Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста
Воспитание
Автор: Терновых Ольга Викторовна   
27.06.2023 16:53

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возрастаРоль сказки в воспитании детей дошкольного возраста

“Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…” В.А. Сухомлинский

Сегодня мы видим все больше примеров того, как дети совершают жестокие поступки по отношению друг к другу и своему ближайшему окружению. Из-за влияния безнравственных мультфильмов у детей формируется искаженное представление о таких моральных качествах, как доброта, милосердие и справедливость. Поскольку еще с пеленок ребенок стремится к идеалу добра, им необходимо показывать нравственную суть всех их поступков с самых ранних лет дошкольного детства.

 

Родители — первые и главные учителя ребенка. Однако это "трудный" период. В результате дети подвергаются сильному влиянию материалистической идеологии, у них формируется искаженное мировоззрение, согласно которому личные интересы становятся выше нравственности, честности и любовви, что самым негативным образом сказывается на их духовном развитии.

Сказки — это устные поэтические повествования, содержащие более или менее фантастические вымыслы. Русские народные сказки — это, прежде всего, произведения искусства, живые, увлекательные, яркие, красочные, стирающие границы между реальностью и игрой, очень привлекательные для детей и соответствующие их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет сказки прост и в то же время загадочен, что способствует развитию детского воображения. А образность сказок близка детскому воображению. Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказки не учат напрямую. Сказки "позволяют себе" подсказывать, как лучше поступить в той или иной ситуации. Прелесть сказок в том, что в них нет долгих и нудных обсуждений. Разнообразие и напряженность действий — вот что делает их неизменно интересными для детей. Сказки способствуют формированию у детей моральных ценностей. Это связано с тем, что почти все дети сравнивают себя с положительными героями, а сказки учат их тому, что нужно всегда стремиться делать больше хорошего, чем плохого, и делать добро другим.

В процессе нравственного воспитания у детей формируются общечеловеческие чувства, этические представления, культурные навыки, социальные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к поручениям, умение дружно играть, способность справедливо оценивать свое поведение и поведение других детей.

Сказки помогают решить проблему нравственного воспитания. В младшей группе нужно учить слушать сказки, следить за развитием действий в сказках и сопереживать героям. Важно объяснять поступки героев и их последствия, повторять наиболее интересные и выразительные отрывки и давать детям возможность заканчивать слова и фразы, которые несложно повторить. Например, после прослушивания детских сказок «Колобок», «Козлятки и Волк» и «Петух и лиса» полезно повторить песенки персонажей. Сказки знакомят детей с красочностью и образами родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «козлятушки-ребятушки», «петушок-золотой гребешок», «коза-дереза» и др.

В средней группе детей продолжают знакомить со сказками. В этом возрасте улучшается звукопроизношение и дикция. Речь становится основным видом деятельности детей. Они начинают хорошо подражать голосам животных, интонации и речевым оборотам персонажей.

Следует обращать внимание не только на содержание детских сказок, но и на особенности литературного языка (образность языка и выражений, эпитеты, сравнения и т.д.).

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с ее содержанием.

После прочтения сказки очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы дети могли выделить основные моменты — поведение главных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильные вопросы заставляют детей думать, размышлять и делать правильные выводы.

Дети старшего возраста могут глубже понять содержание сказок. В этом возрасте им интереснее читать большие произведения (по главам): например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкин; «Серебряное копытце» П. Бажова и др. Необходимо развивать читателей, способных сопереживать героям, давать детям возможность говорить о собственном восприятии тех или иных поступков персонажей, помогать им понять скрытые мотивы действий героев.

Анализ произведения должен позволить детям понять и почувствовать его глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы они надолго запомнили и полюбили героев.

В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать детей литературным багажом.

Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно большим, когда они поймут особенности жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений и предметов и т.д.) и традиционные способы построения сюжета сказки (вступление, начало, конец и т.д.) на начальном уровне, они будут готовы перейти к сочинению собственных сказок. Дети дошкольного возраста с удовольствием откликаются на предложения воспитателей стать сказочниками и придумывать свои собственные истории. Однако умение придумывать свой сюжет сказки — это не то, что приобретается быстро. Нужно научить их приемам композиции: идеям, образам, логическому развитию сюжета, законченности.

Поэтому я учу своих дошкольников слушать, чувствовать и понимать сказки с малого возраста. При использовании сказок я придерживаюсь принципа вариативности, учитываю особенности каждой возрастной группы.

