дерева ножи, автоматы, пистолеты и играли в «войнушку». Он не смог вспомнить ни одной настольной игры, не было у них и игрушек, кроме, как я уже написала выше, деревянного оружия.

Печальные страницы нашей истории. Но мы в данной статье заострим внимание на тех, кому повезло больше – у кого детство, к счастью, было. Ниже я приведу список респондентов, которые поделились своими детскими воспоминаниями (ФИО, возраст и место работы/учёбы указаны на момент их опроса).

Людмила Ивановна К. (70 лет, г. Череповец, к.ф. н., доцент ЧГУ): по её утверждению, в её детстве были «наипростейшие» игры – «Классики», «Догонялки», «Прятки» и прыжки через скакалку, которые были очень популярны в годы её детства и молодости.

Людмила Алексеевна П. (75 лет, с. Липин Бор, пенсионерка) рассказала, что их рано приучали к труду, времени для игр почти не оставалось. Помощь по дому, сенокосы, выпас домашнего скота, прополка картофельного поля – все эти заботы «съедали» почти всё свободное время подрастающего поколения. Единственная игра, которую она вспомнила – «лапта». В эту игру играют три человека, ля игры используют мяч из шерсти. Один человек берёт мяч в руки, второй берёт большую и длинную палку, а третий отходит от этих двух игроков на расстояние 4-5 метров в «поле» (так назывался участок, на который отходил третий человек). Затем тот, у кого мяч, подбрасывал его вверх, а тот, что с палкой отбивал его в сторону «поля». Игрок, находящийся в «поле», должен был поймать мяч. Если мяч пойман, то водящим становился поймавший мяч, если нет, то те два игрока за пределами «поля» должны были поменяться местами. И игра начиналась заново.

Юлия Валерьевна Т. (35 лет, г. Армавир, психолог, Военный комиссариат г. Армавира) вспомнила несколько игр: «Выбивной», «Сыщик, ищи вора!», «Немое кино», «Птичка на дереве – сорока на земле», «Круглые классики», «Латки».

«Выбивной» — двое становятся друг напротив друга на большом расстоянии, берут в руки по мячу, все остальные игроки становятся в центр между этими двумя игроками. Смысл игры заключается в том, чтобы те, кто находится по бокам, «выбивали» игроков из «центра». Те игроки, которых «выбили» — выходят из игры. Тот из детей, кто продержался дольше всех в «центре» становится «вышибалой», вставая на место одного из ведущих.

«Сыщик, ищи вора!». В эту игру играют четыре человека. На листочках пишут роли: сыщик, вор, палач и судья. Листочки закручивают и перемешивают, затем игроки берут себе по бумажке, никому не показывая, что у него за роль. Затем кто-нибудь из игроков говорит: «Сыщик, ищи вора!» У кого на листочке написано «сыщик» — тот ищет «вора». Если угадал, то «судья» выносит «вору» наказание, а «палач» исполняет. Наказания могут быть как шаблонные – «слива на носу» (щипнуть за нос), «крапива» (хлестнуть крапивой), «укус лошади» (ущипнуть), так и придуманные судьёй.

«Немое кино». Один игрок становится ведущим, он задумывает какое-нибудь слово, явление, предмет и лишь только мимикой начинает показывать всем остальным игрокам- кто первый угадает, что задумал ведущий, тот и становится ведущим.

«Птичка на дереве – сорока на земле». Считалочкой выбирается «сорока», она и будет догонять других «птичек». Если птичка запрыгивает на высоту (лавочка, пенёк, камень и т.д.), то «сорока» не имеет права её трогать. Следующей «сорокой» становится тот, кого поймают. Убегая от «сороки», дети дразнят её: «Птичка на дереве – сорока на земле!»

«Круглые классики». Это разновидность игры в «классики». Для игры чертят большой круг и разбивают его на сектора, чтобы в каждом секторе спокойно могли поместиться две ступни и «бита». Все сектора пронумеровать от 1 до 10. Игра начинается с первого сектора. В него первый игрок бросает палку или круглую баночку – если не попадает в сектор, то ход переходит к следующему игроку. Если попадает, то прыгает на двух ногах в сектор и, толкая баночку ногами, перепрыгивает в третий сектор и т.д. В пятом секторе можно отдохнуть, остановиться, затем прыгает до десятого сектора. Если игрок проходит путь без ошибок, то в следующий раз бросает палку во второй сектор и снова ошибка, то ход переходит к другому игроку. В игре нельзя наступать на линии, разделяющие сектора и бросать палку на линии.

