|  Познавательно-творческий проект «Подарки для елки»
 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №22 «Журавушка» городского округа Ступино Московской области Старшая группа № 7 «Говорушки» Творческая группа: 
воспитатель Ковригина С. Н.воспитатель Биглова А.Ж.учитель-логопед Лукьянова Е.С.педагог дополнительного образования Титеева Л.А. Ступино, 3-я неделя декабря.   Скачать проект Познавательно-творческий проект «Подарки для елки» Паспорт проекта По доминирующему методу: познавательно-творческий. По характеру содержания: мероприятия, направленные на развитие фантазии и творческих способностей дошкольников, детского креативного мышления. По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель. По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог). По количеству участников: старшая логопедическая группа (20 детей) и их родители, воспитатели, учитель-логопед, педагог дополнительного образования (изобразительная деятельность). По продолжительности: краткосрочный (3-я неделя декабря). По роду деятельности: создание творческого продукта (выставка самодельных игрушек и украшений для новогодней елки). Выявление проблемы: Новый год — это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят взрослые и дети. Новый год — это пушистый белый снег за окном, запах смолистых ёлок, сверкание разноцветных шаров и мишуры. Это подарки, Дед Мороз и красавица Снегурочка. Украшение елки, группы к Новому году — это обязательный обряд, чтобы создать атмосферу праздника, волшебства, в которую так хочется верить под Новый год. В ходе беседы с воспитанниками педагоги группы выяснили, что детей интересует множесто вопросов о традиции празднования новогодних и рождественских праздников: 
почему украшают именно ёлку?кто придумывает ёлочные игрушки и почему они такие разные?когда впервые начали украшать ёлку игрушками?чем кроме елочных игрушек можно украсить новогоднюю елку?как изготовить и смастерить елочные украшения самим? Мы с детьми решили непременно найти ответы на эти вопросы. Актуальность На прилавках магазинов перед Новым годом появляются яркие новогодние игрушки, серебристая мишура и гирлянды. А в каждом доме спешат установить нарядную елку. Все эти праздничные атрибуты давно стали для нас привычными. И мало кто задумывается о том, какова история новогодней игрушки и почему появилась традиция устанавливать и украшать праздничное дерево. Как и чем украсить групповую елку к Новому году? В предверии этого праздника актуальность поставленного вопроса очевидна. Вопрос помог определить тему познавательно-творческого проекта «Подарки для елки». Возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий, направленных не только на формирование у дошкольников системы знаний и представлений о традиции празднования Нового года, истории новогодней елочной игрушки, но и научить детей самостоятельно и с помощью родителей придумывать и изготавливать новогодние игрушки и украшения. Данный проект позволит привлечь детей и родителей к активной деятельности в процессе подготовки к новогоднему празднику; раскрыть их творческие способности; обогатит родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повысит компетеннтность родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. В процессе взаимодействия «педагог-дети-родители» будут созданы условия для совместного оформления выставки работ детей, родителей и педагогов, что позволит детям испытать удовольствие и радость от совместной творческой работы и результатов своего труда. Тема совместной деятельности: «Подарки для елки» (организация выставки-конкурса самодельных новогодних игрушек и украшений для групповой елки). Цель: вызвать у детей желание изготовить игрушки и украшения для групповой елки. Задачи: Образовательные: 
дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страныпознакомить детей с обычаем украшения елки, расширять представления детей об истории возникновения елочной игрушкиформировать у детей социально-духовные качества, через организацию разных видов деятельности: познавательной, продуктивной, восприятие художественной литературы, игровой - закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, картоном, клеем, ножницами, бросовым материалом, продолжать учить мастерить игрушки и поделки. Развивающие: 
создать позитивный настрой в предверии новогоднего праздника, развить взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельностиразвивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе приобретенных знаний и уменийразвивать познавательную активность и творческие умения, конструктивное и креативное мышление, фантазию, воображение детейспособствовать развитию внимания, памяти и речи - способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников при изготовлении игрушек. Воспитательные: 
воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны, интерес к совместному труду и его результатамвоспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других детей) - воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности. Работа с родителями: 
способствовать активному вовлечению родителей в совместную продуктивную деятельность с детьми в период реализации проектапривлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского садаповысить компетентность родителей в вопросах создания в семье благоприятных условий для развития личности ребенка с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду - создать условия для совместного оформления выставки работ родителей, детей и педагогов. Предполагаемый результат: 
Дети познакомятся с новогодними традициями и обычаями своего народа, с историей появления елочной игрушки.У детей появятся новые умения и навыки при изготовлении различных елочных игрушек и украшений, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.У детей разовьются познавательная активность и творческие способности.Дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми во время создания творческого и креативного продукта.Родители будут вовлечены в активную совместную продуктивную деятельность с детьми в период реализации проекта.Будет проведена выставка-конкурс самодельных елочных игрушек и украшений при оформлении группы к Новому году. Итоговые мероприятия: выставка-конкурс новогодних самодельных игрушек и украшений «Подарки для елки». Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Содержание образовательных областей 
| Образовательная область | Содержание | Основные задачи |  
| Познавательное развитие | Образовательная деятельность: •ООД (познавательное развитие) Ознакомление с окружающим миром «Новый год. Новогодняя елка» •Экспериментальная деятельность «Разноцветные бусы» (замораживание разноцветных льдинок для украшения участка) •Презентация для детей «Новогодние игрушки» Совместная деятельность: •Беседы: «Рождественские и новогодние обычаи на Руси»,«История елочной игрушки» •Рассматривание новогодних фабричных игрушек •Д/и «Сложи елочку», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Что изменилось?» •Загадки оелке и игрушках | Дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Познакомить с обычаем украшения елки, расширять представления детей об истории возникновения елочной игрушки. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений. Развивать познавательную активность, внимание, память, логическое мышление. |  
| Художественно-эстетическое развитие | Образовательная деятельность: •ООД (рисование) «Шарики на елку» •ООД (рисование) «Наша нарядная елка» •ООД: (ручной труд) «Украшения для елки» •ООД: (Лепка) «Новогодняя елка» •ООД: (ознакомление с художественной литературой) пересказ рассказа «Как елочные игрушки поссорились» Совместная деятельность: •Д/и «Найди пару», «Сложи елочку», «Украсим елку к Новому году» •Чтение сказки «Елочка и ее друзья» •Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику •Рассматривание иллюстраций и картинок новогодней тематики | Закреплять у детей полученные ранее навыки и умения работы с различными материалами, продолжать учить мастерить игрушки и поделки. Закреплять основные приемы рисования и лепки. Развивать чувство цвета и композиции, эстетический вкус. Развивать творческие умения, конструктивное и креативное мышление, фантазию, воображение детей. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников при изготовлении игрушек. Продолжать знакомить детей с произведениями художественной литературы новогодней тематики. |  
| Речевое развитие | Образовательная деятельность: •ООД (логопедическое) пересказ с опорой на сюжетную картину «Елка» •ООД: (логопедическое) составление рассказов-описаний о елочных игрушках по плану Совместная деятельность: •Речь с движениями «Новый год», «Елка» •Д/и «Отхлопай слово», «Какой, какая, какие?», «Назови ласково», «Расскажи», «Один-много», «Что на елке, а что (кто) под елкой» •Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику | Способствовать развитию всех компонентов устной   речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи). Упражнять в слоговом анализе. Развивать коммуникативные умения детей, интонационную выразительность речи. |  
