| Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в Страну Красоты». |
| Занятия с детьми | |||
| Автор: Кочнева Светлана Александровна | |||
| 18.12.2025 07:36 | |||
|
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 г. Томска Автор конспекта Кочнева С.А., воспитатель, первая квалификационная категория Томск — 2025 Автор конспекта: Цель: Формировать у детей нравственные качества посредством авторского произведения. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой при знакомстве с жанром живописи «Пейзаж». Задачи: Приоритетная ОО: Художественно-эстетическое развитие:
Речевое развитие
Активизация словаря. Закреплять у детей умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, использовать существительные с обобщающим значением Отрабатывать интонационную выразительность речи. Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, существительные с прилагательным, образовывать множественное число существительных. Познакомить с разными способами образования слов. Продолжать совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения; при инсценировках пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей; объединять в распространенном ответе реплики других детей, отвечать на одини тот же вопрос по-разному (кратко и распространенно). Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Развивать коммуникативно-речевые умения, умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения (сказки, рассказы) без помощи вопросов педагога, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей, формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы о предмете, по картине, набору картинок. Обогащать опыт восприятия жанров фольклора (потешки, песенки, прибаутки, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения). Развивать интерес к произведениям познавательного характера. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения (выразительное чтение наизусть потешек, прибауток, стихотворений; выразительное чтение по ролям в инсценировках; пересказ близко к тексту). Познавательное развитие Развивать способы взаимодействия с членами семьи и людьми ближайшего окружения в познавательной деятельности, расширять самостоятельные действия различной направленности, закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности. В интеграции ОО: Социально-коммуникативное развитие Содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний, переживаний, овладению способами эмпатичного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых. Поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате совместной деятельности. Предварительная работа: Чтение, обсуждение сказки Лидии Чарской «Подарок феи». Оборудование: картины А.К. Саврасов «Лес в инее», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем», И.И. Левитан «Золотая осень»; картон, свечи парафиновые, акварель, кисти, репродукции перечисленных картин. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Дети сидят на стульчиках, воспитатель сидит вместе с детьми и читает стихотворение. Мы в жизни часто отправляемся в дорогу. К родным, на отдых, по делам, к друзьям. Нам интересного встречается так много. Что все запомнить не под силу нам! И каждый новый день, как приключение. За поворотом новые места нас ждут - Красивая природа, города, Счастливые и интересные мгновенья! О, сколько неизведанного в них - В тех удивительных местах, в далеких странах, Которые нам доведется посетить! Открытиям мы новым будем рады. В.: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? Я предлагаю отправиться в необычную страну. Этой страны нет ни на одной карте. Она существует в нашей жизни, наших сердцах, в художественных произведениях, и называется она Страна Красоты. Мы произнесем заклинание и попадем в волшебную страну. Заклинание: «Закружились, закружились, в Стране Красоты мы очутились!» Основная часть (содержательный, деятельностный этап) Ребята, расскажите, что для вас красота? (Ответы детей) Красота – это первое, что привлекает наше внимание. Физическое проявление красоты можно увидеть в природе, в искусстве и в людях. Мы инстинктивно реагируем на симметрию, яркие цвета и гармоничные формы. Наше восприятие красоты связано с эстетикой, которая вызывает положительные эмоции и чувство удовлетворения. Красота играет важную роль в нашей жизни, формируя наше отношение к окружающему миру. Внешняя привлекательность часто воспринимается