Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности
ИЗО детям
Автор: Редактор   
09.06.2007 19:24

Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности Автор(ы): Губайдулина Н.Г.
Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.

В современной психолого-педагогической науке проблеме творческого потенциала посвящены работы А.М.Матюшкина, М.В.Копосовой, Н.В.Клоповой и других авторов. Понятие творческого потенциала они трактуют как синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера; как интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития; как совокупность реальных возможностей.

В педагогической науке ведется активный поиск методов, форм и средств развития творческого потенциала личности. Между тем, именно развитие выразительной речи растущего человека – может являться одним из важных факторов осуществления процесса развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.


Совокупный анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы дает возможность рассматривать выразительность речи как интегративную особенность речи, появляющуюся в целесообразном выборе субъектом образных, вербальных и невербальных средств. Выразительность речи позволяет дошкольнику эффективно проявить себя на вербальном и невербальном уровнях, оказывая влияние на коммуникативную культуру личности.

Образные выразительные средства представляют эмоциональные экспрессивные возможности лексики, которые реализуются с помощью точного словоупотребления, использования слов в переносном значении, синонимии, тавтологии. Вербальная выразительность достигается в лексическом воплощении речи с помощью интонационной структуры, которая определяется комплексом компонентов: ударением, мелодикой речи, темпо-ритмом, тембром, динамическими оттенками. Дополнительным средством, усиливающим выразительность, называют невербальные средства, которые внешне оформляют высказывание и являются неотъемлемым средством устной речи. К ним относятся мимика, жесты и поза.

Проведенное нами исследование показало, что на развитие творческого потенциала дошкольников средствами речевой выразительности оказывают влияние два показателя: художественное восприятие литературного образа и творческое отношение детей к литературному материалу; использование ими интонационных средств выразительности.
Результаты диагностики показали, что только 20% детей имеют хорошую выразительную речь. Детей больше привлекает слушание народных сказок, чем потешек и прибауток, причем 40% дошкольников не могут адекватно понять фольклорный текст, а 60% детей показывают уровень поверхностного восприятия поэтического и сказочного жанра. Невысокие результаты отношения детей к устному народному творчеству обусловлены недостаточным бытованием произведений в детской деятельности. В связи с этим большое внимание следует уделять созданию определенной развивающей поэтической среды, а комплексная методика развития творческого потенциала детей должна быть направлена на освоение ребенком выразительности речи в единстве образных, вербальных и невербальных компонентов.

В ходе исследования была подтверждена эффективность следующих педагогических условий:
•приобщение к духовному опыту и общечеловеческим ценностям устного народного творчества как наиболее понятному и близкому для ребенка литературному материалу;
•создание ярких художественных образов произведения;
•самостоятельное и творческое использование детьми образных, вербальных и невербальных средств речевой выразительности в художественно-речевой и игровой деятельности.

Эта статья размещена во втором номере журнала "Дошкольник" за Февраль 2010 год

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год