Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психологическая готовность к школе и ее компоненты
Скоро в школу
Автор: Тархова Татьяна Михайловна   
08.10.2021 22:28

Психологическая готовность к школе и ее компонентыПсихологическая готовность к школе и ее компоненты

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе Л.А. Венгер, С.Д. Цукерман, Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д. Забрамная.

Исследования Н.Г. Салминой показали, что для школьников первого класса с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности, а, следовательно, характерны трудности в обучении.

«Школьная зрелость», «готовность к школе» и «психологическая готовность к школе» — эти понятия используются в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого последнего можно учить в школе. Термин «школьная зрелость» используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения. Поэтому, говоря о школьной зрелости, в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

 

Мотивационная готовность к школе имеет большое значение для нормального вхождения ребенка в учебную деятельность.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

  • дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
  • концентрация внимания;
  • аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
  • логическое запоминание;
  • сенсомоторная координация;
  • умение воспроизводить образец;
  • развитие тонких движений руки.

Значит, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость предполагает:

  • уменьшение импульсивных реакций;
  • возможность длительное время удерживать внимание на не очень привлекательное задание.

О социальной зрелости свидетельствуют:

  • потребность ребенка в общении с другими и умение подчинять свое поведение законам детскому обществу;
  • способность исполнять роль ученика в условиях школьного обучения.

Другое понимание «готовности к школе» представлено в работах психологов, которые вслед за Л. С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие. Эта концепция позволяет им утверждать, что обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как главная предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований утверждают, что для успешного освоения школьной программы имеет большое значение не совокупность имеющихся у дошкольника знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и воспринимается как психологические предпосылки к обучению в школе. В таком случае считаем целесообразным последнее понимание «готовности к школе» обозначить как «психологическая готовность к школе», чтобы отделить его от предыдущего.

Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальном развитие и в овладении новыми знаниями, умениями и навыками».

Социальные мотивы обучения, или широкие социальные мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими сверстниками и взрослыми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений». Поступление ребенка в школу значительно изменяет весь повседневный ход его жизни и деятельности. У дошкольника, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с людьми, вошедшими в круг его общения, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него созрела потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, приближающую его к миру взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не в силах удовлетворить дома. Соединение этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника». Данному новообразованию она придавала очень огромное значение, утверждая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соединять мотивы своего поведения и деятельности. Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Такие же взгляды разделял А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».

Произвольное поведение формируется в коллективной ролевой игре позволяющей ребенку перейти на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенок не всегда способен. «Функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь начинает формироваться. Именно исходя из этого игру можно считать школой произвольного поведения».

Д. Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:

  • умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнять требуемое действие по зрительно воспринимаемому образцу. Фактически — это параметры развития произвольности, являющиеся значительной частью психологической готовности к школе, на которые будет опираться обучение в первом классе.

Композиция учебно-важных качеств, присутствующих у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят огромные изменения, которые приводят к появлению вторичной готовности к обучению в школе, от которая в свою очередь влияет на дальнейшую успеваемость ребенка.

В исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и «совершенствуются».

Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Раскрывая механизм, лежащий в основе такого обучения, Л.С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития», которая определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослыми.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения находилась в «зоне ближайшего развития» ребенка.

Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то дошкольник считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программу обучения и автоматически попадает в разряд отстающих учеников.

Уровень психического развития ребенка как предпосылка к успешному обучению в школе должен прослеживаться в следующих психологических сферах: мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Соответственно сферам выделяются и компоненты психологической готовности к школе.

Практически всегда, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе формируются естественным путем при нормальном развитии дошкольника.

Диагностика психологической готовности к школе должна проводиться прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка.

Ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его стремиться к школьной жизни.

Психологическая готовность к обучению в школе – одна из основных проблем современного образования, в том числе и дошкольной педагогики, так как это является важным фактором успешности школьного обучения детей. Проблема психологической готовности детей к освоению школьной программы заключается в том, что школа ко всем ученикам предъявляет одинаковые требования, отображены в учебниках, методиках и программах обучения, но дети имеют разный уровень психического развития, поэтому при поступлении в школу они обладают разными психическими способностями.

То есть, психологическая готовность к обучению в школе – это соответствие психических возможностей ребенка к предъявляемым в обучении требованиям, это тот уровень психического развития ребенка, который позволит ему успешно справляться с трудностями школьной адаптации.

