Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Физкультминутки как элемент здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возраста»
Здоровье
Автор: Должикова Наталья Ивановна Качанова Екатерина Николаевна   
21.06.2024 19:43

«Физкультминутки как элемент здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возраста»«Физкультминутки как элемент здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА Организационно-методический информационный центр

Автор опыта: Должикова Наталья Ивановна, Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» общеразвивающего вида с. Ездочное Чернянского района Белгородской области» 2021 г.

РАЗДЕЛ I

1. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» общеразвивающего вида с.Ездочное Чернянского района Белгородской области» расположено по адресу: 309572, Белгородская область, Чернянский район, селоЕздочное, улица Пролетарская, дом 5/2.

В МБДОУ «Сказка» с.Ездочноефункционируют пять групп общей численностью 113 детей, в том числе – 2 группы раннего возраста, 2 группы комбинированного вида.

 

Скачать конспект

Расположение МБДОУ «Сказка» с. Ездочное позволяет взаимодействовать: с культурными заведениями села (библиотека, Дом культуры); с образовательными учреждениями (МБОУ «СОШ с.Ездочное, детская школы искусств); с учреждениями дополнительного образования (дом народного творчества); с социальными объектами (Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь, продуктово-промышленные магазины, аптека, парикмахерская, сбербанк (филиал)

Развивающая среда ДОУ позволяет осуществлять полноценное физическое, личностное и интеллектуальное развитие ребенка, обеспечивают сохранение и укрепление здоровья детей.

Создание условий по воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровьеособенно актуальны всвязи с введением в ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентировдошкольного образования способности ребёнка соблюдать данные правила.

В течение ряда лет МБДОУ «Сказка» ведет целенаправленную работу по формированию у детей основ здорового образа жизни. Однако, проблема по укреплению здоровья детейпродолжает оставаться одной из достаточно важных проблем.

Современная жизнь доказала необходимость освоения современных образовательных технологий и программ, в том числе и здоровьесберегающих, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей пониманию значимость здоровья и умению бережно к нему относиться. В связи с этим было проведена диагностика В. Г. Кудрявцевс целью выявления представлений о здоровом образе жизни. Диагностика проводилась в сентябре 2022 года, в ней приняли участие 15 воспитанников детей дошкольного возраста. Результаты показали, что что у детей в основном низкий уровень представлений о здоровом образе жизни – 50%, средний и высокий уровни у 25% старших дошкольников. (приложение №1).

Результаты второй диагностической методики И.Г. Новиковой «Что делать, чтобы быть здоровым» мы представили в приложении 2.По результатам диагностики мы выявили, что высокий уровень сформированности ценностного отношения старших дошкольников к своему здоровью и здоровому образу жизни – у 30% детей, средний уровень – у 25% детей, низкий уровень – у 45% старших дошкольников.

Полученные результаты указывают на тревожную тенденцию: у большинства детей не сформированы знания о собственном организме, об ответственном отношении к своему здоровью, что свидетельствуют о необходимости вести специальную работу по формированию знаний о здоровом образе жизни, что свидетельствуют о том, что необходима работа, направленная на формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников, а также на формирование ценностного отношения старшими дошкольниками к своему здоровью.

Данные результаты побудили педагоговдошкольного образовательного учреждения к поиску новых средств обучения, среди которых наиболее передовыми в настоящее время являются, использование физкультминуток в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Актуальность опыта

Основы здорового образа жизни, правильного физического развития закладываются в дошкольном возрасте. Именно в этот период происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества растущего человека.

Актуальность этой проблемы связана с тем, что проблемами детского здоровья сегодня являются нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения; детские стрессы (нервные расстройства), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье). В связи с этим в МДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов МДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.

К сожалению, до сих пор недостаточно раскрыты психологические и педагогические механизмы позитивного восприятия физической культуры как фактора общего гармонического развития личности; не выяснены структурные элементы сознательного отношения детей к спорту и здоровому образу жизни. Практическая педагогика настоятельно требует от теории физического воспитания и спортивной подготовки научного обоснования и методик формирования у детей положительных мотивации и отношения к занятиям физической культурой.

