Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого занятия «Шахматный турнир» (старший дошкольный возраст)
Занятия с детьми
Автор: Климова С. Ю. Елочкина М. В.   
25.12.2023 07:37

Конспект открытого занятия «Шахматный турнир» (старший дошкольный возраст)Конспект открытого занятия «Шахматный турнир» (старший дошкольный возраст)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы" (ГБОУ Школа № 1566 ДО 6)

Подготовили и провели воспитатели:

  • Климова С. Ю.
  • Елочкина М. В.

Цель: Закреплять знания детей об игре в шахматы.

Задачи:

  • Расширять представление об игре в шахматы;
  • Закреплять названия шахматных фигур;
  • Активизировать мыслительную деятельность в решении шахматных задач;
  • Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
  • Учить детей составлять и решать задачи на сложение в пределах 10 с опорой на наглядность;
  • Знакомить детей со структурой задачи;
  • Упражнять детей в работе с числовым рядом от 0 до 10;
  • Закреплять умение отличать "право" и "лево";
  • Развивать зрительно-двигательную координацию;
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы;
  • Учить высказывать предположения и делать вводы;
  • Продолжать осваивать формы речевого этикета;
  • Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  • Укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми;
  • Развивать логическое мышление, любознательность и потребность в приобретении новых знаний, воображение.

Оборудование:

  • Ноутбук;
  • Телевизор;
  • Колонка;
  • Большая шахматная доска с магнитными фигурами;
  • Карточки с шахматными фигурами (пешка, ладья, ферзь, слон);
  • Карточки с цифрами;
  • Раздаточный материал:
  • По шахматному полю на каждую пару;
  • По корзинке с шахматными фигурами;
  • Счетные палочки, на каждого ребенка по 6 штук (3 одного цвета и 3 другого);
  • Схемы для рисования шахматных фигур по точкам до 20 (или 10?) (ладья, ферзь, пешка, слон);
  • Простой карандаш;
  • Карточки с цифрами.

I. Вспоминаем все о шахматах.

Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад я увидела голубя. Это был не простой голубь, а почтовый. К лапке у него был привязан свиток. И представьте, голубь без страха сел мне на плечо! Я поняла, что он хочет передать мне какое-то послание. В давние времена именно так передавали важные новости. (на экране голубь со свитком)

Достает свиток.

Хотите узнать, что в этом свитке?

Дети: хотим!

Воспитатель: (Приглашает детей встать полукругом у экрана, на нем изображен огорченный король). Читает свиток. "Здравствуйте ребята! Пишет вам король Светлого королевства. На нашу прекрасную страну, покрытую густыми лесами, быстрыми реками и черно-белыми полями напало темное войско. И нет мне спасения, если вы не поможете!" Поможем ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Здесь еще приписка есть, что помочь сможем, если возглавим королевское войско! А что же это за войско, узнаем, отгадав загадку.

Король с королевою,

Без корон,

Ладья без весел,

Без хобота слон,

Конь без копыт,

Седла и уздечки,

А рядовые — не человечки.

Белые латы, чёрные латы.

Что за солдаты?

Дети: шахматы!

(на экране изображение шахматных фигур)

Воспитатель: Правильно! Это видимо король шахматного королевства нам написал! Но прежде чем начинать шахматным войском командовать, давайте вспомним все, что мы знаем о шахматах! (на экране изображение шахматной доски)

Воспитатель: Сколько всего клеток на доске?

Дети: 36, 8 по горизонтали и 8 по вертикали.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Темного и светлого.

Воспитатель: Чем обозначены клетки по вертикали?

Дети: Цифрами, от 1 до 8.

Воспитатель: А по горизонтали?

Дети: Латинскими буквами: а, бэ, це, дэ, е, эф, гэ, аш.

Воспитатель: Молодцы, все верно, а теперь давайте присядем за столы.

II. Угадай воина

Воспитатель: Шахматное войско очень большое! Чтоб одержать победу мы должны хорошо знать всех воинов в лицо. Возьмите схемы и соедините точки по очереди от 1 до 10.

(дети соединяют точки.)

Воспитатель: А теперь я буду читать вам загадки, и кто узнал своего воина, поднимает изображение вверх.

"Прочнее я орешка,

Хотя я просто..."

(пешка)

Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье,

У фигуры этой -…

(Слон)

Похвастаться может красивым нарядом

И тем, что в строю с королём всегда рядом.

(Ферзь)

Фигура эта так упряма,

Что из угла идёт лишь прямо.