«Латки». Выбирается ведущий, который догоняет всех остальных игроков. Тот, до которого ведущий дотронется и есть «латка» — он становится следующим ведущим.

Андрей Васильевич А. (50 лет, г. Вытегра, преподаватель физической культуры, предприниматель) рассказал об игре «Ромбики» (другое название игры «Русские и немцы»). Обычно в эту игру играло большое количество участников и обязательно равное, например, 20 человек. Для игры нужно приготовить 20 одинаковых бумажек – одну половину пронумеровать от 1 до 10 и на каждом листочке написать «русский», вторую половину тоже пронумеровать от 1 до 10 и на каждом листочке написать «немец». Затем бумажки скручивают и перемешивают. Каждый берёт по бумажке и смотрит, какой у него номер и к какой национальности он принадлежит. Затем все расходятся по площадке и начинают друг друга догонять. Когда один игрок догоняет другого, они друг другу показывают свои бумажки – если у пойманного «национальность» такая же, что и у догонявшего, то он его отпускает, а если другая, то они считают, у кого больше очков. Очки проигравшего присчитываются победившему, а сам проигравший выбывает из игры. Если «встретились» два игрока, у которых одинаковое количество очков, то побеждает тот, кто догонял, а не убегал. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Второй вариант: «русские» номера ищут «немецкие» по убыванию, то есть 10—ки ищут 9-ок, 9-ки ищут 8-ок и т.д. Обнаруженные выбывают. Любой номер может ловить и все номера, которые его меньше (например, восьмёрка ищет семёрку из другой команды и «выбивает» её, после он может «выбивать» из другой команды 6, 5, 4, 3, 2, 1).

Анна Николаевна Н. (30 лет, г. Свердловск, экономист, домохозяйка) поделилась со мной двумя играми: «Бабка Ёжка» и «Квадрат».

«Бабка Ёжка»: на асфальте или земле дети рисовали «дорогу», по сторонам «дороги»«домики» для игроков, где можно было прятаться, в конце «дороги»«колодец»: каждому игроку нужно добежать из домика до колодца и отнести туда «ведёрко» под воду, набрать воды и вернуться в свой домик. В это время Бабка Ёжка ловит игроков и тот, кого она поймает, будет следующей Бабкой Ёжкой.

«Квадрат». Чертится большой квадрат, который делится на 4 квадрата, в каждом стоит определённый персонаж: король, королева, принц, принцесса. В середине рисуется круг, затрагивающий все четыре маленьких квадрата. В каждом квадрате по игроку, которые начинают отбивать мяч. Необходимо, чтобы мяч не выходил за пределы круга – его отбивают от игрока к игроку.

Ольга Васильевна С. (30 лет, с. Липин Бор, экономист, специалист БУЗ ВО «Вашкинская ЦРБ») вспомнила про игру «Светофор». Мелом на асфальте или палкой на земле рисуются две параллельные линии — это «дорога». По одну сторону «дороги» становятся игроки, по другую – водящий. Водящий поворачивается спиной к игрокам и называет какой-нибудь цвет. Задача игроков найти названный цвет на своей одежде/обуви и предъявить его водящему – в таком случае можно спокойно перейти на другую сторону «дороги». Если же игрок не обнаружил заданного цвета ни в одежде, ни на обуви, ни в содержимом карманов, сумочки, то ему остаётся только перебегать дорогу, спасаясь от водящего. Если водящий успел осалить игрока до того, как тот перебежал «дорогу», он меняется с ним ролями.

Александр Владимирович Х. (26 лет, г. Череповец, учащийся факультета народных инструментов ПГК им. А.К. Глазунова) вспомнил о моей самой любимой «весенней» игре — «Ножички». На первых проталинах чертили круг ( «земля») и делили его на равные части. Дальше каждый игрок втыкал ножичек (или предмет, который втыкается в землю) в часть «земли» другого игрока и отрезал себе эту часть. Побеждал тот, у кого оказывалась самая большая часть от круга ( «земли»).