как знак здоровья и благополучия. Это объясняет, почему многие люди стремятся улучшить свою внешность и окружить себя красивыми вещами. Визуальная красота может вдохновлять нас на творчество, мотивировать на достижения целей и даже улучшать наше эмоциональное состояние. Красота, видимая глазами, имеет глубокое влияние на нашу психику и поведение, помогает нам справляться с негативными эмоциями и стрессом. Но помимо внешней красоты есть красота души. Это состояние, когда человек излучает доброту, любовь и уважение к окружающим. Такая красота не зависит от возраста, пола и национальности. Она проявляется в поступках, словах и мыслях человека. Красота душевная может проявляться в разных ситуациях. Например, когда кто-то помогает другому человеку в трудной ситуации или, когда мы проявляем заботу о наших близких. Также красота душевная проявляется в умении слушать и понимать других людей, в умении прощать и забывать обиды. Однако, красота душевная не всегда заметна для окружающих, поэтому важно заботиться не только о своей внешности, но и о своей душе. Ребята, мы с вами познакомились со сказкой Лидии Чарской «Подарок феи». Давайте вспомним, о чем это произведение. Пересказ сказки. Жил да был мудрый и ласковый король Серебряная Борода. В его королевстве царили мир, спокойствие, благополучие и любовь друг к другу. Но сам король был несчастлив и одинок. Много лет назад у него умерла единственная дочь, и с каждым годом король чувствовал себя все более одиноким и все чаще задумывался, кому оставить после своей смерти королевство. И решил, наконец, король выбрать из дочерей своих подданных одну, которая заменила бы ему дочь, и которой бы он после своей смерти мог оставить и трон, и богатства свои. И в один прекрасный день съехались со всего королевства молодые девушки, одна красивее другой. Задумался король, как же выбрать ему ту единственную девушку, чтобы и себе угодить, и других не обидеть. И вдруг увидел он женщину, всю в белом, как будто, сотканную из солнечных лучей. «Кто ты?» — спросил король. «Я добрая фея. Пришла сделать тебе подарок. Ты заслужил его добрым сердцем и заботой о своих подданных. Я подарю тебе такую дочь, что ты будешь самым счастливым отцом в мире и сразу полюбишь ее. В числе девушек, которые завтра явятся во дворец, будет одна, на плече которой, как только переступит она порог твоего дворца, усядется белая голубка. Вот ту ты и сделай своей дочерью.» — сказала фея и исчезла. Утром следующего дня поспешил король увидеть девушек, пришедших во дворец. Все они были хороши лицом и телом, но белой голубки ни у кого на плече не было. Вдруг видит король, что во двор въехала тележка с углем, и везет тележку девушка худенькая, некрасивая, а на плече девочки сидит белая, как снег, голубка. Рассердился король на фею за такой подарок. Фея же в ответ только улыбнулась: «Постой, погоди, король. То ли еще увидишь!» Делать нечего, взял король девушку во дворец, нарядил ее и отправил к остальным. А сам пошел прогуляться по своему королевству. И встретил он на своем пути двух бедных ребятишек, старую слепую женщину, старика, и все они ждали, когда же вернется девушка-угольщица. Люди рассказали, что девушку зовут Марией, что она бедная и незнатного рода, но очень добрая, заботливая и умная девушка, со всеми проблемами справлялась сама, не разрешала обращаться за помощью к королю, чтобы не беспокоить его. Понял тогда король, кто станет его дочерью. Он пошел во дворец, чтобы объявить о своем решении и увидел, как все красавицы ругаются, оскорбляют друг друга. Зависть и злоба сделали безобразными их недавно еще красивые лица. И только Мария подходила то к той, то к другой злобствующей красавице и с кротким терпением умоляла успокоиться и не ссориться. «Можно быть счастливой и полезной людям и не будучи королевной,» — нежно звучал ее мелодичный голос, и все недавно еще некрасивое лицо девушки теперь чудно преобразилось, сделавшись отражением ее прекрасной души. Король подошел к Марии, взял ее за руку, объявил ее своей дочерью и поблагодарил фею за бесценный подарок. И сделалась королевной маленькая угольщица. Она взяла к себе во дворец слепую женщину и заботилась о ней, как родная дочь, окружила себя бедными детьми, учила, развлекала их и играла, вызвала во дворец умных стариков, с которыми советовалась, как бы лучше помогать королю Серебряной Бороде в его добрых делах. И жили они долго