Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Сегодня дошкольник – завтра школьник» (саморегуляция как условие эффективной подготовки к школьной программе
Скоро в школу
Автор: Ирина Удалова   
13.01.2015 02:33

«Сегодня дошкольник – завтра школьник» (саморегуляция как условие эффективной подготовки к школьной программеСодержание:    Слайды:
Добрый день уважаемые родители!
    слайд 1
В этом учебном году ваши дети посещают подготовительную группу компенсирующей направленности, и уже совсем скоро они покинут детский сад и станут школьниками. Но пока они еще дошкольники, с удовольствием ходят в детский сад, где их ждут самые разные игрушки.
    слайд 2
А вот как раз одна из игрушек, пожалуй, самая первая, с которой встречаются дети в детском саду, посмотрите на нее. Что это?
На слайде появляется пирамидку из 5-ти колец
    слайд 3
А сейчас я предлагаю вспомнить и раскрасить кольца пирамидки в той последовательности, в какой они были у нашей игрушки.
Педагог раздает листочки с изображением контура пирамидки и цветные  карандаши. Родители раскрашивают кольца пирамидки.
     слайд 4
Давайте проверим, правильно ли вы раскрасили нашу игрушку: цвет колец, и последовательность их расположения.
Родители сравнивают свои рисунки с образцом на экране.
    слайд 5
Как Вы думаете, уважаемые родители, что могло бы Вам помочь выполнить это задание правильно?
(ответы родителей)
А еще, наверное, ошибок было бы меньше, если бы я четко обозначила цель задания и способы его выполнения. Вам легче было бы выполнить задание, после того, как Вы прослушали инструкцию, поняли ее, после выполнения задания проверили правильность его выполнения и исправили ошибки, если они были.
    


слайд 6
(по щелчку)
Всё это – компоненты очень важного качества для старших дошкольников – саморегуляции.
На слайде появляется слово: САМОРЕГУЛЯЦИЯ.
Как Вы думаете, что означает это слово?
(ответы родителей)    

слайд 7
Да, в целом Вы правильно определили смысл этого понятия. Саморегуляция – это способность управлять своей деятельностью.

Сформированность этого качества является необходимым для старшего дошкольника, оно позволяет ребенку эффективнее усваивать материал на занятиях. Также саморегуляция является важным условием успешной учебной деятельности в школе, ведь школьник должен уметь понять учебную цель, найти способы достижения цели, проверить правильность выполнения задания.
Формированием саморегуляции мы занимаемся в процессе коррекционно-развивающей работы. Но заниматься этим можно и нужно и в домашних условиях.    слайд 8
Я предлагаю вам ненадолго вернуться в детство и немного поиграть. Игра называется «Бусы».
Мы с вами уже отметили, что первое, что нужно для правильного выполнения задания – это четкая инструкция.
Посмотрите на экран, там три инструкции к нашей игре. Как Вы считаете, какая инструкция будет более понятной и доступной для ребенка?
На слайде представлены три варианта инструкции к игре «Бусы»:
ИНСТРУКЦИЯ  №1: Исправь ошибку.
ИНСТРУКЦИЯ  №2: Маша собирала бусы и сделала ошибку. Найди и исправь ее.
ИНСТРУКЦИЯ  №3: Посмотри на рисунок. Геометрические фигуры
на рисунке  повторяются в определенной последовательности. Но одна фигура изображена неправильно. Найди ее. Исправь ошибку.

Родители высказывают свое мнение.

Обратите внимание: в первой инструкции ребенку дано недостаточно информации. В третьей инструкции, наоборот, слишком много дополнительной информации, отвлекающей ребенка от основного задания.     слайд 9
Краткость и доступность для ребенка инструкции позволит ему правильно понять задание и выполнить его без ошибок.
Ну а теперь давайте выполним задание и найдем ошибку.
    слайд 10

слайд 11
Родители выполняют задание.
Подобные задания мы часто используем в работе с детьми. В процессе его выполнения ребенок должен выявить определенную закономерность в ряду геометрических фигур и продолжить эту закономерность.
    слайд 12
Следующий компонент саморегуляции – это внимание.
    слайд 13
Как часто мы говорим ребенку: «Будь внимателен!», но не всегда эти наши слова имеют результат. Развитием внимания в группах компенсирующей направленности занимаются все специалисты, но проводить эту работу можно и вам дома. Например, на кухне.
На слайде изображен холодильник.     слайд 14
Посмотрите и запомните, что лежит в нашем холодильнике.
                Через 30 секунд холодильник закрывается.
Итак, что же лежало в нашем холодильнике?
Родители по очереди называют продукты, которые запомнили, другие дополняют.
Вот в такую несложную игру вы можете играть с ребенком хоть каждый вечер. Также можно предложить ребенку поиграть в аналогичные игры – «Что лежит в шкафу?», «Что за окном?» и т.п.
    слайд 15-16
Хорошо развивает внимание, саморегуляцию и мелкую моторику игры-раскраски.
(на слайде – варианты раскрасок)
    слайд 17

Правда, такого пособия может не быть у каждого дома. А вот следующее упражнение на развитие внимания выполнить будет совсем несложно, ведь для его подготовки нужны только старые газеты или журналы.
(на слайде изображение газетного текста)
    слайд 18
Подойдет любая газета с объявлениями, которые постоянно бросают в наши почтовые ящики. Вы можете попросить ребенка найти в тексте знакомую букву (например, а) и зачеркнуть ее (или подчеркнуть, или обвести в кружок). Эта игра поможет развить у ребенка способность концентрировать свое внимание. А если усложнить задание: попросить букву А – зачеркивать, а букву О – обводить в кружок – это поможет развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой. А именно эти качества пригодятся ребенку при поступлении в школу.
    слайд 19
Уважаемые родители, еще одним из компонентов саморегуляции является проверка правильности выполнения задания и исправление допущенных ошибок. Поэтому после выполнения каждого задания вам вместе с малышом нужно проверить его и исправить допущенные ошибки. Важно, чтобы не Вы сами сделали это (хотя, конечно, намного проще просто показать, что сделано неправильно), а дать возможность ребенку сделать это самому (например, подчеркнуть слово, где он не выделил нужную букву, и попросить найти ее и выделить).
    слайд 20
В конце нашей встречи мне хотелось бы сказать – для того, чтобы формировать у ребенка необходимые для будущего школьника, не обязательно быть дефектологом, главное, быть заинтересованным в успешной коррекции родителем, ведь средства для развития ребенка всегда могут быть у Вас под рукой.
А на память о нашей встрече я хочу подарить Вам буклеты с подборкой игр на развитие саморегуляции в домашних условиях.

Желаю Вам успехов!
    
слайд 21


Литература
1.    Бабкина, Н.В. Формирование – саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Бабкина Н. В. // Дефектология. 2003. – №6. – С. 46 – 50
2.    Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, – 1988. – 245 с.
3.    Жаренкова, Г.И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции [Текст] // Дефектология. – 1972. – №4. – С. 17 – 33.
4.     Жмуров, В.А Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., [Текст] / В.А Жмуров – М.: 2012. – 616 с.
5.    Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития [Текст] / О.А Конопкин. // Вопросы психологии. – 2004. – № 2. – 128 – 135 с.
6.    Ульенкова, У.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / У.В Ульенкова. В.В Кисова. // Дефектология. – 2001. – № 1. – 26 – 33 с.
7.    Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев. – 1961.  – 12-13 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год