Ходить умеет по вертикали.

И ещё по горизонтали.

(Ладья)

После того как дети поднимают свои рисунки, к доске приглашается по одному ребенку которые показывают получившиеся шахматные фигуры и называют их, остальные проверяют ответ. Ребенок показывает на магнитной доске как

перемещается фигура по полю.

III. Разминка.

Воспитатель:

Мы хорошо потрудились,

А теперь разомнемся!

Нужно быть сильным и ловким,

если хочешь стать полководцем! (Приглашает встать у своих мест и задвинуть стулья).

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охота – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).

Воспитатель: Хорошо потренировались! (приглашает сесть на свои места)

VI. Считаем парами.

Воспитатель: Пришло время расставить наше шахматное войско по местам — скоро решающее сражение!

(работая в паре, дети расставляют фигуры, один ребенок делает это на магнитной шахматной доске, а затем после проверки, садится на место)

Воспитатель: Каких фигур больше всего?

Дети: пешек.

Воспитатель: давайте посчитаем пешки особым образом — парами.

(Одного из детей приглашают к магнитной доске, считает парами, а остальные ребята выкладывают счетные палочки на каждую пару)

Воспитатель: Сколько пар пешек получилось? Для ответа поднимите карточку с нужной цифрой.

(Дети считают палочки, поднимают карточки с цифрами)

Воспитатель: Отлично! А есть в светлом шахматном войске другие фигуры, которые можно посчитать парами? (приглашает желающих детей ответить с места).

Дети: есть!

Воспитатель: Какие это фигуры?

Дети: конь, ладья, слон.

Воспитатель: Сколько пар они образуют?

Дети: по одной паре.

Воспитатель: Какие фигуры нельзя посчитать парами, по сколько их?

Дети: ферзь, король. По одной фигуре.

(воспитатель предлагает убрать пешки в корзинки.)

V. Географический диктант.

Воспитатель: Сейчас наши доблестные воины проведут разведку на поле боя.

(Далее воспитатель диктует по 2 хода для ладьи. 2 ребенка приглашаются по очереди к магнитной доске и выполняют задание на ней).

ладья на левой стороне поля перемещается на 3 клетки вперед (вертикаль), а потом на 2 клетки направо (горизонталь).

Воспитатель: Давайте представим, что мы записываем задачу про шахматы. Какое мы можем назвать условие?

Дети: ладья сделала 2 хода. Сначала она прошла 3 клетки, а потом еще 2.

Воспитатель: Какой вопрос мы можем поставить к задаче?

Дети: Сколько клеток прошла ладья?

Воспитатель: И какой ответ получим? Поднимите карточки с нужными цифрами.

(Дети поднимают карточки).

Воспитатель: Давайте проверим себя. Выложим количество пройденных на первом ходу клеточек счетными палочками одного цвета, а количество клеток пройденных на 2м ходу палочками другого цвета. Сколько всего получилось?

Дети: поднимают карточки.

Воспитатель: Все верно!

(Воспитатель выборочно просит назвать детей географическое положение шахмат на настольной доске, так же называет ребенок у доски. Другие проверяют и обсуждают ответ.)

VI. Взятие вражеской фигуры за 2 хода.

На магнитной доске устанавливается темный король и 2-3 светлые фигуры (ладья, слон, ферзь). Воспитатель приглашает по очереди 2-3 детей, называет, как светлая фигура будет ходить, чтобы сделать шах темному королю. При неудачной попытке приглашается другой ребенок из желающих и повторяет попытку.

VII. Победа.

Воспитатель: Победа! Что делают, когда побеждают?

Дети: Кричат "ура"!

Воспитатель: Давайте вместе крикнем 3 раза "Ура" (кричат).

(цокот копыт, громкий стук в дверь)

Воспитатель: Слышите?

Дети: Да!

Воспитатель: Откроем дверь?

Дети: Конечно!

(Воспитатель открывает дверь, за ней "гонец" из светлого королевства с сумкой на плече).

Гонец: Здравствуйте!

Дети: здравствуйте.

Гонец: Король услышал — тут радуются победе! И прислал меня за добрыми вестями. Наше королевство спасено?

Дети: Да!

Гонец: В благодарность Его Величество желает вручить храбрым воинам из группы Цветик-семицветик государственную награду! (звучит торжественная музыка, гонец проходит и раскладывает подарки перед детьми). До свидания!

Дети: Спасибо! До свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год