| Социально-коммуникативное развитие | Совместная деятельность: •Беседа «Правила для дошколят. Новогодняя елка» (пожарная безопасность) •С/р игра «Магазин игрушек» •Д/и, словестные и игры с движениями по теме проекта •Консультации: для родителей «История новогодней игрушки в России», «Новогодние игрушки своими руками» •Стендовая информация для родителей «Пожарная безопасность во время новогодних и рождественских праздников», «Об установке елок» •Домашнее задание: изготовление самодельных новогодних игрушек и украшений для елки •Выставка-конкурс «Подарки для елки» (украшение групповой елки) | Создать позитивный настрой в предверии новогоднего праздника, развить взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности. Воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других детей). Способствовать активному вовлечению родителей в совместную продуктивную деятельность с детьми в период реализации проекта. Повысить компетентность родителей в вопросах создания в семье благоприятных условий для развития личности ребенка. |  
| Физическое развитие | •Речь с движениями «Новый год» •Пальчиковые гимнастики: «Праздник», «На елке», «Украшаем елочку» •Гимнастика для глаз «Елочка» •Динамическое упражнение «На елке» •Физкультминутка «Елочка» | Развивать общую и мелкую моторику, учить согласовывать слова и движения, формировать навыки самоконтроля за своими действиями. |  
Основными методами и приёмами проекта являются:  организованная образовательная деятельность, самостоятельная творческая деятельность детей с различными материалами и канцелярскими принадлежностями (краски, кисти, цветные карандаши и фломастеры, цветная бумага и картон, ножницы, клей, пластилин, бросовый и природный материал, бусинки, паетки, нитки, пуговицы и т.д.), наблюдения, беседы, презентации, чтение художественных произведений, дидактические и словесные игры, двигательные и динамичные упражнения, консультации для родителей. Практическая значимость проекта Для детей: появился познавательный интерес, раскрылись творческие способности, пополнились представления  о традициях и обычаях нашей страны, стали придумывать новогодние игрушки и изготавливать их самостоятельно. Для воспитателей группы: состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта, была оформлена группа к новогоднему празднику, состоялась выставка-конкурс самодельных елочных украшений. Для родителей: появился интерес к участию в групповых конкурсах, раскрылся творческий потенциал, были созданы благоприятные условия для совместной продуктивной творческой деятельности со своими детьми. 1 ЭТАП: Подготовительный (4 – 15 декабря) - изучить психолого-педагогическую литературу по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста; - познакомиться с технологиями изготовления различных новогодних елочных украшений;  - привлечь специалистов детского сада к разработке календарно-тематического планирования мероприятий проекта; - пополнить ППРС группы различными материалами и канцелярскими принадлежностями для самостоятельной творческой деятельности детей; - оформить прогулочный участок группы снежными постройками вместе с детьми и их родителями; - подобрать дидактический, демонстрационный и раздаточный материал по теме проекта; - подобрать художественную литературу новогодней тематики для чтения и разучивания с детьми; - выучить с детьми музыкальный и речевой репертуар к новогоднему утреннику; - подобрать материал для оформления презентации для детей «Новогодние игрушки»; - познакомить родителей воспитанников с целями, задачами и мероприятиями предстоящего проекта; - подготовить консультации для родителей на темы «История новогодней игрушки в России», «Новогодние игрушки своими руками», составить памятки  «Пожарная безопасность во время новогодних и рождественских праздников», «Об установке елок»; - разработать положение и критерии оценки выставки-конкурса самодельных игрушек и украшений «Подарки для елки». 2 ЭТАП: Введение детей в проблемную ситуацию (18 декабря) Воспитатель:      ребята, приближаются самые замечательные и любимые всеми нами праздники – Новый год и Рождество. Это время ожидания чудес, волшебста. Все – и взрослые, и дети с нетерпением ждут этих праздников. Потому что, именно в это время сбываются самые сокровенные желания и надежды. Вы любите эти праздники? Объясните почему? (ответы детей).  Какие сказочные герои приходят в гости к детям на Новый год? (ответы детей) Я вам загадаю одну загадку, а вы подумайте и отгадайте о чем она.   
Что за дерево такое -Вся макушка в серебре?
 Расцвело у нас зимою
 В день морозный в декабре.
 И орехи, и конфеты,
 И шары на ней висят.
 Есть на дереве на этом
 Всё для радости ребят.
 Созревают фрукты летом,
 Летом яблок полон сад,
 А на дереве на этом
 И зимой они висят.
