Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Удивительная страна Волшебных слов»: НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ (ознакомление старших дошкольников с фразеологическими единицами).
Развитие речи у детей
Автор: Шматкова Ольга Игоревна, Кухар Светлана Вячеславовна   
19.10.2021 05:37

«Удивительная страна Волшебных слов»: НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ (ознакомление старших дошкольников с фразеологическими единицами).«Удивительная страна Волшебных слов»: НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ (ознакомление старших дошкольников с фразеологическими единицами).

  • Шматкова Ольга Игоревна,
  • Кухар Светлана Вячеславовна

воспитатели ГБОУ г. Москвы «Школа с изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»

В старшем дошкольном возрасте важную роль играет такая образовательная деятельность, как развитие речи. Бесспорно, в составе лексического словаря старших дошкольников уже существуют фразеологизмы, которые обогащают словарный запас. Однако существует проблема, связанная с осознанием того, в какой речевой ситуации можно применить ту или иную фразеологическую единицу.

Для того, чтобы вести вклад в разрешение данной проблемы, было подготовлено занятие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Удивительная страна Волшебных слов». В занятии используется метод игры-путешествия, метод беседы, создание условий для развития воображения и мышления старших дошкольников, развитие речи при помощи работы с изображениями.

 

Скачать конспект

Программное содержание: ознакомить старших дошкольников с понятием фразеологизма в игровой форме.

Образовательные задачи: в форме игры познакомить с фразеологизмами русского языка; способствовать пониманию тех речевых ситуаций, где можно употребить фразеологизм.

Развивающие задачи: создать условия для развития у старших дошкольников внимания, воображения, мышления; сформировать речевые навыки у детей.

Воспитательные задачи: воспитать интерес и любовь к родному языку, способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.

Демонстрационный материал: изображения, связанные с фразеологизмами.

Ход занятия

I. Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в этот замечательный день. Скажите, пожалуйста, вы хотели бы узнать о волшебстве слов?

Дети: да, хотели бы!

Воспитатель: вы такие любознательные. Итак, все люди разговаривают друг с другом и обычно не замечают, что некоторые слова, когда соединяются друг с другом, становятся волшебными. Мы с вами отправимся в удивительную страну Волшебных слов. Чтобы очутиться в этой стране, нам с вами нужно выполнить одно весёлое задание. Повторяем за мной.

Примечание: дети становятся в круг, воспитатель встаёт в центре и читает стихотворение. Дошкольники повторяют за воспитателем различные действия.

Страна Волшебных слов

Дети-дети, стойте смирно

(дети принимают стойку смирно)

И послушайте меня:

(дети прикладывают ладонь к уху)

Знали вы, что в нашем мире

Есть прекрасная страна?

(дети разводят руками).

Ничего, всё поправимо,

Мы отправимся туда.

Не пройти нам чтобы мимо,

Есть у нас одна игра.

Вы похлопайте в ладошки,

(дети хлопают в ладоши)

Покружитесь-ка скорей,

(воспитатель кружится на месте)

И потопайте вы ножкой,

(дети топают одной ногой),

И попрыгайте смелей!

(дети прыгают на месте)

Ой-ой-ой, что же случилось,

(дети прикладывают руки к лицу и делают удивлённое лицо)

Где же с вами мы теперь?

Нет, друзья, вам не приснилось,

Мы открыли эту дверь

В страну Волшебных слов

Магией стихов!

Воспитатель: Ребята, это заклинание перенесло нас в страну Волшебных слов! А теперь садитесь на свои места, мы с вами познакомимся с её жителями.

Изображение 1

Изображение 2

Изображение 3

II. Воспитатель: дети, я раздала вам картинки, на них изображены некоторые жители страны Волшебных слов. Посмотрите на первую картинку, что там происходит?

Дети: Крокодил очень сильно плачет.

Воспитатель: да, ребята, вы правы. Но у этого события есть название – Крокодиловы слёзы. Это и есть первый житель страны Волшебных слов. Но он путешествует и в наш мир, как и другие жители этого государства. Вы можете встретить его в разговоре людей, но не во всех разговорах, в каком-то одном. Например, вы разбили чашку, и теперь боитесь, что мама будет ругаться и решили притвориться, что плачете. А мама вам говорит: «Что ты льешь крокодиловы слёзы?». Мама уже поняла, что вы расстроились не по-настоящему. Значит, этот житель страны Волшебных слов появляется в нашей речи тогда, когда человек плачет и грустит неискренне, обманывает окружающих. А вы можете придумать ситуации, в которых в разговоре может появиться житель Крокодиловы слёзы? (дети высказывают свои предположения, придумывают речевые ситуации).

Воспитатель: спасибо, ребята, многие из вас придумали правильные примеры разговоров. А теперь посмотрите на вторую картинку, что вы там видите?

Дети: человек сидит в калоше.

Воспитатель: а какое у него лицо?

Дети: грустное!

Воспитатель: да, друзья. Жителя страны Волшебных слов зовут Сесть в калошу. Он тоже путешествует в разговоры людей, но не во все, а только в те, где люди обсуждают неудачу человека. Например, мальчик разлил воду на свой рисунок. А кто-то ему говорит: «Ты сел в калошу!». Ему так сказали потому, что мальчик оказался в смешной ситуации, потерпел неудачу. Вы сможете придумать примеры разговоров, где появится Сесть в калошу? (дети высказывают свои предположения, придумывают речевые ситуации).

Воспитатель: вы большие молодцы! Рассмотрите последнюю, третью картинку. Что вы там увидели?

Дети: мальчик смотрит на ворон, а рядом с ним стоит клетка с попугаем на снегу.

Воспитатель: он не просто смотрит на ворон, он их считает. Этому событию в стране Волшебных слов тоже дано имя – Считать ворон. И оно к нам в разговоры часто приходит, но тоже встречается не во всех. Можно подумать, что мальчику нужно было отнести попугая домой, но он отвлёкся на ворон, а попугай замерз, так как клетка стоит на снегу. Наш герой отвлёкся от важного дела. Когда мы забываем о важных делах и занимаемся чем-то неважным, про нас могут сказать: «Вместо того, чтобы учиться, он считает ворон!». А вы можете придумать такие предложения, где можно встретить этого жителя страны Волшебных слов? (дети высказывают свои предположения, придумывают речевые ситуации).

Воспитатель: спасибо, ребята, вы правы! Скажите, а вы заметили, из скольких слов состоят имена жителей этой страны?

Дети: из двух!

III. Воспитатель: правильно! В этой стране имена не состоят из одного слова, как у нас. В именах у этих жителей могут быть и два слова, и три, и четыре. Но вы, конечно же, можете встретить и других жителей в нашем мире, когда они заходят в гости в наши разговоры. Увы, нам пора. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и все вместе подпрыгнем на счет раз, два, три! (дети выполняют задание воспитателя).

Воспитатель: вот мы и дома, ребята. Надеюсь, после такого путешествия, вы будете обращать внимания на свои разговоры, на разговоры ваших родителей и друзей, чтобы вновь встретиться с жителями страны Волшебных слов. Всего доброго, до свидания!

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  3. Детинина О.Б. Устойчивые словосочетания в детской речи. /дис., С.-П., 1987.
  4. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. М.: Мозаика-синтез, 2013.
  5. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни. / автореф., М. 2001.
  6. Мысан Инна Владимировна Методика обогащения речи детей дошкольного возраста фразеологизмами // Ярославский педагогический вестник. 2014. №4. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/metodika-obogascheniya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-frazeologizmami (дата обращения: 10. 10. 2021).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год