Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа профилактики эмоционального выгорания у воспитателей «Работай в удовольствие» как основа внедрения коучинг-стратегии.
Психология
Автор: Кушлак Елена Александровна   
17.08.2021 08:33

Программа профилактики эмоционального выгорания у воспитателей «Работай в удовольствие» как основа внедрения коучинг-стратегии.Программа профилактики эмоционального выгорания у воспитателей «Работай в удовольствие» как основа внедрения коучинг-стратегии.

Тема эмоционального выгорания актуальна для каждого дошкольного учреждения. Воспитатели каждый рабочий день находятся во взаимодействии с детьми, несут ответственность за их жизнь и здоровье, на каждом этапе проявляют эмоциональную включенность. Еще один большой пласт работы воспитателей это взаимодействие с родителями. У каждого из них свой набор характерологических, интеллектуальных, эмоциональных и других характеристик, которые, также как и с детьми требуют индивидуального подхода. То есть работа педагога отличается напряженностью, что оказывает влияние на эмоциональное состояние, а это, в свою очередь, на физическое и психологическое здоровье.

 

От того как педагог справится с подобными воздействиями в повседневной работе зависит его личностное и профессиональное развитие. Коучинг — есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг — развивающее консультирование в форме активного обучения, направленное на личностную поддержку профессиональной деятельности. Когда педагог не получает советы и рекомендации, а сам, отвечая на вопросы, находит резервы и пути для решения своих проблем.

Профилактика эмоционального выгорания помогает создать условия для формирования мотивации у педагогов к самостоятельной постановке цели, привлечения коллег к поиску способов и решению педагогических проблем, саморазвитию, самообразованию.

Цель программы: осознание участниками своих личных особенностей и оптимизация отношения к себе и своей личности, формирование мотивации к саморазвитию.

Задачи:

  • Создать благоприятные условия для взаимодействия педагогов
  • Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
  • Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность
  • Гармонизировать внутренний мир педагога, научить способам снятия напряжения, научить прислушиваться к себе и осознавать собственные психологические и физиологические потребности.

Впервые термин burnout – «сгорание», «выгорание», «затухание горения» – предложил американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер (Freu–denberger H. J., 1974) для описания состояния изнеможения, истощения, сопряженного с ощущением собственной бесполезности, испытываемого психически здоровыми специалистами, работающими с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Стадии профессионального выгорания.

Многие авторы, занимающиеся проблемой изучения и профилактики данного феномена, обычно выделяют три основные стадии синдрома «профессионального выгорания».

  1. Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимания, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может протекать в течение трех-пяти лет.
  2. На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (коллег, клиентов, начальство), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Продолжительность протекания данной стадии — в среднем от пяти до пятнадцати лет.
  3. Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может длиться от десяти до двадцати лет.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания педагогов, относят:

  1. работу в «некоммерческом секторе»;
  2. высокую ответственность за своих подопечных;
  3. высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
  4. самоотверженную помощь;
  5. дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;
  6. наличие внутриличностных ролевых конфликтов;
  7. работу с «трудными» детьми.

Таким образом, коммуникативная и эмоциональная составляющие деятельности педагога являются наиболее «эксплуатируемыми» и, как следствие, наиболее подверженными «износу», что приводит к попыткам специалиста экономить, излишне не расходовать, «придерживать» их.

Выделяются два направления профилактической и коррекционной работы с педагогами.

1. Профилактическая работа:

  • Обучение социальным (коммуникативным) умениям;
  • Обучение навыкам самоуправления и самообладания;
  • Освоение конструктивных копинг–технологий (технологии снятия стресса.

2. Реабилитационная работа с педагогами, имеющими признаки выгорания:

  • Восстановление психоэнергетического потенциала;
  • Актуализация личностных ресурсов;
  • Обретение смысла профессиональной деятельности;
  • Укрепление веры в собственные силы.

План работы по профилактике эмоционального выгорания на учебный год.

Направление и содержание работы

Срок

Контингент

Ответственный

1

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Сентябрь

Воспитатели

Старший воспитатель

Педагоги -психологи

2

Интерпретация результатов диагностики, формирование целевой аудитории в соответствии с стадиями эмоционального выгорания.

Сентябрь - октябрь

Воспитатели

Педагоги -психологи

3

Диагностика личностных качеств

Октябрь

Воспитатели

Педагоги -психологи

4

Семинар: "Характерологические особенности человека"

Октябрь

Воспитатели

Педагоги -психологи

5

Комплекс упражнений для развития рефлексивных способностей педагогов

Ноябрь

Воспитатели

Педагоги -психологи

6

Психологический практикум для педагогов Игра: "Укрепление психологического здоровья"

Декабрь

Воспитатели

Педагоги -психологи

7

Комплекс упражнений для развития рефлексивных способностей педагогов

Февраль

Воспитатели

Педагоги -психологи

8

Индивидуальные консультации (по запросу)

В течение года

Воспитатели

Педагоги -психологи

9

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Интерпретация результатов диагностики.

Апрель -  май

Воспитатели

Старший воспитатель

Педагоги -психологи

Предполагаемым результатом успешной работы будет:

  • Благоприятный психологический климат в коллективе,
  • Осознание педагогами своей личности, её социальных ролей, личности педагога.  
  • Гармонизация   внутреннего мира педагога;

Осознание, восприятие относящихся к делу фактов и информации, понимание, когда и как эмоции и желания искажают наше восприятие действительности.  

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год