Проблемы физического воспитания многообразны. Они охватывают вопросы потенциальных возможностей детей, создания условий, обеспечивающих их развитие; комплексного подхода к разработке содержания и методов воспитательно-образовательного процесса на всех возрастных этапах — научно обоснованного двигательного режима, гигиены нервной системы, закаливания; воспитания необходимых ориентировок, нравственного сознания и поведения; самостоятельности мышления, творческой активности на различных занятиях и в игровой деятельности; привития любви к спорту, труду и др. Чрезвычайно важными являются правильная организация физического воспитания, укрепление здоровья и всестороннее развитие детей с ранних лет, осуществление своевременной подготовки к школе и к дальнейшей общественной жизни.

Актуальность и необходимость внедрения физкультминуток в учебно-воспитательный процесс детских садов обусловлены социальной и практической потребностями освоения современных образовательных технологий и программ, в том числе и здоровьесберегающих. Но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще нуждаются во всестороннем и глубоком изучении.

Актуальность и востребованность проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • объективной несоблюдением элементарных физиологических и гигиеническихтребований к организации образовательного процессаи несоответствием методик и технологий обучения возрастнымфункциональным возможностям дошкольников
  • потребностями жизни в накоплении ребенком опыта укрепления здоровья и отсутствием системной работы по формированию ценности здоровьяи здорового образа жизни
  • важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточной грамотностью родителей в вопросах сохраненияздоровья детей.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании физкультминуток как элементаздоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Длительность опыта

Работа над опытом охватывала период с сентября 2022 по май 2024 года и была разделена на несколько этапов:

I этап: начальный (констатирующий) – сентябрь 2022 – декабрь 2023 года, предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности здорового образа жизни у дошкольников. Анализ предметно-развивающей среды группы.

II этап: основной (формирующий) – январь 2023 – апрель 2024 года, на данном этапе были определены цели и задачи по теме опыта, проведена апробация физкультминуток как элементаздоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возраста, направленных на формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

III этап: заключительный (контрольный) – май 2024 года, доказал успешность уровня сформированности здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством апробации физкультминуток как элемента здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает организованную деятельность детей, совместную деятельность взрослых и детей, свободную самостоятельную деятельность детей, взаимодействие педагогов, детей и родителей.

Теоретическая база опыта

Анализ педагогических исследований А. В. Кенеман, Н. Р. Козленко, Г. П. Лесковой, А. Ц. Пуни, Л. А. Шураковскойпозволил изучить проблемуфизического воспитания для решения общих образовательных задач: активность на занятиях с использованием физкультминуток способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материалас целью формирования здорового образа жизни, привитиюздоровьесберегающихнавыков, исследовалисьразнообразныеприемы проведения физкультминуток как здоровьесберегающей технологии в рамках воспитательно-образовательного процесса.

В ходе обобщения опыта использовалась следующая терминология:

Здоровье — свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным.

Педагогическая технология -специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Здоровьесберегающие технологии) – технологии, используемые на пользу здоровья, связанные с различными формами деятельности людей (в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах), которые направлены на формирование здорового об-раза жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью.

Физкультминутка — это небольшой комплекс физических упражнений, проводимый в течение 2-3 минут во время занятий в детском саду, а также дома при выполнении домашних заданий.

Теоретическую и научную основу здоровьесбережения заложили выдающиеся русские физиологи И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский, И.П. Павлов, А.И. Аршавский и др. Врачи, педагоги и психологи разрабатывают различные подходы внедрения здоровьесберегающих технологий в практику ДОУ. Были определены принципы здоровьесбережения (Аносова М.В. и др.); требования к оснащению кабинетов (Дзятковская Н.Д. и др.); подходы по повышению двигательной активности детей. Однако организация работы воспитателя ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста до сих пор не регламентирована.

Физкультминутки как обязательный элемент здоровьесберегающей организации занятия были исследованы учеными Т.В Ахутиной, Л.В. Гаврючиной, Н.В. Полтавцевой. Физкультминутки являются элементом здоровьесберегающих технологий, проведение которых позволит снять умственное и зрительное утомление. Внедрение в образовательный процесс специально разработанных и организованныхфизкультминуток, отражающих темы по предметам учебного плана образовательной организации, позволит закрепить программный материал, повысить результативность и эффективность ожидаемого воздействия физкультминутки на организм воспитанников.