Известно, что дети хорошо запоминают истории о животных. Это потому, что в них много движения и энергии. Сюжет сказки разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, — петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица — к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы и пр. В конце концов, курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! ( «Петушок и бобовое зернышко»). Ирония этой сказки понятна ребенку, ему понравилось, что курица преодолела множество сложных препятствий, чтобы сохранить жизнь петушку. Счастливый конец соответствует детской действительности и уверенности в благоприятном исходе борьбы между добром и злом.

В сказках о животных много юмора. Это их замечательное свойство развивать у детей чувство настоящего, которое просто развлекает, веселит и поднимает настроение. Но в сказках познается и грусть. Какой контраст здесь — переход от грусти к радости! Чувства, о которых говорится в сказках, так же ярки, как и эмоции ребенка. Легко утешить ребенка, но также легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу — радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

В сказках о животных есть много песен. Лиса поет петушку песню лести: «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляная головка, шелковая бородка...», поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса...»; поет коза перед дверью дома: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся...»; поют волк, медведь и другие персонажи. В сказках много веселых пословиц, таких как «лиса при беседе краса», «заюнок -кривоног по горке скок», «комар — пискун», «муха — горюха» и др. Песни и пословицы отличаются богатой выразительностью, что само по себе сгущает поэтический смысл сказок. Сказки становятся неотделимыми от сознания ребенка.

Волшебные сказки выражают моральные ценности более точно, чем сказки о животных. В них обычно фигурируют персонажи, обладающими высшими качествами в глазах народа, такими как смелость, отвага, упорство в достижении целей, красота и честность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...) а для мальчиков – добрый молодец (храбрый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий свою Родину).

Идеалы для детей — это то, что является далекой перспективой, и они стремятся сравнивать свои поступки и поведение с этими идеалами. Идеалы, приобретенные в детстве, во многом определяют личность человека в будущем.

Материалом для сказок всегда служила жизнь людей, их борьба за счастье, верования и обычаи. Дети могут узнать больше из сказок, не только слушая их, но и непосредственно участвуя в сказочном сюжете. Они могут пойти по пути сказки, пережить удивительные приключения и превращения, встретить сказочных существ. Дети, попадающие в мир сказок, легко принимают "законы сказок" — нормы и правила поведения, которые родителям трудно привить своим детям.

Метод сказкотерапии заключаются в том, чтобы помочь ребенку осознать свои сильные стороны, "расширить" сферу своего сознания и поведения, найти нестандартные и оптимальные выходы из различных ситуаций, поделиться своим жизненным опытом. Этот метод способствует развитию творческих способностей, умению слушать себя и других, принимать и создавать новое.

Кроме того, каждое занятие сказкотерапии может быть направлен на решение конкретных проблем. Например, она может повысить сплоченность группы, развить чувства взаимопомощи и поддержки, улучшить память и расширить эмоциональные и поведенческие реакции. Сказки знакомят детей с жизнью и тысячелетиями человеческой культуры. На примере сказочных персонажей дети учатся понимать человеческий характер.

Чтобы воспитать ребенка хорошим человеком, с ним нужно работать с раннего детства. Сказки помогают возродить в людях духовность, сострадание и человечность. И начинать это нужно с детей. Потому что материальная сторона жизни уже поймала их в свою паутину.

Дети еще могут сострадать и сопереживать. Задача детского сада — не задавить эти ростки суровыми реалиями жизни, а сделать все необходимое, чтобы вывести их наружу и помочь им глубже прорасти в сердце и душе ребенка. Основным средством воспитания является детская литература и сказки. Сказки обращают сердце человека к добру, терпимости, совести, чести и справедливости. Характер ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, то есть сказки, затронут не только сердце, но и нити души ребенка, тем больше гарантии, что добрые чувства превзойдут над злыми. Литература — это сердцебиение, которое говорит на языке эмоций.

Можно сделать вывод о том, что нравственное воспитание возможно через все виды сказок, так как нравственное заложено в их сюжете.

Литература

  • Аникин В.П., Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977 г.
  • Логинова В.И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996 г.
  • Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003 г.
  • Петрова Т.И., Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000 г.
  • Бородиг А.М., Методика развития речи детей. Москва “Просвещение”, 1981 г.
  • Бобкова Т.И., Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. Москва “Творческий центр”, 2008 г.
  • Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду, 2001. -№3. -с. 80-83.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год