Конспект НОД «Прощай, зимушка – зима! Здравствуй, долгожданная весна!» |
Занятия по теме "Весна" | |
Автор: Матей Елена Васильевна Федорова Татьяна Викторовна | |
26.02.2025 15:10 | |
МБДОУ города Абакана «ЦРР — детский сад «Светлячок»
Образовательная область: «Познавательное развитие. Интегрированные образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Форма деятельности: совместная взрослого и детей.
Виды деятельности: игровая, музыкальная, познавательная, коммуникативная. Цель: Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа: зима- волшебница, художница, кружевница; весна – красна, капель, ручьи, проталина, просыпаются от спячки. Предварительная работа: наблюдения детей в прогулке, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, прослушивание классических произведений: Чайковского «Времена года», Г.В. Свиридова «Вальс». К. А. Дебюсси «Прекрасный вечер», загадывание загадок. Материал: Зимние и весенние пейзажи, аудиозапись звуков зимы и весны, картинки для загадок, игрушка «Медвежонок», эмблемы- солнышко, тучка, нарисованное голубое небо, мяч, бочонок с медом, капелька. Оборудование: экран, мольберт, магнитики. Конспект Дети стоят полукругом, воспитатель в центре, лицом к детям. Организационный момент: - Давайте все возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья, Мы сейчас пойдем направо: раз, два, три. А теперь пойдем налево: раз, два, три. В центре круга соберемся: раз, два, три. И на место все вернемся: раз, два, три. Улыбнемся, подмигнем, Заниматься мы начнем. Элемент заинтересованности. Звуки метели. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение: Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Благининой:
- А меня упаковали
- На деревьях, на картинках
- Это значит – на снежинках - Опустилась к нам …… (Дети Зима) Правильно ребята это время года зима? Ребята, с приходом зимы, что происходит в природе? Как вы думаете? (Предполагаемые ответы детей — становится все вокруг белым, чистым, искрящимся, все становится как в сказке). Ребята, народная мудрость гласит: «Зима – владыка». Как вы думаете, почему так говорят? (Предполагаемые ответы детей — владыка трёх зимних месяцев.) Правильно, словно верные стражники стоят они на страже ее покоя. (Воспитатель предлагает детям подойти к экрану). Воспитатель: Ребята, послушайте загадку. Декабрь. 1. Назовите-ка ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его- всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт- Мы встречаем Новый год. Дети: Декабрь. (На экране картики Декабря месяца). - Правильно – это декабрь. Ребята, а что вы знаете о Декабре? (Предполагаемые ответы детей — первый зимний месяц; сильные морозы; год кончает, зиму начинает). А кто из вас скажет, какое древнерусское его название? (Студень / – Почему так назвали декабрь? (Предполагаемые ответы детей: стынет всё от мороза; не успеет день разгуляться, как уже ползут сумерки, переходящие в длинную ночь). Ребята, а кто из вас хочет загадать загадку о следующем месяце? загадку про следующий месяц. Январь. (Загадывает ребёнок) 2. Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз, Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится- От мороза стынет птица. Повернулось солнце к лету. Что, скажите, за месяц это? Дети: Январь. (На экране картинки Января месяца). Правильно – это Январь. А что вы знаете об этом месяце? (Предполагаемые ответы детей: месяц январь – зимы государь; продолжает зиму и начинает новый год.) А какое у этого месяца древнее имя – «Просинец». Кто знает почему? (Предполагаемый ответ детей: потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву). Февраль. (Загадывает ребёнок). Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега – То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Ответы детей). Дети: Февраль. (На экране картинки Февраля месяца). Воспитатель: Вьюги да метели под февраль полетели. Кто из вас помнит, как в народе называют февраль? (Предполагаемые ответы детей: снежень -самый снежный; переменчив; он дружит с метелями, буранами). А знаете, как ещё называют февраль? «Бокогрей»? Кто нибудь из вас знает почему? Так как все животные дикие и домашние выходили греть бока на солнце, которое начинало сильнее пригревать, да и люди не прочь были погреться днем. Выходили на улицу, чтобы порадоваться первому теплу, а вечерами грелись возле печки. Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами вспомнили обо всех зимних месяцах. Теперь вы знаете, какая бывает зима. А чтобы подтвердить свои знания, предлагаю поиграть в игру «Волшебница зима». Правила игры: надо подобрать слово определение к слову –ВЕСНА. (Нужно передать снежинку соседу и сказать какая зимушка зима – снежная, серебристая, пушистая, холодная, морозная, белая, лютая, разная, нежная, игривая, злая, метельная, ворчливая, ледяная, ворчливая..) Воспитатель. Какие же вы все молодцы! Ребята, сейчас мы с вами вспомнили о зиме, дали характеристику какой она бывает. А скажите, почему же мы все- таки одеваемся в теплую одежду? (Предполагаемые ответы детей). Давайте мы в этом убедимся? Предлагаю вам перейти в лабораторию. Опыт со снегом. Воспитатель: Ребята, перед занятием я положила два снежка: один на тарелку, другой в стакан, укутала его шарфом. И что же мы с вами видим? (Снежок, лежащий на блюдечке, растаял значительно больше). Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажгу свечу и попробую подержать над ней ладонь. Горячо? - Что нужно сделать, чтобы не жгло? (Или убрать ладонь или заслонить её чем-нибудь от огня, например дощечкой). - Почему теперь ладони не горячо? (Дощечка не пропускает тепло от свечки к руке, задерживает его). - Почему не растаял завёрнутый в шарф комочек снега? (Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку). - Зачем человек зимой надевает шубу? Мы ещё говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь. Почему же нам в ней тепло? Как вы думаете? (Предполагаемые ответы детей: просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод). Правильно! Молодцы! А давайте мы с вами немного разомнемся. Физминутка. Мы бежим с тобой на лыжах (дети изображают ходьбу на лыжах). Снег холодный лыжи лижет. А потом – на коньках (изображают бег на коньках) Но упали мы. Ах! (падают). А потом снежки лепили (имитируют). А потом снежок катали А потом без сил упали (падают) И домой мы побежали (бегут по кругу). Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами немного размялись, что мы с вами делали? (Предполагаемые ответы детей). А как всё это можно назвать? (Зимние забавы). Да, ребята это «Зимние забавы». Вот, чем хороша «Зимушка – зима!» На экране дети видят «Зимние забавы». Возникновение проблемной ситуации. Звучат звуки капели. Раздаётся звук рева медведя. Воспитатель. Слышите, ребята? Что-то происходит. Пойду я, посмотрю. Воспитатель вносит медвежонка. Воспитатель, Смотрите ребята, Мишутка. Как вы думаете, что произошло? (Предполагаемые ответы детей: капель его разбудила, он испугался). Как вы думаете, почему зазвенела капель? (Предполагаемые ответы детей: стало теплее, снег тает, медведи в это время еще спят.) Правильно, медведи еще должны спать. Давайте расскажем медвежонку о том, что происходит в природе и почему он так рано проснулся. Восприятие нового. На экране появляется «тучка». Тучка по небу гуляла, Тучка бусы растеряла. Как хрустальные горошки, Закатились к нам в окошко. Воспитатель — О чем же она нам хочет рассказать? (Воспитатель подходит к экрану и имитирует снятие капельки, на которой написано «Весенняя сказка». Воспитатель -- Тучка предлагает нам с вами послушать сказку. Мишутка, послушай вместе с детьми сказку. Слушайте! Воспитатель рассказывает сказку. «Жили – были четыре времени года. Вы их узнали? (На мольберте времена года»). _ Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!» (На мольберте картинки — КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.) Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет ВЕСНЕ? А чтобы ответить, отгадайте загадку: Загадка: Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. Без него плачемся, а как появится – от него прячемся. В дверь, в окно стучать не будет, А взойдет, и всех разбудит. Правильно. Это СОЛНЦЕ! (На экране появляются картинка СОЛНЦА). Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что происходит в природе с появлением теплых лучей солнца? (Предполагаемые ответы детей: солнце поднимается выше, светить ярче, сильнее; становится теплее; снег начинает таять, звенит капель.) Как вы думаете, что же наступает в природе с приходом тепла? (Ответы детей – ВЕСНА.) Ребята, кто из вас знает приметы ВЕСНЫ. (На экране появляются картинки). Дети: — тает снег - потекли ручьи - звенит капель - появились сосульки Воспитатель. Как, вы думаете, приметы какого периода весна вы только что назвали? (Ранней весны.) - Правильно, приметы ранней весны. Ребята, а как вы думаете, у весны есть помощники? (Ответы детей). Давай те подойдем к экрану и посмотрим что же это-то за помощники. Дети подходят к экрану. Воспитатель: послушайте загадку: 1. Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Что за месяц? Кто узнает? Дети: МАРТ! (На экране появляется картинка МАРТА месяца) Март- весну открывает! Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап-кап! Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому его называют «капельником» и еще март называют «зимобором», потому что в марте зима с весной борется. Ребята, может быть кто нибудь из вас знает, как еще в народе называют МАРТ? (Протальник). Правильно протальник. А почему его так называют? (Ответы детей). Что такое проталины? (Проталинки – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. Ребята, а вы думаете, кого в народе называют вестниками весны? (Грачей). Почему? (Ответы детей). Ходят они, не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков, гнезда стоят. В народе говорят: «Грач на дворе, весна на горе», «Грач – зиму расклевал». Миша! Ты теперь понял, что произошло в природе? Ты проснулся от звонкой капели, которая сообщает нам о приходе ранней весны. Ребята, а может кто-то из вас знает, когда должен проснуться Мишутка? (Предполагаемые ответы детей: в апреле.) Правильно в апреле месяце! (На экране картинка апреля месяца.) Вот Мишутка когда ты должен был проснуться. Ребята, а после апреля какой месяц наступает? (Май) Молодцы! Ребята, посмотрите, Мишутка загрустил. Давайте с ним поиграет в игру. Игра «Скажи ласково». (Игра проводится в кругу с мячом.) Послушайте, правила игры. Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако- облачко, вода- водичка. Воспитатель: Ну что же, Мишутка пора тебе возвращаться домой к своей маме. Ребята, давайте простимся с Мишей, а в подарок подарим ему бочонок с медом. До свидания, Миша! (Миша прощается и уходит). Итог занятия. Вопросы к детям: — Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами вспоминали? - Что интересного вы узнали после проведенного опыта? - С каким временем года спорит зима? - Какая разница между зимой и ранней весной? - Какой вывод вы, сделали посмотрев опыт? - Кому помогли мы сегодня и как? - Что узнал Мишутка, и какой он сделал вывод для себя и для нас? Рефлексия. – Ребята, мы сегодня с вами много узнали о временах года «зиме», «ранней весне». И мне хочется узнать, с каким настроением заканчивается для вас занятие? Выберите значок на разносе. (Вывешивается на мольберте голубое небо). Варианты значков: — «Солнышко» — на душе светло, радостно. - «Тучка» — на душе пасмурно и грустно. Теперь я вижу, что у всех настроение, весеннее, радостное, светлое. Сегодня вы все МОЛОДЦЫ! Занятие закончено.
|