При рассмотрении основных подходов к проблемеиспользования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детского сада, выделяют следующие требования к проведению физкультминуток:

  1. Комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
  2. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
  3. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Таким образом, признавая приоритетность и значимость вклада вышеуказанных исследователей в конкретную область педагогического образования, следует отметить, что собственно аспект методологии проведения физкультминуток в комплексе здоровьесберегающих технологий в ДОУ в данных исследованиях не рассматривался. До сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ здорового образа жизни у дошкольников, поскольку потраченное время окупается укреплением здоровья учащихся, работоспособность детей возрастает, они активно отдыхают, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, что способствует повышению активности в течение всего времени пребывания в саду. А ограничение движений приводит к нарушению осанки, к ослаблению функций дыхания и кровообращения, к расстройствам функций центральной нервной системы и внутренних органов, понижению эмоционального тонуса, снижениеадаптивных возможностей организма, снижению иммунитета и, какследствие, к частым заболеваниям.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в разработке и апробации методики проведения физкультминуток как элемента здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возрастас целью формирования здорового образа жизни, привитию здоровьесберегающих навыков.

Характеристика условий, в которых возможно применение

данного опыта

Применение данного опыта возможно в дошкольных образовательных учреждениях с детьми дошкольного возраста по всем примерным основным общеобразовательным программам ДОУ, в индивидуальной работе с детьми, в работе с детьми ОВЗ, а также с детьми младшего школьного возраста.

РАЗДЕЛ II

2. Технология описания опыта

Целью работы является: формирования здорового образа жизни дошкольников посредством использования физкультминуток как элемента здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • внедрять здоровьесберегающие образовательные технологии в учебно-воспитательныйпроцесс
  • создание благоприятных условий для формирования у дошкольников отношения к здоровомуобразу жизни, как одному из главных путей достижения успеха
  • создание комплексов упражнений физкультминуток дляиспользования их в ходе образовательной деятельности.

Работу по использованию физкультминуток как элемента здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельностипроводилась в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.

При обучении придерживались принципов:

  • «Не навреди» — Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка
  • принцип научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)
  • принцип доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)
  • принцип активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)
  • принцип сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)
  • принцип систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
  • принцип целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
  • принцип оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

Работа реализуется через следующие разделы:

  • укрепление материально – технической базы группы в ДОУ.
  • взаимодействие с детьми.
  • взаимодействие с педагогами.
  • взаимодействие с родителями.

Обеспечение успешного формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в системе дошкольного учреждения будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

  • в состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, улучшению мозгового кровообращения, упражнения по выработке рационального дыхания и др.
  • выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, способствовать расслаблению мышц выполняющих значительные статические или статико-динамические нагрузки
  • Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Проведение физкультминуток может вменяться «дежурному по здоровью». Положительный эмоциональный фон – обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение. Повысить интерес детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе, может какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд или класс.
  • предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

В МБДОУ «Сказка» работа активно велась в трех направлениях:

  1. Педагогическая деятельность с детьми;
  2. Консультационная деятельность с педагогами;
  3. Работа с родителями.

Организация педагогической деятельности с дошкольниками поначалась с оснащения предметно развивающей среды. В группе создается «Уголок здоровья» Он оснащается как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов:

  1. «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса.
  2. Коврик из пробок, пуговиц, крупы — для массажа стопы ног.
  3. Султанчики, вертушки — для развития речевого дыхания и увеличения объема легких.
  4. Различные массажеры, в том числе и самодельные. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма.
  5. Коврики: веревки с узелками, нашитые фломастеры — для массажа ступней ног и развития координации движений
  6. Спортивные мешочки и др.

В «Уголке здоровья» находятся осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, мага, схемы для выражения эмоций, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами, незаметно для себя укрепляют свое здоровье. В «Уголке здоровья» также находятся книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью; дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т.д. Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

Для реализации намеченной цели и поставленных задач разработали перспективный план работы по формирования здорового образа жизни дошкольников посредством использования физкультминуток как элемента здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности (Приложение №3).