Структура психологической готовности к обучению в школе состоит из:

  • мотивационной готовности (желание выполнять новые обязанности, подчиняться возникшим требованиям и правилам, связанные с другим статусом и новой позицией – школьника);
  • интеллектуальной готовности (не только наличие нужных знаний и умений, но и обладание достаточно высоким уровнем психического развития, который обеспечит произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, что дает возможность быстро овладеть навыками чтения, счёта и решать задачи «про себя»), проявляющуюся в осознании новой социальной роли и относительно высоком уровне психического развития;
  • волевой готовности (подчинение, умение слушать, осмысливать содержание того, что говорит взрослый, сосредоточиться на инструкции учителя, понять и принять задание взрослого, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения), необходимую для нормальной адаптации к школьному обучению, которая проявляется в умении концентрироваться на инструкциях и требованиях учителя.

Поступление в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Поэтому понятна та озабоченность, которая присуща и взрослым, и детям при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его обучение в школе является обязательным, общественно значимым делом. Достаточно высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, направленные на приведение методов обучения в соответствие требованиями современной жизни.

Произвольность познавательной деятельности хоть и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу, не всегда достигает полного своего развития: ребёнку трудно длительное время удерживать устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал и тому подобное. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть развеивается устойчивость внимания.

Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Однако важен не столько объём приобретённых знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщенности, сложившихся в дошкольном возрасте представлений.

О готовности к обучению в школе свидетельствуют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и сформированности познавательной деятельности дошкольника. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.

Познавательные интересы складываются постепенно, в течении длительного времени и не могут сформироваться сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их не развивали в достаточном объёме. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и стремление думать, решать задачи, прямо несвязанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или жизненной ситуацией. Уровень развития познавательной деятельности, который может достичь ребенок к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного управления этой деятельностью, и определенные качества восприятия мышления ребенка. Это проявляется в умении ребенка планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности, соотносить со временем, осуществлять самоконтроль над действием.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразие и свойства. Он должен владеть достаточно полным, четким и расчлененным восприятием. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.

Высокие требования предъявляются к обучению в школе, систематическому усвоению знаний, к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь вычленять существенные признаки и явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, выделять сходство и различие; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать заключение.

Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в новый коллектив, найти свое место в нем, включиться в новую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в современной деятельности дошкольников.

Л.С. Выготский однозначно отвечал на вопрос о созревших функциях к моменту обучения в школе, но все же, у него есть замечание о низшем пороге обучения, то есть пройденных циклах развития, необходимых для дальнейшего обучения. Именно это замечание и позволяет понять противоречия, существующие между экспериментальными работами, подтверждающими принцип развивающего обучения, и теориями психологической готовности к школе.

Так как обучение, соответствующее «зоне ближайшего развития», все равно опирается на некоторый уровень актуального развития, который для нового этапа обучения будет являться низшим порогом обучения, а потом уже можно определить высший порог обучения, или «зону ближайшего развития». В пределах между этими порогами обучение будет плодотворным. Школьные программы составлены таким образом, что они ориентируются на некий средний уровень актуального развития, которого достигает нормально развивающийся ребенок к концу дошкольного возраста. Исходя из этого, эти программы не опираются на те психические функции, которые являются новообразованиями младшего школьного возраста и которые в работах Л.С. Выготского фигурировали как незрелые, но тем не менее позволяют ученикам обучаться письму, счёту и т. д. Эти незрелые функции не являются тем низшим порогом, на который опираются школьные программы, и потому их незрелость не мешает обучению детей.

Важным компонентом в психическом развитии дошкольника является психологическая готовность его к школьному обучению.

Психологическая готовность является необходимым условием для успешного обучения в школе. Она обеспечивает восприятие знаний и этим влияет на их усвоение. В этом возрасте ребёнок претерпевает большое количество изменений, не только внешних, но и внутренних, благодаря которым совершает переход с одной ступени развития на другую.

Психологическая готовность к школе является сложным структурным образованием, включающем в себя все стороны развития детской психики. Это уровень психофизиологического, эмоционально – волевого, умственного и личностного развития, позволяющий детям осваивать учебную деятельность.

Готовность дошкольника к обучению в школе является одной из самых главных задач этого возраста. Решение в единстве с другими задачами позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей и подготовить их к обучению.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год