«Крыса»: считалочкой выбирался ведущий, остальные игроки должны от него убегать. Тот, которого ведущий ловил, присоединялся к нему и помогал ему ловить остальных – так играли до последнего игрока, который и становился ведущим в следующий раз.

«Съедобное – несъедобное». Считалочкой также выбирается ведущий, остальные игроки садятся в одну линию. Ведущий берёт мяч и начинает его бросать каждому игроку по очереди, при этом он называет любое слово, если это оказывается съедобным, то игрок должен поймать мяч, а если несъедобное, то прячет руки. Тот, кто перепутает действия, тот выбывает из игры.

Ирина Владимировна С. (48 лет, с. Липин Бор, педагог, работник БУК «Вашкинский районный краеведческий музей») поделилась двумя старинными играми.

«Бирюльки»: берутся соломинки или палочки одинаковой длины, их должно быть много, их бросают на стол, вытаскивают по одной так, чтобы не пошевелилась ни одна другая, если сдвинется хоть одна палочка, то ход переходит к другому игроку. Игра длится до тех пор, пока не закончатся соломинки, у кого больше, тот и выиграл.

«Лодыжки». Лодыжки – это овечьи кости, они разные со всех четырёх сторон, каждая имеет своё название – «бык», «сак», «горя», «масло». Собирали все кости в горсть двумя руками и бросали на стол, потом щёлкали одинаково выпавшие, но не задев другие, забирает выбитую лодыжку, один игрок щёлкает, пока не ошибётся. Дальше ход переходит к другому, у кого больше лодыжек наберётся, тот и выиграл.

Терентьева Эльвира (17 лет, г. Архангельск, студентка ГБПОУ «Архангельский педагогический колледж»).

«Зелёное стёклышко» — считалочкой выбирается ведущий ( «вада»), все остальные садятся в один ряд. Ведущий берёт мяч, начинает кидать каждому игроку по очереди, при этом он называет какое-нибудь имя, можно называть смешные имена и «обзывалки», можно обманывать игроков, начиная произносить имя игрока и заканчивать как другое слово (например, игрока зовут Валера, ведущий начинает произносить Ва – бросает мяч и заканчивает слово – за). Если игрок не ловит мяч, то ведущий неожиданно бросает зелёное стёклышко, и если игрок его поймает, то придумывает имя себе сам, если не ловит, то ему присваивается то имя, которое было сказано до броска зелёного стёклышка. Таким же образом, всем игрокам раздаются фамилии, место проживания и проч., в зависимости от возраста игроков и их «заказа» от игры).

«Мафия» — игроков должно быть не менее 10 человек. По количеству участников нужно приготовить листочки – один ведущий, один «комиссар», остальные участники делятся на «жителей города» и «мафию». Листочки сворачивают и перемешивают. Каждый выбирает листочек и смотрит, кем он будет в игре. Никто не должен знать, какую роль он играет. Все роли знает только ведущий. Ведущий всем завязывает глаза или игроки их просто закрывают. Ведущий руководит игрой, например, он начинает: «Наступает ночь, все ложатся спать, мафия просыпается». Те, кто играет мафиози, развязывают глаза и жестами решают, кого они «убьют» (одного «жителя»). Дальше «мафия» засыпает, просыпается «комиссар», он выбирает одного человека произвольно, и после этого тоже «засыпает». Затем «просыпаются» все – и «мафия», и «комиссар», и «жители». Начинается обсуждение, кто из присутствующих «мафия». Никто старается себя не выдать. Затем все действия повторяются, пока не будут вычислены все представители «мафии» или «города». Кого «опознали» раньше, тот и проиграл.