Длительность физкультурных минуток составляля 1 – 5 минут. Каждая физминутка включала комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удавалось снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием НОД. Часто такие паузы представляют собой гимнастику для стимуляции деятельности речевых центров, куда входят упражнения для коррекции речи: логоритмика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика. Иногда в непосредственно образовательную деятельность можно включать релаксационные упражнения. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Выполнение упражнения под тихую, спокойную, плавную музыку или под звуки природы «Шум леса», «Море» повышает эффективность релаксационных упражнений, помогает более полному расслаблению. Также помогает восстановлению и сохранению эмоционального благополучия и предупреждает психические расстройства, включаемая в педагогический процесс, психогимнастика. Это такие игры, как создание образов знакомых животных, передавая их характерные особенности и повадки. ( «Веселый зайчик», «Грустный котенок», «Сердитый волк» и т. д.). Такие задания способствует снижению эмоционального напряжения; обучают детей выразительным движениям; корректируют эмоциональную сферу; обучают способам общения, способствующим коррекции настроения и поведения в коллективе сверстников и взрослых.

Для успешной реализации данных задач необходимо гармоничное соединение здоровьесберегающих технологий с традиционными формами работы, поэтому в процессе режима для были применены технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и гимнастика бодрящая.

Технологии эстетической направленности включала в себя проведение физкультминуток с музыкальным сопровождением. Физкультурные минутки с музыкальным сопровождением обеспечивают активный отдых воспитанников, помогают переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и активности детей. Нами была создана анимационная мультимедийная презентация «Двигаемся вместе с животными» (приложение 4). Ресурс создан на основе весёлой детской песни для игр, для поднятия настроения. Рекомендуется для снятия напряжения и усталости. Ребятам предлагается повторить движения животных, которые танцуют. Слайды меняются автоматически. Ресурс создан в программе Microsoft Power Point 2010. Дети больше всего любят выполнять различные движения под весёлую музыку. Танцевальная разминка под весёлую музыку помогает получить заряд хорошего настроения, способствует активизации деятельности воспитанников и профилактике утомляемости.

Пальчиковая гимнастика как вид физкультминутки то упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия (урока). Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Картотека пальчиковых игр для детей представлена в приложении 5.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора, укрепляет глазные мышцы, способствует снятию зрительного утомления, снимает напряжение. Основной целью использования гимнастики для глаз в детском саду (школе) является — профилактика нарушений зрения дошкольников, младших школьников. Кроме профилактической пользы, зрительная гимнастика имеет и обучающее значение. Выполнение зрительных упражнений с двигательными играми, обучает дошкольниковориентировке в пространстве. Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот», «верх», «низ». Также, проведение зрительной гимнастики способствует обогащению словаря, развитию связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Комплекс упражнений гимнастики для глаз мы проводили под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание – «Отдыхалочка», «Веселый мяч», «Поиграем вместе с Варей…», «Часы», «Снежинки» (приложение 6). По мере привыкания к комплексу в него включались новые упражнения или усложняются условия выполненияуже разученных ранее упражнений.

В детских садах дыхательная гимнастика проводится ежедневно один или два раза в день. Нами была разработана картотека дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста, включающая пять упражнений — «Воздушный шарик», «Бегемотик», «Птички», «Мыльный пузырь», «Погружение под воду» (приложение 7). Согласно требованиям проведения физкультминуток, упражнения были проведены во время утренней прогулки и после окончания «тихого часа».

Гимнастика для пробуждения — направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию, необходима для подготовки к активной деятельности. Гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Кроме того, гимнастика пробуждения позволяет плавно и в тоже время быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма, подготовить ребенка к восприятию физических и психических нагрузок.

Гимнастика проводилась с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Основным правилом гимнастики после сна является — исключение резких движений, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Чтобы пробуждение было мягким, добрым и желанным, была использована тихая, нежная, лёгкая, обещающая радость музыка. Кроме того, голос педагога во время проведения гимнастики пробуждения был ласковым, мягким, относительно эмоциональным, не громким, бодрым.

Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна имел следующую структуру:

  1. Разминочные упражнения в постели (потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног).
  2. Выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз).
  3. Выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика).
  4. Ходьба по «дорожке здоровья» (ходьба по массажным, ребристым дорожкам).
  5. Обтирание холодной водой или контрастное обливание рук, ног.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного (подготовительного) возраста составляла не менее 10-15 минут. В настоящее время существует достаточно большое количество упражнений, позволяющих педагогам в более легкой и интересной форме осуществить процесс пробуждения детей от сна.

Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы. План работы с родителями по здоровьесбережению представлен в приложении 8.

Таким образом, результаты проведенной работы свидетельствуют о положительном влиянии физкультминуток на эмоциональное состояние воспитанников, их самочувствие, активность и настроение, и, следовательно, указывают на необходимость проведения физкультминуток с целью снижения утомляемости, улучшения самочувствия и повышения работоспособности в течение дня.

РАЗДЕЛ III

3. Результативность опыта.

После реализации системы работы в разработке и апробации методики проведения физкультминуток как элемента здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования здорового образа жизни, привитию здоровьесберегающих навыковбыла проведена повторная диагностика.

Результаты обследования до и после педагогической деятельности. Сравнительные результаты представлены в диаграмме на Рис. 1

Рис. 1 Сравнительный анализ динамики формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования, %

По результатам проведения диагностических методик на контрольном этапе исследования, мы увидели, что результаты повысились, высокий уровень формирования здорового образа жизни старших дошкольников у 40%, средний уровень – у 40%, низкий – у 20% дошкольников. Качественная характеристика уровня знаний на контрольном этапе показала, что у детей повысился уровень формирования здорового образа жизни. Все вышесказанное говорит о динамике сформированности знаний здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Полученные результаты дают нам возможность предполагать, что можно утверждать об эффективности экспериментальной работы, направленной на организацию и внедрение в учебно-воспитательный процесс физкультминуток как элемента здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования здорового образа жизни.

Перспектива опыта. Система педагогической работы с детьми выстроено с учетом деятельностного подхода в дошкольном образовании, включающиефизкультминутки различных видов по формированию знаний о здоровом образе жизни старших дошкольников. Систематическая и целенаправленная пропаганду здорового образа жизни для детей и родителейпозволяют применять данную систему работы при всестороннем развитии дошкольников по всем образовательным областям.

4. Библиографический список

  1. Бабенкова, Е.А. Здоровьесберегающая технология при подготовке детей к школе / Е. А. Бабенкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – № 2. – С. 14 – 24.
  2. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры/ авт. – сост. М. Р. Югова. – Волгоград.: Учитель, 2016

Гараева Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании: учебное пособие / Е. А. Гараева; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2013. — 175 с.

Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М. Диченскова. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. –62 с.

2. Ильина, Г.В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе: монография/ Г.В. Ильина, Л.А. Иванова, О.В. Савельева [и др. ]; под общ. ред. А.П. Савина; Сиб. федер. ун -т; Краснояр. гос. пед. ун — т им. В.П. Астафьева [и др. ]. — Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014. — 168 с.

3. Ильина Г.В. Физкультурная деятельность детей в непрерывном образовании: учебно-методический комплекс. – Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 115 с.

Казакова, Г. Н. «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!» Консультация по здоровьесберегающим технологиям / Г. Н. Казакова, О. Н. Зиновьева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 75-77. — URL: https: //moluch. ru/th/1/archive/63/2582/ (дата обращения: 28. 01. 2024).

3. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, 2015.

5. Приложение

Приложение №1 – Результаты анкетирования детей старшего дошкольного возрастапо методике В. Г. Кудрявцева

Приложение №2 – Результаты анкетирования детей старшего дошкольного возраста по методикеИ. Г. Новиковой

Приложение №3 – Перспективный план работы по формирования здорового образа жизни дошкольников посредством использования физкультминуток как элемента здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности;

Приложение №4 – Конспекты организованной образовательной деятельности;

Приложение №5 – Дидактические и подвижные игры по ПДД;

Приложение №6 – Консультации для воспитателей;

Приложение №7 – Памятки и листовки для родителей о необходимости соблюдения ПДД;

Приложение №8 — Консультационный материал для родителей «Дошкольник и дорога».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год