 (Новогодняя ёлка)   Воспитатель: правильно, ребята.  Как вы думаете, почему украшают именно елку? Чем  ее украшают?  Кто и когда придумал наряжать елку? (ответы детей). Хотите узнать об этом?Давайте постараемся найти ответы на наши вопросы. Все люди готовятся встречать Рождество и Новый год. А как мы с вами готовимся к этому празднику? (ответы детей) У нас  скоро будет Новогодний утренник, и мы уже разучиваем стихотворения, хороводы, танцы и песни, чтобы порадовать наших гостей.  Мы написали письмо Дедушке Морозу и Снегурочке и пригласили их на наше торжество. Мы уже начали украшать группу. А как и чем мы украсим елку, которую нам прислал Дедушка Мороз? Что нужно сделать, чтобы у нас с вами была необычная елочка? (ответы детей) Правильно, ребята. Давайте сделаем подарки для елки, а подарками будут новогодние игрушки и украшения. Что нам понадобится для изготовления новогодних игрушек? Какие игрушки мы сделаем? Кто нам сможет в этом помочь? (ответы детей) С детьми составляется план совместной деятельности. 3 ЭТАП: Реализация проекта (18 -25 декабря) Календарно-тематическое планирование Основные мероприятия 
| Дата | Содержание деятельности | Участники |  
| Понедельник 18 декабря | Утро (совместная деятельность): •Речь с движениями «Новый год» •Пальчиковая гимнастика «Праздник» •Рассматривание иллюстраций и картинок с новогодней тематикой •Гимнастика для глаз «Елочка» •Д/и «Отхлопай слово», «Сложи елочку» ООД •ООД (ознакомление с окружающим миром) «Новый год. Новогодняя елка» •ООД (рисование) «Шарики на елку» II-пол. дня: •Рассматривание новогодних фабричных игрушек •Беседа «Правила для дошколят. Новогодняя елка» (пожарная безопасность) •Д/и «Какой, какая, какие?», «Найди пару», «Назови ласково»  •Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику •Консультация для родителей «История новогодней игрушки в России» | Воспитатели Дети Воспитатели Педагог дополнительного образования Воспитатели Дети Учитель-логопед Воспитатели |  
| Вторник 19 декабря | Утро (совместная деятельность): •Беседа «Рождественские и новогодние обычаи на Руси»  •Пальчиковая гимнастика «На елке» •Д/и «Расскажи», «Найди пару», «Один-много» •Физкультминутка «Елочка» •С/р игра «Магазин игрушек»  •Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику ООД •ООД (логопедическое) пересказ с опорой на сюжетную картину «Елка» II-пол. дня: •Экспериментальная деятельность «Разноцветные бусы» (замораживание разноцветных льдинок для украшения участка) •Д/и «Найди пару», «Что изменилось?», «Что на елке, а что (кто) под елкой» •Загадки оелке и елочных игрушках •Стендовая информация для родителей «Пожарная безопасность во время новогодних и рождественских праздников», «Об установке елок» | Воспитатели Дети Учитель-логопед Учитель-логопед Воспитатели Дети Воспитатели |  
| Среда 20 декабря | Утро (совместная деятельность): •Динамическое упражнение «На елке» •Пальчиковая гимнастика «Украшаем елочку» •Рассматривание иллюстраций и картинок с новогодней тематикой •Гимнастика для глаз «Елочка» •Д/и «Украсим елку к Новому году», «Расскажи», «Один-много», «Назови ласково» ООД •ООД: (ручной труд)  «Украшения для елки» II-пол. дня: •Д/и «Какой, какая, какие?», «Найди пару», «Сложи елочку» •Чтение сказки «Елочка и ее друзья» • Загадки оелке и елочных игрушках •Пальчиковая гимнастика «Праздник» •Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику | Воспитатели Дети Воспитатели Воспитатели Дети |  
| Четверг 21 декабря | Утро (совместная деятельность): •Беседа  «История елочной игрушки».  •Д/и «Расскажи», «Украсим елку к новому году», «Что на елке, а что (кто) под елкой» •Физкультминутка «Елочка» •С/р игра «Магазин игрушек» •Пальчиковая гимнастика «Украшаем елочку» ООД •ООД: (Лепка)  «Новогодняя елка» •ООД: (ознакомление с художественной литературой) пересказ рассказа «Как елочные игрушки поссорились» II-пол. дня: •С/р игра «Магазин игрушек» •Д/и «Украсим елку к Новому году», «Расскажи», «Четвертый лишний», «Что изменилось?» •Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику •Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками» | Воспитатели Дети Учитель-логопед Воспитатели Воспитатели Дети Воспитатели |  
| Пятница 22 декабря | Утро (совместная деятельность): •Д/и «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Сложи елочку» •Повторение и разучивание стихов к новогоднему утреннику •Динамическое упражнение «На елке» •Пальчиковая гимнастика «Украшаем елочку» ООД •ООД: (логопедическое) составление рассказов-описаний о елочных игрушках по плану •ООД (рисование) «Наша нарядная елка» II-пол. дня: •Презентация для детей «Новогодние игрушки» •Д/и  по желанию детей по теме проекта •Речь с движениями «Новый год» •Пальчиковая гимнастика «Праздник» •С/р игра «Магазин игрушек» | Воспитатели Учитель-логопед Дети Учитель-логопед Педагог дополнительного образования Воспитатели Дети |  
| Суббота Воскресенье 23-24 декабря | Выполнение домашнего задания: Изготовление самодельных новогодних игрушек и украшений для елки. | Родители дети |  
| Понедельник 25 декабря | Выставка-конкурс «Подарки для елки» Украшение групповой елки самодельными новогодними игрушками детьми и педагогами. | Дети Воспитатели Учитель-логопед |  |