Лилия Константиновна А. (50 лет, г. Санкт-Петербург, журналист, редактор газеты «Гатчина – ИНФО»). «Лянга» — Лилия Константиновна рассказала, что в эту игру играли только мальчики. Для игры требовалась сама «лянга» — она делалась из овечьей шкуры, к ней пришивался кусок свинца, более простой вариант – в мешочек или носок насыпался песок или мелкие неострые камешки (керамзит). В игре было несколько этапов: от самого лёгкого до самого сложного, суть игры – пройти все этапы, не совершив ни одной ошибки, при ошибке ход игры передавался другому игроку. Этапы: набой – когда «лянгу» нужно было отбить внутренней стороной стопы определённое количество раз, не уронив её на землю и при последнем отбивании схватив её рукой. Пара – то же самое отбивание, но нужно было успеть отбить обеими ногами (определённое количество пар). Сырт – отбивать «лянгу» нужно было внешней стороной стопы определённое количество раз. Вариантов и этапов существовало множество, всё зависело от фантазии игроков.

«Орехи» — на земле чертился круг, в который выкладывались грецкие орехи. У каждого участника был «свой» орех-бита. Считалкой выбирался тот, кто первым начнёт. Он бросал с определённого расстояния в круг свой орех и пытался выбить из круга все орехи сразу или по очереди, но нужно было сохранить одно условие – чтобы бита – орех не выкатился из круга. Если бита выкатилась из круга, выбитые орехи не засчитываются, и ход передаётся другому игроку. Выигравший забирает все орехи из круга, как как смысл игры заключается в том, чтобы выиграть как можно больше орехов.

Надежда П. (45 лет, г. Череповец, сотрудник историко-краеведческого музея). «Секретики» — считалочкой выбирают одного человека в «жюри». Остальные делают «секретики» — роют небольшую ямку, в неё кладут фантики от конфет, украшают красивыми камешками, цветами, всем, что найдётся. Затем игрок, который выполняет роль жюри, не видевший «секретиков», проходит и сравнивает их, выбирая самый лучший и красивый. Тот игрок, чей «секретик» выберет жюри, становится жюри, и игра повторяется снова.

«Тимуровцы» — дети создают «тайную» команду, где командиром становится самый старший из ребят. Они обсуждают, кому из взрослых нужна помощь, каким образом они могут её оказать. Командир раздаёт детям задания, и затем они все вместе выполняют их.

«Концерт для взрослых» — дети создают концертную программу, сами решая, какие песни будут петь, какие стихи будут читать, какие сценки показывать. Затем сами создают «сценарий» и репетируют. На подготовленный концерт приглашают взрослых и других детей.

Антонина Алексеевна Ф. (33 года, г. Вологда, председатель Молодёжного парламента Вологодской области). «Краски» — для игры выбирали «продавца» и «покупателя» (монаха), все остальные дети становились «красками». Каждый игрок загадывал свою краску и сообщал её на ухо «продавцу». Все «краски» становились в одну линию, приходил покупатель:

- Тук-тук!

- Кто там?

- Я монах в синих штанах!

- Зачем пришёл?

- За краской.

- За какой?

Покупатель называл краску. Если такой краски нет, то «продавец» говорил: «Скачи по дорожке на одной ножке» тот должен обпрыгать на одной ножке скамейку, дерево и т.д. Если краска есть, то «продавец» говорит: «Такая краска есть, сколько заплатишь?» «Продавец» называет цену, и «покупатель» столько раз стукает по ладони «продавца», сколько тот просил. «Краска» в это время убегала от «покупателя», и тот должен был её поймать. Если «покупатель» ловил краску, то она становилась «покупателем», если нет, то игра начиналась по новой.

«Море волнуется раз» — перед началом игры выбирается ведущий, он отворачивается от всех участников и громко говорит:

«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура

На месте замри!»

В этот момент все игроки должны были замереть в той позе, в которой оказались. Ведущий осматривает фигуры, кто первый пошевелился, тот и становился дальше водой. Участники должны как можно дольше простоять в одной позе неподвижно. Второй вариант – вода выбирает ту фигуру, которая ему больше понравилась (проявила фантазии).

«Чай-чай, выручай!» — в начале игры выбирают водящего и игровую зону, за пределы которой нельзя выбегать. Водящий ловит игроков и тот, кого он поймал, кричит, стоя на месте: «Чай-чай, выручай!» до тех пор, пока его кто-нибудь не выручит, а именно не дотронется до него рукой. Передать свою роль ведущего можно только тогда, когда поймаешь всех игроков.

