Познавательный творческий проект «Я — успешный первоклассник!» |
Скоро в школу | |||
Автор: Попова Елена Георгиевна | |||
27.02.2024 20:03 | |||
Познавательный творческий проект «Я — успешный первоклассник!» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!» Венгер Л.А. Паспорт группового проекта «Я – успешный первоклассник!» Тип проекта: познавательный, творческий Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №2, их родители, педагог-психолог, воспитатель подготовительной группы №2 Срок реализации проекта: краткосрочный, с 2 по 12 мая 2023 года Актуальность проекта: Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей.
К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное: у него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это усиливает тревожность и снижает самооценку. Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать сними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Цель проекта: Повышение интереса детей старшего дошкольного возраста к школе и формирование положительного отношения к предстоящему обучению, подготовка к принятию новой социальной позиции «школьника», повышение грамотности и компетентности родителей по вопросу подготовки детей к школе. Задачи проекта: 1. Формировать у детей правильное представления о школе; 2. Способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам; 3. Формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»; 4. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к школе у воспитанников; 5. Развивать творческие способности детей через организацию художественно-продуктивной деятельности; 6. Консультировать родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению; 7. Знакомить родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию». Ожидаемые результаты: Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группе; Накопление багажа знаний о школе; Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе; Оформление фотовыставки «Наши мама, наши папы тоже были учениками!» Оформление выставки детских рисунков «Школа моей мечты»; Подготовка стендовой информации «Играем и развиваемся. Интересные и полезные игры для подготовки к школе». Этапы реализации проекта: 1 этап: Информационно-подготовительный Формулировка целей и задач проекта Разработка плана мероприятий Информирование родителей о проведении проекта Разработка стендовой информации и памяток для родителей Подбор дидактического материала и игр 2 этап: Практический Работа с детьми: Психолого-педагогическая оценка готовности детей к началу школьного обучения (Семаго Н.Я., Семаго М.М.) Беседы по теме «Что я знаю о школе?», «Почему нужно учиться?», «Школьные принадлежности», «Что я жду от школы?», «Правила поведения в школе» Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Магазин. Школьные товары» Дидактические игры «Мемо бегемотики», «Дублик-круглик», «Четвертый лишний», «»ОХ уж эти совушки», «Собери портфель»; «Это я, это я – это все мои друзья» Подвижные игры «Урок – перемена», «Море волнуется раз…» Подборка и чтение стихов и загадок о школе Знакомство с пословицами и поговорками о школе Рисование на тему «Школа моей мечты» Просмотр презентаций «Какие бывают школы» Мини-тренинг «Я хочу учиться в школе» Прослушивание музыкальных произведений «Учат в школе», «На линейку в первый класс», «Если б не было школ» Самомассаж пальцев и кистей рук с помощью ребристого карандаша «Наш веселый карандаш» Работа в раскрасках, прописях, штриховках Работа с родителями: Оформление выставки фотографиями родителей в школьные годы Консультация «Играем и развиваемся. Интересные и полезные игры для подготовки детей к школе» Памятки на школьную тематику, например, «Как воспитывать у ребенка внимание, сосредоточенность, преодолеть рассеяность», «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу», «Как строить взаимодействие с дошкольником в семье», «Как сформировать у дошкольника умение слушать другого человека», «Как помочь ребенку подготовиться к школьной жизни» и др. Папка-передвижка «Скоро в школу» Листовки для родителей «Кризис 7 лет. Что это такое?», «Адаптация к школе», «Психологический аспект готовности к школе» Знакомство с результатами диагностического обследования детей по готовности к школе, рекомендациями 3 этап: Заключительный Стендовая информация «Играем и развиваемся. Интересные и познавательные игры для подготовки детей к школе» Фотовыставка «Наши мама, наши папы тоже были учениками!» Выставка детских рисунков «Школа моей мечты» Подведение итогов проекта Оформление паспорта проекта Достигнутые результаты: Реализованный проект поможет воспитанникам подготовительной к школе группы легко адаптироваться к условиям школьной жизни и учебной деятельности. Будет способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников. Родители будущих первоклассников смогут помочь и поддержать своего ребенка, если тот встретит первые школьные трудности. Перспектива дальнейшего развития проекта: данный проект можно использовать ежегодно с внесением корректировки механизма реализации проекта, т.к. дети и родители воспитанников каждый год будут другие. Проект способствует повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь. Формирование положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация, у всех детей приобрела оптимальный характер. Взаимодействие с родителями позволило настроить и повысить их компетентность в вопросах подготовки детей к школе, что прогнозирует более благоприятную адаптацию ребенка к началу школьного обучения. Диагностика мотивационной сферы старших дошкольников Методика «Беседа о школе» (автор Нежнова Т.А.): Школьно-учебная ориентация ребенка и положительное отношение к школе – 14 человек – 59% Интерес к внешней атрибутике школьной жизни – 8 человек – 33% Отсутствие интереса у ребенка к школе – 2 человека – 8% Методика исследования мотивации учения (автор Гинзбург М.Р., Пахомова И.Ю.) Познавательные мотивы – 12 человек – 50% Социальные мотивы – 10 человек – 42% Игровые мотивы – 2 человека – 8%
|