и счастливо. Ребята, скажите, когда король в первый раз увидел маленькую угольщицу, показалась ли она ему красивой? Понравился ли королю такой подарок феи? Что узнал король о маленькой угольщице, поговорив с детьми, слепой женщиной и стариком? Что она давала этим людям, за что они любили ее? (за внимание, заботу, помощь, умную беседу?) Какими увидел король других девушек, когда они стали браниться и оскорблять друг друга? Какими стали их лица, были ли они красивыми в тот момент? Каким увидел король лицо маленькой угольщицы, когда она успокаивала других девушек и уговаривала их не ссориться? Стало ли ее лицо красивым и почему? Как в конце сказки король отнесся к подарку феи, был ли он рад получить такой подарок? Рассказав и обсудив с вами сказку, скажите, какая красота важнее – внешняя или внутренняя? (Ответы детей). Красота, как известно, живет везде, но иногда от нас прячется. И я предлагаю вам поиграть в творческую игру «Скрытая красота». Нам понадобятся: кусочек парафиновой свечи, лист белого картона, акварельные краски. Берем лист картона, заранее продумав, нарисуем свечой свой рисунок. (Это может быть что угодно: солнышко, звезда, снежинка, цветок, смайлик и т.д.). Смахиваем остатки парафина и меняемся листами друг с другом. Аккуратно закрашиваем лист краской любого цвета. На листе появится узор-загадка. Будет весело рассматривать, что получилось! Ребята, понравилась вам эта игра? А кем вы себя почувствовали? (волшебниками, художниками). Кто такой художник? (Человек, который создает прекрасные произведения искусства.) Я вам предлагаю рассмотреть работы настоящих художников. А.К. Саврасов «Лес в инее» А.К. Саврасов «Грачи прилетели» И.И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем» И.И. Левитан «Золотая осень» -Что изображено на картинах? (природа) - Какой жанр живописи? (пейзаж) -Какое время года изображено на картинах? (зима, весна, лето, осень) Предлагаю вам рассмотреть каждую картину отдельно. Что вы видите? (Обсуждение и ответы детей.) А.К. Саврасов «Лес в инее» В картине эффектно раскрыта тема зимнего пейзажа. Большой размер, сочетание звучных красок, цветовые контрасты в изображении неба создают необычный образ зимней природы. Несмотря на то что пейзаж складывается из самых обыденных деталей: излюбленный художниками мотив деревенской окраины дополнен высокими стройными деревьями с тонкими стволами, вдалеке из трубы заснеженного дома вьется дымок – он насыщен тревожными эмоциями. Композиция строится на контрасте темных и светлых тонов: темного, предвещающего пургу неба и ярко-белого снега на первом плане. На стволах сосен играет оранжевый отсвет предзакатного зимнего солнца. Словно слышен шорох высоких заледенелых деревьев и их покрытых инеем ветвей, разносящийся в зимнем морозном воздухе. Заснеженные поля и голодные вороны становятся синонимом человеческих тягот в неуютном равнодушном мире. Своеобразное по настроению полотно, скорее всего, было создано фантазией автора, а не написано с натуры. А.К. Саврасов «Грачи прилетели» На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд». В изображении грачей отмечается некоторый отход от реалистичности — фигуры птиц несколько велики по сравнению с реальными размерами, а их рисунок выглядит довольно приблизительным и даже наивным. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны», и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести» Центральная группа берёз является основой композиции. Склонённые ветки боковых деревьев, стволы которых частично обрезаны краями холста, уравновешивают центральную группу справа и слева. Мягкий свет от косых лучей весеннего солнца падает справа налево, образуя лёгкие тени берёз на всё ещё белом, но уже немного потемневшем снегу. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек. Линия забора проходит на втором плане по всей ширине картины, подчёркивая протяжённость пейзажа в горизонтальном направлении. За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля, через которые протекает река — по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница). Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности. И.