Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья «Направления коррекционно — развивающей работы по развитию рисования у детей с ЗПР»
ИЗО детям
Автор: Марушева Екатерина Александровна   
21.11.2020 19:31

Статья «Направления коррекционно — развивающей работы по развитию рисования у детей с ЗПР»Статья «Направления коррекционно — развивающей работы по развитию рисования у детей с ЗПР»

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с задержкой психического развития имеют специфические особенности в овладении изобразительной деятельностью. Поэтому вопросам по формированию изобразительной деятельности уделяется приоритетное место.

При разработке направления работы с детьми с ЗПР по развитию рисования учитываются особенности навыков рисования у дошкольников с ЗПР, которые позволяют определить следующие направления коррекционно- развивающей работы:

  • Формирование технических навыков рисования
  • Формирование средств выразительности
  • Формирование единого сюжета рисунка
  • Формирование удерживания целенаправленности в ходе выполнения рисунка и доведение цели до конца
  • Формирование адекватной оценки результата своей деятельности
  • Формирование самостоятельности в выполнении рисунка и контроля.

В группах воспитатель создает условия для самостоятельных занятий детей в свободное время в течении дня. Организация зоны художественного творчества, помогает в решении поставленных задач в ходе развивающей работы.

 

В рисовании на занятиях чаще всего педагог использует традиционные средства рисования: карандаши, фломастеры, кисточки. Наш подход в обучении предполагает использование нетрадиционных средств в рисовании, в частности ватные палочки, губки, природный материал и др. Для реализации поставленных задач для развития рисования дошкольников предлагается использование нетрадиционных техник изображения.

С целью формирования мотивации у детей с ЗПР к обучению навыков рисования использовать в работе нетрадиционные средства и техники рисования. Для развития моторики хорошо выполнять гимнастики и массаж. Предварительно с детьми проводить комплексы в форме игры в начале каждого занятия.

Наиболее эффективным при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР является метод совместных действий. Метод сотворчества ребенка и взрослого максимально отвечает изобразительным и познавательным возможностям дошкольников. Рекомендуется использование дидактических игр на формирование средств выразительности, самостоятельности и контроля над деятельностью.

«Дорисуем то, чего здесь нет», «На что похоже?», «Придумаем узор» и др.

Игры носят как индивидуальный, так и подгрупповой характер. Выбор формы занятий определяется желанием и степенью подготовленности детей.

Для детей с ЗПР большое место занимает показ приемов изображения. Для формирования навыков рисования важно поэтапность владения навыками рисования. Для этого рекомендуется использование схем поэтапного рисования изображаемого предмета. Что позволит формировать у детей самостоятельность в деятельности. Содержание заданий для совместного рисования подбирается с учетом индивидуальных особенностей детей. В зависимости от этого можно упрощать или усложнять работу.

Важное в работе сопровождение деятельности речью. Дети с ЗПР нуждаются в объяснении задания. Применяем не более 2-3 инструкций для выполнения рисунка. Для решения поставленных задач подбираются игры на формирование сюжета и расширения средств выразительности.

Для развития технических навыков и изобразительных действий разработана система занятий с использованием нетрадиционных техник рисования. Дети знакомятся с новыми способами изображения: кляксографией, монотипия, набрызгом, рисование — выдуванием из трубочки мыльных пузырей и т. д.

Так же рекомендуется совместное творчество детей и родителей. Для этого предлагаем провести консультацию для родителей из опыта использования нетрадиционных техник рисования. Эти приемы позволяют создать творческую атмосферу и следовательно, сделать процесс обучения наиболее результативным.

Таким образом, изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия
  • Внимания и усидчивости
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

В связи с особенностями детей с ЗПР целесообразно применение современных и эффективных приемов и методов в работе. Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР перед воспитателями стоят следующие задачи в развитии навыков рисования:

  1. Воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости в процессе изобразительной деятельности;
  2. Развитие способности применения средств выразительности в рисовании. Развитие творческих проявлений;
  3. Формирование адекватного эмоционального отношения к результатам изобразительной деятельности собственных и сверстников;
  4. Формирование и совершенствование навыков и умений на занятиях рисования.
  5. Развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок.

Развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что развитие изобразительных умений, навыков и способностей происходит у ребенка дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии только в процессе сотрудничества со взрослым. Воспитателю в работе по художественно-эстетическому воспитанию важно привлекать родителей к совместному творчеству. Сотрудничество с семьей дает хорошие результаты в работе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год