Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВО ВРЕМЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Занятия с детьми
Автор: Крамаренко Наталья Михайловна Михалева Юлия Сергеевна   
03.10.2024 21:35

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВО ВРЕМЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВО ВРЕМЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о наиболее важных задачах физического воспитания детей дошкольного возраста, которые достигаются в процессе музыкальной и физкультурной деятельности: ритмика, пение, подвижные игры и танцы, упражнения.

Ключевые слова: детский сад, двигательная активность, здоровьесбережение, ритмика, психофизическое здоровье.

Движение – важный критерий развития ребенка-дошкольника, для которого тактильные ощущения являются ведущими в познании всего, что окружает. Опираясь именно на свой телесный опыт, который в свою очередь занимает всё дошкольное детство, ребёнок гармонично развивается, ведь недаром детские психологи говорят, что человек думает телом. Поэтому важные психические процессы формируются у детей дошкольного возраста через практическую деятельность. Из-за стремительного темпа жизни и занятости родителей, большую часть дня проводят в стенах образовательного учреждения, где комплексно и системно ведётся планомерная работа по физическому развитию в разных направлениях. Физическое развитие представляет собой приобретение опыта в двигательной сфере деятельности. Она способствует правильному формированию опорно — двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

 

Так, во время восприятия музыкального произведения, воспитанники проявляют реакцию движениями ног, корпуса и рук на звучащую мелодию. Например: слушая маршевую музыку, дети шагают с высоко поднятыми коленями, что развивает осанку и мышцы спины; слушая вальс –плавно качают руками из стороны в сторону, тем самым развивая пластичность и гибкость своего тела. Также практикуется во время исполнения валеологическихраспевок добавлятьдвижения по тексту. Картотеку валеологическихраспевок и самомассажа составляют методики Е. Макшанцевой, М. Картушиной, А. Евдотьевой и Е.Железновой.

Традиционный союз движения и музыки активизирует работу растущего организма. Метроритмическая составляющая прослушиваемых музыкальных пьес способствует слаженной работе сердечной системы и дыхательного аппарата, благотворно влияет на нервно-психическую деятельность и циркуляцию крови, ускоряет метаболизм. Исполнение разнохарактерных песен в сочетании с элементарными движениями являются, по своей сути, отличной дыхательной гимнастикой. В исполнении тематических песен, младшие дошкольники выполняют движения в соответствии с текстом.

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники учатся выполнять следующие движения: разные виды шагов и подскоков, приседы, вращения, кружения, наклоны, покачивания. Здесь же ребята начинают учиться ориентироваться в пространстве благодаря играм-перестроениям «диагональ», «параллели», «клин», «полукруг» и т.д. Вышеперечисленные упражнения способствуют развитию координации, ловкости, вниманию и скорости движений детей.

Большой интерес на музыкальных занятиях вызывают творческие задания с элементами пантомимы, где раскрываются актёрские способности детей – этюды-перевоплощения в различных животных, птиц, героев сказок и мультфильмов. Подобные упражнения вызывают сильнейший эмоциональный отклик, уникальные двигательные реакции, увеличивают интерес к движению в целом.

Во время физкультурной деятельности девочки и мальчики чаще всего воссоздают следующие образы: косолапые медведи, тяжёлые слоны, прыгучие кенгуру, озорные обезьяны, ныряющие дельфины и многие другие. Таким образом, через игру ребёнок познаёт возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения и воображения, фантазирует.

Танцевальное творчество наиболее любимо детьми старшего дошкольного возраста. В основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ входят простейшие танцы разных народов с характерными колоритными элементами, а также общие коммуникативные и индивидуальные сюжетные танцы, музыкальные разминки, разядки.

Композиция выстраивается простая и доступная детскому восприятию, музыкальная форма обычно основывается на противопоставлении контрастных динамических частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.), которая ведёт к яркой смене характера движений.

Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности:

  • метрическую пульсацию;
  • чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей;
  • смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» – линий и т.д.

Регулярные занятия танцами и ритмикой на музыкальных и физкультурных занятиях укрепляют мышцы верхних и нижних конечностей, внутренних органов; формируют правильную осанку; развивают чувство ритма и пластичность движений, что в конечном итоге положительно влияет на состояние здоровья воспитанников.

Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброе, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения.

Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в физическом развитии детей, где последние часто проявляют творческую инициативу, создавая комбинации известных им движений: сочиняют элементарные танцевально-игровые сюжеты, добавляют к этому шумовые и речевые, мимические и пластические этюды.

Подводя итог, хочется отметить, что использование двигательной активности в сочетании со здоровьесберегающими технологиями помогает детям дошкольного возраста систематизировать знания о ЗОЖ; положительно влиять на важнейшие психофизические процессы организма; создавать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.

В оздоровительной работе с детьми каждому педагогу следует придерживаться важного врачебного принципа: «Не навреди!». Необходимо тщательно устанавливать щадящий режим звуковой нагрузки, так как эмоциональные и звуковые перегрузки могут привести к отрицательным результатам в психофизическом состоянии воспитанников, учитывать способности и состояние их здоровья, дозировать физическую нагрузку по каждому виду деятельности во избежание переутомления. Положительный эмоциональный фон всей двигательной активности детей в музыкальной и физкультурной деятельности является важным фактором оздоровления дошкольников. Таким образом, музыкально-ритмические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством координации состояния детей и их поведения.

Для сохранения здоровья детей важно организовать необходимую педагогическую поддержку, ведьздоровый ребёнок — это счастливый ребёнок!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Корнеева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие под редакцией А.Н. Печёрской. – М.: «Русское слово», 2020. – 176 с.
  2. 2.Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
  3. 3.Красилов К.М. О сущности здоровьесберегающего подхода в педагогике / К.М. Красилов // Сибирский педагогический журнал, 2019. — № 10. — С. 310- 314.
  4. 4.Лапина Н. А. Рабочая программа по дополнительному образованию «Хореография в ДОУ» «Весёлый каблучок». — 2019. 87с.
  5. 5.Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — М.: Юрайт, 2020. — 122 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год