И. Шишкин «Сосны, освещенные солнцем» В произведении «Сосны, освещенные солнцем» на первое место Шишкин поставил попытку создания общей атмосферы пейзажа. Результат оказался прекрасным – картина подкупает зрителя очень необычным и свежим цветовым решением, убедительностью и задушевностью. Мы видим, как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Мощные сосны показаны живописцем во всей красе. Их верхушки художник «срезал» рамой – и это создает ощущение величия деревьев, которым словно не хватает места на холсте. Каждое дерево – индивидуально и красиво по-своему, и в каждом – неистощимый запас жизненной мощи. Все детали картины — и кора сосен, и хвоя, и кустики зеленой травы на сухой земле — написаны с большой жизненной убедительностью, самым тщательным образом. Жизнь леса разворачивается перед нами во всех нюансах и подробностях. Поэтому очень просто «раствориться» в атмосфере картины. Легко представить, что сам идешь по сосновому бору, чувствуешь прикосновение к щеке горячего солнечного луча, ощущаешь под ногами колючую сосновую шишку и вдыхаешь душистый запах смолы. Картину «Сосны, освещенные солнцем» недаром называют одной из самых поэтичных работ Шишкина. Напоенный ароматами и запахами природы, пейзаж пленяет нас очарованием и наполняет ликующей радостью, бодростью. И.И. Левитан «Золотая осень» На полотне запечатлен березовый лес на берегу реки. Солнце мягко освещает всё вокруг, создавая атмосферу безмятежности. Деревья представлены во всей своей осенней красе: одни стоят усыпанные золотисто-желтой листвой, другие окрашены в яркие красноватые оттенки, а кое-где сохранилась зелень. Левитан тонко подмечает, как деревья наслаждаются последними лучами уходящего лета. На переднем плане протекает спокойная и тихая река с зеркально чистой гладью. Она течет почти бесшумно и едва заметно. Эта небольшая речушка настолько прозрачна, что в ней отражается кустарник с ярко-красными листьями, заглянувший в воду с берега. Слева от реки раскинулась роща белоствольных берез, одетых в пылающее красно-желтое убранство. Под ними пожухлая рыжая трава образовала разноцветный ковер. Справа от реки художник изобразил небольшую дубовую рощицу в светло-коричневом наряде. Ее могучие стволы уходят вдаль, создавая ощущение глубины и перспективы. Вдали, за густой стеной деревьев, одетых в яркие осенние наряды, на пригорке виднеется небольшая деревушка. Всего несколько маленьких домиков приютились на холме. Перед деревней раскинулось зеленое поле — это всходы озимых, превратившие его в сочный изумрудный коврик. Над этой мирной сценой простирается светло-голубое небо. По нему плывут белые облака, гонимые легким ветерком. Они добавляют картине ощущение движения и динамики. Деревня и поле вдали создают контраст с пылающими красками деревьев на переднем плане. Этот контраст подчеркивает смену времен года и переход от лета к осени. На полотне преобладают теплые желтые и золотистые тона, символизирующие наступление осени. Листья деревьев уже пожелтели и начинают опадать, но трава все еще сохраняет свою летнюю зелень. Художник использует различные оттенки, чтобы отразить временные изменения. Красные тона в листве кустарников и деревьев указывают на приближающееся окончание сезона. Однако на дальнем плане видны ярко-зеленые деревья, напоминающие о том, что лето еще не совсем покинуло эти места. Небесно-голубые оттенки чередуются с желтыми и красными. Чистое голубое небо постепенно затягивает облаками, их отражения можно увидеть в синеватых водах реки. Все цвета на картине гармонично сочетаются и создают цельную композицию. Они помогают раскрыть главную мысль произведения — показать переходный период между летом и осенью в русской природе. Ребята, мы с вами рассмотрели четыре картины. Какие чувства и эмоции они у вас вызывают? (Ответы детей: спокойствие, умиротворение, радость, сопричастность к родному краю) Что художники постарались передать в своих картинах? (Красоту природы). Значит, красота может быть не только внутренняя, внешняя, но и красота природы – неисчерпаемый источник вдохновения и радости для человека. Как сказал И.Бунин «Нет, не пейзаж влечет меня. Не краски острый взор приметит. А то, что в этих красках светит Любовь и радость бытия.» Заключительная часть (рефлексивный этап) Ребята, мои картины все перемешались. Помогите мне их собрать! Дидактическая игра «Собери картину». Перемешанные пазлы нужно собрать в целые картины, как на образцах. После того, как дети соберут картины, еще раз проговорить о красоте художественного пера, о внешней и внутренней красоте человека.
|



Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в Страну Красоты».