«Тише едешь – дальше будешь. Стоп!» — выбирался ведущий, он стоял за одной чертой, остальные – за другой чертой, которая располагалась метров через 10-20 от первой. Водящий отворачивался от игроков и произносил (быстро, медленно): «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!» На слове «стоп» все должны замереть, а повернувшийся водящий, заметив движение какого-нибудь игрока, «выгоняет» его из игры. Дальше повторяется действие снова – и побеждает тот, кто первым доберётся до ведущего и дотронется до него – он становится водой.

«Али-Баба» — участники игры делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии пять-семь метров. Игру начинает одна команда (выбирается по считалочке) словами: «Али-Баба! Вторая команда отвечает: «О чём слуга?» «Второго, пятого сюда!» Называется имя игрока из команды противника, названный бежит к другой команде и пытается расцепить их руки. Если это удалось, то забирает игрока в свою команду, не удаётся – то сам остаётся здесь.

Елена Александровна М. (30 лет, г. Вологда, воспитатель ДОУ). «С камня на камень» — выбирается ведущий считалочкой, для игры нужны большие камни или чурбачки – дети перебегают с камня на камень и в момент их перебежек ведущий должен их поймать. Кто попадётся, тот и водит.

«Метла» — другие названия игры «Крыса», «Пятнашки» — водящий догоняет остальных игроков, «осаленные» помогают его догонять оставшихся и так до последнего игрока, который и становится следующим водой.

Дмитрий Л. (30 лет, г. Санкт – Петербург, студент СПбГПУ Политех).

«Шарады» — ведущим загадывалось слово, а затем он пытается мимикой и жестами показать, что это. Другие игроки пытаются отгадать, что за слово имел в виду ведущий. Следующим ведущим становится тот, кто первым отгадал загаданное слово.

«Ассоциации» — игроки садятся в круг, и кто-нибудь называет слово, второй п кругу называет слово, которое у него ассоциируется с названным словом, третий игрок называет ассоциации со вторым словом.

Елена П. (30 лет, г. Вытегра, домохозяйка). «Путаница» — все игроки берутся за руки и начинают путаться — переступать через руки, закручиваться, подползать, не расцепляя рук. Ведущему нужно распутать эту путаницу – не «разрывая» рук игроков.

«Разрывные цепи» — игроки делятся на две команды и становятся в две шеренги, напротив друг друга, взявшись за руки. Первой начинает играть игрок из команды, выбранной по считалочке. Выбранный игрок с разбега пытается разорвать «живую» цепь. Если разбивает, то забирает игрока в свою команду, если нет, то остаётся в этой.

Ольга Евгеньевна М. (28 лет, г. Череповец, педагог, домохозяйка). «Стоп-кран» — выбирается ведущий, остальные убегают от него, пока он читает считалочку. Играли обычно вокруг дома или сарайки. После считалочки ведущий бежит всех искать – при виде игрока ведущий кричит: «Стоп-кран… (называя имя того, кого видел). Тот должен замереть. Таким образом он должен поймать всех, если кто-то пошевелился в присутствии ведущего, то будет водить.

«Колечко» — выбирается ведущий, он зажимает в ладонях колечко (можно камушек или другой мелкий предмет). Все остальные садятся в одну линию. Ведущий подходит по очереди к каждому игроку и вставляет свои ладошки в ладошки игрока. Кому-то из игроков он должен незаметно вложить колечко. Затем он говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот, у кого кольцо бросается бежать до ведущего, а остальные пытаются его поймать. Если не поймали, то он становится водой, а если поймали, то ведущий остаётся прежним.

Надежда Васильевна К. (45 лет, г. Череповец, педагог, КУЗ «Специализированный дом ребёнка № 2»). «Уголки» — четыре игрока стоят в своих «домиках». Они должны поменяться уголками так, чтобы ведущий, стоящий посередине, их не поймал. «Кумушка-голубушка, продай уголок». Уголков- «домиков» может быть больше, по количеству игроков.

