Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Особенности формирования привычки к здоровому образу жизни у детей 3-4 лет " (сообщение из опыта работы)
Здоровье
Автор: Баринова Анна Ивановна   
16.10.2021 11:40

«Особенности формирования привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста»«Особенности формирования  привычки к здоровому образу жизни у детей 3-4 лет " (сообщение из опыта работы)»

В период дошкольного детства закладываются основы сознательного стремления ребенка к здоровому образу жизни, познанию себя, формированию, укреплению и сохранению культуры здоровья.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и имеет следующие направления: приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств, приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса к спорту, а так же становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно – гигиенических навыков, полезных привычек.

 

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) физическое развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе, их эмоционального благополучия.

По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. И Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский, Г.И Царегородцев и др.). Немногочисленные исследования посвящены проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и воспитания привычек ЗОЖ (Н. А. Андреева, Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, Е.В Купавцева, М.В Меличева, и др.).

Здоровый образ жизни (определение И.И. Соковня – Семеновой) – система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, составляющая комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья.

Здоровый образ жизни подразумевает ментальное здоровье, отказ от табака и употребления алкоголя, здоровые модели питания, физическую активность, физические упражнения, спорт. Культура здоровья детей дошкольного возраста – совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом, личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия, отсутствия болезней.

Рассмотрим механизм формирования предпосылок к ЗОЖ у дошкольников 3-4 лет.

В возрасте 3-4 лет у детей формируется представление о ценности здоровья; формируется желание не болеть, быть здоровым, дети узнают о том, что такое «здоровый образ жизни» и зачем к нему надо стремиться; дети узнают о полезной (овощи, фрукты, молочные продукты и пр.) и вредной для здоровья человека пище (сладости, пирожные, сладкие газированные напитки и пр.).; узнают о пользе закаливания, утренней зарядки, спортивных и подвижных игр, физических упражнений (не будешь болеть, будешь сильным и ловким и пр.); полноценного сна (во сне человек растет, восстанавливает силы, если не выспаться, то будет плохое настроение, усталость и пр.); дети знакомятся с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.

Дети учатся сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость при заболевании обращаться к врачу, лечиться.

Так же дети учатся следить за своим внешним видом; важно научить в этом возрасте выполнять все гигиенические процедуры (мыть руки с мылом, пользоваться носовым платком, расческой, зубной щеткой; формировать элементарные навыки поведения за столом: кушать аккуратно, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, не разговаривать во время приема пищи).

Детский сад создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья, но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей. В статье 44 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Взаимодействие инструктора по физкультуре и родителей направлено на формирование знаний у родителей в вопросах формирования основ здорового образа жизни через совместную деятельность.

В совместной деятельности с родителями я. как инструктор по физкультуре, решаю следующие задачи:

  • пропаганда здорового образа жизни
  • просвещение родителей с целью повышения их педагогических знаний
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания
  • вовлечение родителей в работу по формированию ЗОЖ
  • привлечение родителей в совместные праздники и развлечения.

Совместную работу с семьей в вопросе формирования основ ЗОЖ выстраиваю на следующих основных принципах:

  • единство действий педагогов и родителей (семья знакома с основными содержанием, методами, приемами физкультурно – оздоровительной работы, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания)
  • системность и последовательность работы в вопросе формирования ЗОЖ
  • личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, к каждой отдельно взятой семье
  • взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Воспитатель является связующим звеном между мной, как инструктором по физической культуре и родителями. Я провожу консультации, беседы, выступаю на родительских собраниях, провожу мастер-классы, оформляю наглядный материал.

Я в своей работе использую такие формы работы с родителями:

  • анкетирование ( «Формирование основ здорового образа жизни в семье», «О здоровом образе жизни»)
  • консультации ( «Секреты здоровья», «Рекомендации инструктора по физкультуре», и др.)
  • стенгазета ( «Здоровый образ жизни»)
  • «мастерская» — изготовление нестандартного физкультурного оборудования, — посадка зеленых грядок (сезонная посадка лука и чеснока)
  • мастер – классы для родителей ( «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Этот мир подвижных игр»)
  • электронная газета для родителей «Здоровейка» содержит в себе материал по сохранению и укреплению здоровья.

В связи с эпидемиологической обстановкой возникла необходимость к подбору новых форм и методов взаимодействия с родителями. Я стала активно использовать мессенджер WhatsApp, электронную почту, социальные сети «В контакте» и «Instagram».

Таким образом, через разнообразные формы совместной деятельности достигается решение задач формирования основ здорового образа жизни в семье.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение дошкольнику возможности сохранения психического и физического здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В дошкольном детстве главным видом детской деятельности является игра и поэтому здоровьесберегающие технологии носят игровой характер. В своей работе я использую такие технологии, используемые для стимулирования и сохранения здоровья детей, как:

  • подвижные игры (кроме развития физических качеств, приобретения двигательных навыков в подвижной игре происходит оздоровление организма за счет возникновения положительных эмоций, возникающих в процессе игры и благотворно влияющих на психику ребенка)
  • игры — забавы
  • пальчиковая гимнастика (овладение навыками мелкой моторики, развитие речи, повышение работоспособности головного мозга, развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, развитие тактильной чувствительности, снятие тревожности)
  • элементы дыхательной гимнастики (восстановление дыхания после бега, прыжков: упражнение «Надуем шар», «Глубокое дыхание», «Мы растем»).

В игре формируются, закрепляются знания, развивается побуждение к самостоятельной познавательной деятельности.

Зная психологические особенности детей 3-4 лет, можно сформировать полезные привычки. Работа в этом направлении должна носить системный характер, иметь научную основу, должна быть интересной детям.

Конечная цель физкультурно – оздоровительной работы в целом — формирование привычки к здоровому образу жизни. У детей будет сформирована следующая система знаний:

  • здоровье, как главная ценность в жизни
  • о соблюдении режима дня
  • о правильном питании и его значимости, полезных и вредных продуктах
  • о необходимости соблюдения правил личной гигиены
  • солнце, воздух и вода – важные компоненты ЗОЖ.

Улучшение здоровья детей является одной из самых перспективных направлений оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья дошкольников – важнейшая обязанность детского сада, отдельного педагога и семьи.

Баринова А.И. инструктор по физкультуре

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год