Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проективные карты в работе педагога-психолога
Психология
Автор: Людмила Широкова   
27.03.2014 16:41

Проективные карты в работе педагога-психологаЧто такое проективные карты? На первый взгляд, это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку. На самом же деле, это универсальный инструмент в руках педагога-психолога,  т.к. карты могут применяться как с детьми, так и с педагогами и с родителями в различных направлениях: в проективной диагностике, консультировании, тренинговой работе, психокоррекции и т.д.
В независимости от направления работы проективные карты создают особую обстановку, способствующую подлинно глубокому самовыражению, раскрытию и саморефлексии, а также развивают творческие способности всех, кто соприкоснется с ними.
О других преимуществах проективных карт (иначе их еще называют метафорическими, ассоциативными), также как и об истории данного метода  можно прочитать в интернете.
Какими бывают проективные карты?
Карты могут содержать только изображение, либо изображение с надписью. На картинках часто можно встретить пейзажи, людей, животных, ситуации из жизни, предметы, отрицательных и положительных сказочных героев и т.д.
Мое первое знакомство с ассоциативными метафорическими картами началось с колоды «Мастер Сказок» Т. Зинкевич-Евстигнеевой. Приобретая эту колоду, не думала, что она будет так широко и часто применима мной. Ее яркие красочные карты (кстати, с подробной инструкцией) будят воображение не только у детей, но и у родителей.
Чуть позже к этим картам добавились «Проективные сказочные карты» Н.И. Олифирович, Г.И. Малейчук, «Мир сказочных историй» Джон и Кейтлин Мэттьюз.
В работе с родителями и педагогами выручают метафорические ассоциативные карты «Она» К. Крюгер, «Закон притяжения» Эстер и Джерри Хикс.
Самые последние карты, которые появились в моем «волшебном сундучке»  - это карты Евы Морозовской «Ёжкины сказки», «Герои и злодеи», «Жизнь как Чудо». От этих позитивных и немного мультяшных карт просто в полном восторге наши дошколята.
Как применять проективные карты в работе педагога-психолога?
Далее мне хотелось бы кратко рассказать, как можно применять карты в работе педагога-психолога и привести в пример несколько игр и упражнений. Сразу оговорюсь, что они не являются моими, т.е. авторскими, и взяты из инструкций и методических руководств к картам, которые есть в моем арсенале и были описаны выше.
Проективные карты в работе с детьми
Вытаскивание карт на занятиях вносит некое волшебство, яркость и фантазию во взаимодействие педагога-психолога с детьми. Отталкиваясь от картинок на картах, дети сочиняют истории и сказки индивидуально или в небольших группах, узнают и придумывают новые слова так необходимые для описания главных персонажей и обстановки вокруг них. Рисуют картины и лепят фигурки, связанные с той или иной картой, которая им досталась. С помощью педагога-психолога делают театральные постановки по придуманному ими рассказу вокруг одной или нескольких карт. Сочиняют мелодии, которые бы могли напевать герои, изображенные на карте.
Игра «Сказка на всех»
Инструкция: педагог-психолог первым вытягивает карту из колоды и начинает сочинять сказку, следом каждый ребенок вытаскивает по карте и добавляет что-то свое в содержание сказки, в разворот ее событий.
Хороший помощник в этом колода «Ёжкины сказки» Евы Морозовской, которая включает 60 карт, условно отнесенных к 4 категориям в соответствии с цветом рубашки карт.
Фиолетовая рубашка обозначает категорию «Герои». В перипетиях сюжета Друзья, Враги и Другие Существа тоже могут браться отсюда.
Синяя рубашка обозначает категорию «Антураж Героя», т.е. его происхождение, аксессуары, волшебные предметы и т.д.
Зеленая рубашка покрывает карты категории «Действия»: на этих картах герои совершают поступки, и эти поступки вплетаются в сюжет.
Четвертая категория, с красно-оранжевой рубашкой, это «Взаимодействия». На каждой карте минимум два участника, которые каким-то образом относятся друг другу.
Педагог-психолог может направлять детей сочинять сказку по определенной схеме, например: экспозиция – завязка – перипетии – кульминация – развязка. После того, как сказка сложилась, педагог-психолог по необходимости подключает и другие методы арт-терапии: изотерапию, песочную терапию, инсценировку и др.
Проективные карты в работе с родителями
С помощью карт можно консультировать родителей. Для начала они определяют вопрос, который их волнует, или тему, в отношении которой хотелось бы приобрести ясность. Для поиска решения педагогом-психологом будут задаваться вопросы в соответствии со схемой выбранной техники. Для поиска ответа на каждый вопрос вытаскивается одна или несколько карт. Есть два способа вытаскивать карту: «вслепую», когда карты лежат рубашкой вверх, или «в открытую», когда карты лежат вверх изображениями. Выбор карты вслепую – это всегда вызов творческим способностям мам, пап и бабушек, и именно этот способ порождает подлинно ошеломляющие открытия.
В качестве примера вопросы родителям по вытянутой карте:
Если на картинке изображен человек – кто он? О чем он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Его настроение? Что бы он сказал вам с позиции своего опыта по выбранной вами теме? и т.д.
Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображенные люди? Что происходит? Каким будет развитие событий?
Если на картинке изображен пейзаж – где находится это место? Чьими глазами виден этот пейзаж? Что происходит за границами видимого на картинке?
Если на картинке различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить для решения вашей ситуации? Где в вашей жизни есть место для таких вещей?
Для чего вам досталась эта карта? Что она хочет вам сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?
Следует отметить, что проективные карты легко вплетаются в выстраивание генограммы обратившейся за помощью семьи, позволяют определить повторы в жизненных сценариях и, как итог, скорректировать детско-родительские отношения.
Проективные карты в работе с педагогами
Можно включать упражнения с проективными картами во все структурные элементы тренинга для педагогов и воспитателей: в качестве «ледоколов», выявления ожиданий участников, их представления о себе, статусе, роли в коллективе, для обучающих игр, демонстраций, мозгового штурма, сбора обратной связи и завершения тренинга.
В групповой работе следует придерживаться ряда правил:
- Хозяин карты – хозяин рассказа. Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями и не навязывают свою точку зрения.
- Истина в глазах смотрящего. Нам совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. В работе с проективными картами нет никакого «на самом деле». Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту.
Пример упражнения для тренинговой работы с педагогами «Я бывают разные».
Необходимо разложить карты колоды  картинкой вверх. После выполнения первой половины упражнения перевернуть карты картинкой вниз и перемешать. Вторую часть карт педагоги вытягивают вслепую.
Инструкция участникам: выберите пять карт, которые представят вас  в пяти ролях:
1. Я как Воспитатель, Педагог (Профессионал)
2. Я как Дитя
3. Я как Родитель
4. Я как Супруг (Партнер в отношениях)
5. Я как Творец нового
Обсудите значение карт и причины их выбора в парах. По завершении обсуждения выберите еще пять карт интуитивно, это будет ваш бессознательный выбор. Обсудите карты второго круга в парах, затем в общем кругу. Вопросы для обсуждения: где сознательный и бессознательный выбор сходятся, а где противоречат друг другу? Что нового я узнала о себе?
В качестве итога добавлю, что лично меня поражает простота и глубина применения проективных карт в работе педагога-психолога. Это не только мощнейший универсальный инструмент, но и возможность быстро, безболезненно и с юмором помочь самой себе, а иногда и просто поднять настроение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год