«Красное знамя, ударное звено» — игроки делятся на две команды, игроки каждой команды берутся за руки и обе команды становятся друг напротив друга. Считалочкой выбирают ту команду, которая начнёт игру первой. Затем та команда, которая начинает, идёт вперёд на команду-соперницу со словами: «Красное знамя, ударное звено, отдайте нам… (имя игрока) и больше никого!» Выбирают игрока, затем вторая команда выбирает у команды-соперницы одного игрока (старались выбрать самых слабых, маленьких). Затем этих двух игроков ставят напротив друг друга и они соревнуются – кто кого перетянет, тот и победил. Он со своим «пленником» идёт в свою команду. Дальше действия повторяются с выбора двух участников от команд.

Янина К. (25 лет, г. Новосибирск, журналист). «Городки» — строили сооружения из кубиков и потом палкой издалека кидали в них. Нужно было разрушить полностью «городок» одним подкидыванием палки. У кого это получалось, тот побеждал.

Ирина Андреевна С. (46 лет, МБДОУ «Детский сад № 59»). «Пять имён» — для игры необходим хорошо отскакивающий от земли мячик среднего размера, чтобы удобно было попадать по нему ладошкой.

Игроки договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем.

Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю, говоря:

Я знаю пять имен девочек.

Аня -раз,
Катя — два,
Поля — три,
Маша — четыре,

Настя — пять.

Игрок должен соблюдать ритм ударов, произнося при одном ударе по мячу одно слово. Если игрок справился с задачей, он переходит к следующей теме, заранее определённой, например: «Я знаю пять имён мальчиков, названий городов, насекомых, птиц и т.д. Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к другому участнику. Тот начинает сначала.

Для усложнения игры можно ввести условия, что имена не должны повторяться. Когда мяч, сделав круг, вернётся к первому игроку, он начинает с той темы, на которой он остановился. Игра длится до тех пор, пока она не надоест. Победителем считается тот, кто успел охватить максимальное количество тем.

Валентина Николаевна Х. (64 года, педагог, БУСО ВМР «Специализированный дом для одиноких престарелых»).

«Колдунчики» — выбирается водящий, он догоняет всех остальных участников игры. Если он хлопнул ладошкой участника, то считается, что «заколдовал» его – участник стоит неподвижно, руки в стороны. Другие участники могут ему помочь и расколдовать его, подбежав и хлопнув его по телу. Задача ведущего теперь не только догонять и «заколдовывать» участников, но и мешать тому, чтобы другие участники не могли «расколдовать» «заколдованных».

«Садовник» — выбирается ведущий – «садовник». Он становится в центре и даёт каждому игроку – «цветку» название. Все игроки становятся в круг или рядом.

«Садовник» говорит такие слова:

Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Все, кроме мака! (любое название).

Как только игрок, который слышит «своё имя», говорит:

- Ой.

- Что с тобой.

- Я влюблён.

- В кого?

Тут игрок должен назвать название цветка, который есть среди играющих. Новый участник в свою очередь тоже восклицает: Ой» и игра продолжается. Суть её в том, чтобы не пропустить н одного цветка, чтобы быстро найти другое название цветка (то есть не повторяться). Если игрок, чья очередь отвечать, замешкался, запнулся, промолчал или назвал только что упоминавшийся цветок, то он становится следующим садовником.

Как мы видим, во многих играх есть ведущий. Его обычно назначали или выбирали считалочкой. Дети очень любят весёлые стихотворные считалки, они легко их запоминают. Приведу несколько старинных считалок, которыми сопровождались дворовые игры:

— Заяц белый,

Куда бегал?

— В лес дубовый!

— Что там делал?

— Лыки драл!

— Куда клал?

— Под колоду!

— Кто украл?

— Родион.

— Выйди вон!

Таря-Маря

В лес ходила,

Шишки Ела —

Нам велела.

А мы Шишки

Не едим,

Таре-Маре

Отдадим!

Ходит свинка

По бору,

Рвёт траву-мураву.

Она рвёт,

И берёт,

И в корзиночку кладёт.

Этот выйдет,

Вон пойдёт.

Народные игры интересны и сейчас, несмотря на технократический век и увлечение детей различными гаджетами. Это отличный способ укрепить дух, тело, фантазию, навыки и коммуникативные навыки.

Откройте для своих детей богатый мир народной игры!

Хворостинина О.Н., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 59», куратор проекта «Здоровая семья» БФ «Дорога к дому».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год