Методическая разработка дидактическое игровое пособие для детей раннего возраста «Увлекательная стирка» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Макрагузова Светлана Анатольевна | |||
21.12.2024 09:04 | |||
Методическая разработка дидактическое игровое пособие для детей раннего возраста «Увлекательная стирка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан ул. Луначарского д. 2 а Выполнила: воспитатель Макрагузова С. А. педстаж: 27 лет квалификационная категория: высшая Туймазы 2024 Пояснительная записка На современном этапе система образования в России рассматривает направление работы с дошкольниками на повышение качественного образования, личного роста, развитие творческих способностей, умение принимать нестандартные решения учитывая возрастные особенности детей. Федеральная образовательная программа дошкольного образования предполагает создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
Актуальность методической разработки заключается в том, что обеспечит успешное обогащение сенсорного опыта малыша, как необходимая база для активного развития в дальнейшем. Именно поэтому очень важно обеспечить ребенку все наиболееблагоприятные условия для полноценного сенсорного развития. Ранний возраст уникален благоприятным периодом для активного всестороннего развития и физического и умственного, ребенок в этом возрасте способен больше получить и усвоить информацию. Дидактические игры для детей раннего возраста позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения и развития важных интегративных качеств, таких как любознательность, познавательную активность; эмоциональную отзывчивость; способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способность управлять своим поведением и планировать свои действия. Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте, она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Трудно переоценить значение предметных игр детьми с матрешками, пирамидкам и т.п. они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению действовать с ними. Следовательно, возникла необходимость разработать дидактическое пособие «Увлекательная стирка» по сенсорному развитию для детей раннего возраста. Адресность: адресовано педагогам работающие с детьми раннего возраста 1,5-3лет. Цель игры. Развитие познавательного интереса и сенсорных эталонов посредством игровых сюжетных действий. Образовательные задачи. Способствовать формированию умениядетей узнавать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры-манипуляции, дидактические упражнения, эксперименты, игровые сюжеты, игровые задания и поручения). Совершенствовать разнообразные действия, поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении практических ситуаций. Обогащать активный и пассивный словарь детей: понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»; Знакомить детей со зрительными способами в обследовании предметов. Способствовать обучениюдетей соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений. Развивающие задачи. - Способствовать развитию умений самостоятельно применять усвоенные действия игрового материала для активизации представлений сенсорных эталонов. - Совершенствовать развитие умений пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому по цвету и форме. - Способствовать развитию чувства формы, цвета, мелкой моторики. - Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, способности замечать связи и различия между предметами и действия с ними Воспитательные задачи. Воспитывать желание к совместным играм, и вызвать у детей дружеские взаимоотношения, доброжелательность. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя желание трудиться, помогать взрослым. Ожидаемые результаты: для детей:
- повысится наблюдательность, любознательность, способность замечать связи и различия между предметами. для педагогов:
- создание педагогической базы для обобщения опыта работы по сенсорному развитию. для родителей: - повышение педагогической компетентности и участие в образовательном процессе. Ценность дидактического пособия заключается в том, что она создает педагогические условия для получения у ребенка сенсорного опыта, способствует развитию познавательной активности детей. Благодаря дидактическому пособию можно варьировать игровые сюжетыс целью обучению и усвоению знаний, умений и навыков в области познавательного развития детей раннего возраста. В предметной деятельности посредством игровых сюжетов ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. В специально созданных игровых сюжетах ситуативно-делового общения ребенок овладевает особым классом действий с предметами – культурно-фиксированные действия, что позволяет направить ребенка на познавательную активность, усвоить назначение различных предметов их свойства и способы обращения с ними. В таких практических действиях развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения обобщения С целью эффективной работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию и познавательной активности, возникла идея разработать дидактическое пособие «Увлекательная стирка». Предлагаю вашему вниманию игровое пособие: «Увлекательная стирка». Дидактическое пособие представляет собой миниатюрную деревянную сушилку для белья с тремя натянутыми между стойками веревками. Одежда вырезана из картона и с двух сторон обклеена самоклеящейся бумагой, их легко можно протереть моющим средством. Имеют яркий цвет и необходимую цветовую гамму для изучения основных цветов спектра. Для пособия необходим комплект бельевых прищепок основных цветов: красные, желтые, зеленые, синие. К игре также идет машинка-автомат. Это картонная коробка, обклеенная самоклеящейся бумагой. На крышке прорезан прямоугольный контур для одежды, куда дети вкладывают одежду для стирки. Крышка коробки открывается за ручку и создается эффект верхней загрузки машинки-автомата. Ребенок может достать постиранные вещи и повесить их сушиться на бельевую веревку, прищипывая вещи прищепками. Манипулируя с ними, ребенок приобретает операционные трудовые навыки, необходимые ему для самообслуживания, а также укрепляет и развивает мелкую моторику пальцев рук. В процессе игры дети учат основные цвета спектра и названия предметов одежды. Это прекрасное пособие и для трудового воспитания маминых помощников. Для игрового пособия разработана картотека сюжетных игр по сенсорным направлениям: - развитие восприятие цвета: различение цвета по принципу «такой — не такой» — «собери для стирки вещи красного цвета (желтого, зеленого, синего)», «цветные беретки», «найди вещи такого же цвета», «разложи по цветам вещи», «собери в цветные корзинки вещи» «назови цвет рубашки», «раскрашивание вещей». - развитие восприятия формы, величины: «подбери вещи для стирки», «закинь вещи в машинку», «обведи пальчиком большую и маленькую футболку», «разложи вещи друг на друга», «каждому свое место», «найди такой формы», «найди круглые беретки». - развитие восприятия величины: «подбери штанишки большие и маленькие», «платочки для большого зайца и маленького зайчонка», «собери и назови», «собери по корзинкам большие и маленькие вещи», «разложи в коробки вещи», «найди такого же размера», «собери для стирки вещи по размерам», «подбери вещи для медвежат». Во время игры используется художественное слово: Мы одежду постирали, На верёвку вешать стали. Чтоб помочь любимой маме, Подберём прищепки сами. Синие, зелёные, Жёлтые и красные - Для цветных прищепок Все одёжки разные. Нужно очень постараться, Чтобы в этом разобраться! Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в области реализации познавательного развития, такие игровые сюжеты наиболее доступны для познания детей раннего возраста. Игра детей — это школа мышления и суждения. Играть значит то же, что и экспериментировать. Всякая новая игра — это открытие непознанного, это радость победы и удовлетворения. Основныепринципыпо организации игровой деятельности предполагается отсутствие авторитаризма, «навязывания» детям тематики игр, партнеров, предметов, принцип развития игровой динамики; поддержка игровой атмосферы; построение «игрового пространства» вместе с детьми; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.
|