Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование мотивационной готовности к школе детей с ЗПР как одно из направлений деятельности учителя-дефектолога ДОО
Скоро в школу
Автор: Балушкина Наталья Александровна   
31.07.2018 09:28

Формирование мотивационной готовности к школе детей с ЗПР как одно из направлений деятельности учителя-дефектолога ДООФормирование мотивационной готовности к школе детей с ЗПР как одно из направлений деятельности учителя-дефектолога ДОО

Дети с задержкой психического развития в значительной степени отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. В силу присущих им особенностей, дети с ЗПР оказываются неготовыми к обучению в школе. Без специальной помощи со стороны специалистов ДОО и семьи полноценная мотивация к учению у них сформироваться не может.

В связи с этим, отмечает Е.Ю. Вахрина, возникает необходимость оказывать им специфическую и многогранную помощь. Чем раньше ребенок получает такую помощь, тем эффективнее будет ее результат.

Помощь в условиях инклюзивного образования в современных ДОО, детям, имеющим диагноз ЗПР оказывает учитель-дефектолог. Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Его основная деятельность связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других видах деятельности.

 

Такая помощь может выражаться в проведении коррекционных занятий, в организации педагогической поддержки и сопровождения. В последние годы, специалисты дошкольных образовательных учреждений всё чаще обращаются к организации сопровождения детей, имеющих отклонения от нормы развития.

Сопровождение детей с ЗПР учителем-дефектологом реализуется в следующих направлениях:

1. Диагностическое:

Цель – определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия. Данное направление предполагает:

а) предварительную беседу с педагогами по выявлению детей, нуждающихся в специализированной помощи;

б) педагогическое наблюдение за учащимися в учебной ситуации и во время режимных моментов;

в) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов;

г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития учащегося, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи);

д) проведение текущей диагностики с целью корректировки индивидуальной коррекционной программы и выявления возможных дополнительных трудностей;

е) проведение итоговой диагностики. Проводится в конце коррекционного курса и определяет результативность и эффективность коррекционной работы на развитие учебно-познавательной деятельности детей.

На каждого ребёнка, нуждающегося в сопровождении учителя-дефектолога составляется заключение и рекомендации по составлению индивидуального план сопровождения. Данные обследования сообщаются родителям ребенка, совместно обсуждается план предстоящей работы.

2. Коррекционное:

Цель – определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.

Задачи:

  • нормализация ведущей деятельности
  • сенсорное и сенсомоторное развитие
  • формирование пространственно-временных отношений
  • развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения
  • формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала
  • формирование и расширение представлений об окружающей действительности
  • развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром
  • формирование навыков социального взаимодействия.

Данное направление предполагает:

а) изучение заключений и рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии с целью составления индивидуальной коррекционной программы для учащихся, нуждающихся в сопровождении;

б) составление индивидуальной коррекционной программы с указанием целей, задач и сроков реализации;

в) реализация коррекционно-развивающей работы посредством индивидуальной или групповой формы работы. Занятия проводятся не меньше, чем два раза в неделю.

Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных учреждений, с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.

3. Консультативно-просветительское

Цель – обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и воспитательно-образовательного процесса.

Данное направление деятельности предполагает проведение консультаций для родителей и воспитателей ДОО.

4. Аналитическое

Цель – проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие детей и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов

Данное направление предполагает:

а) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ЗПР;

б) проведение анализа качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса;

в) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальную программу;

г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения.

Рассматривая особенности работы учителя-дефектолога по формированию мотивационной готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к школе, можно отметить, что на сегодняшний день в разработаны и активно реализуются в практике работы учителей-дефектологов самые различные методики выявления уровня сформированности мотивации к школьному обучению, в качестве примера можно привести следующие методики: «Беседа о школе» Т.А. Нежновой, «Изучение мотивов учения» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Л.А. Венгера и т.д..

Второй этап – групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по программе разработанной на основе результатов диагностики. Одним путей формирования интеллектуальной и мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе является организация и проведение занятий в рамках коррекционно-развивающих программ. При этом занятия могут проводиться как в форме бесед, практических занятий, занятий с элементами игры, тренинга, экспериментирования и т.д. Темы также могут быть различными.

А. Н. Митина и Т. В. Волокитина в своих исследованиях особое внимание уделяют консультационному направлению деятельности учителя-дефектолога. Авторы считают, что психолого-педагогическое сопровождение родителей и семьи ребенка с отклонениями в развитии – это особенная проблема. Без участия родителей сложно добиться каких-либо ощутимых результатов. Они выступают и тьюторами, и лицами, сопровождающими своего ребенка. Необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, опираясь на их опыт успешного сотрудничества и эффективной мотивации.

Последний этап – аналитический, позволяет отследить результативность проведённой работы и внести корректировки в программу, для того, чтобы увеличить степень её результативности. Традиционно на данном этапе специалисты проводят повторную диагностику уровня сформированности различных компонентов готовности к школе, в частности интеллектуальной и мотивационной. Повторное обследование позволяет сопоставить данные с исходными и тем самым определить результативность проведённых коррекционных занятий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследования дошкольников с ЗПР свидетельствует о том, что при поступлении в школу эти дети имеют ряд специфических особенностей. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков, знаний, не сформированы в полном объёме основные мотивы, побуждающие ребёнка получать новые знания. Именно поэтому очень важно чтобы в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми работал учитель-дефектолог. На сегодняшний день в практике работы учителей-дефектологов дошкольных образовательных организаций используются самые различные формы коррекционного воздействия на детей, которое может быть осуществлено как в форме сопровождения, так и в виде поддержки старших дошкольников в зависимости от сложности отклонения. Такое воздействие позволяет целенаправленно и комплексно решать поставленные специалистом задачи, например, в рамках организации сопровождения старших дошкольников с ЗПР можно добиваться видимых результатов в области формирования у них мотивационной готовности к обучению в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год