Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние эмоционально-психологической атмосферы на воспитательный процесс и закономерности личностноориентированного обучения (в дошкольном коллективе)
Психология
Автор: Керефова Светлана Хасановна   
08.07.2024 17:40

Влияние эмоционально-психологической атмосферы на воспитательный процесс и закономерности личностноориентированного обучения (в дошкольном коллективе)Влияние эмоционально-психологической атмосферы на воспитательный процесс и закономерности личностноориентированного обучения (в дошкольном коллективе)

Привычная нам схема воспитания детей, никогда не стоит на месте и, с течением времени, так или иначе видоизменяется, под стать современному обществу. Очевидно, что основная цель, подобного воспитания — это не просто обучение, а целенаправленное развитие из ребёнка — яркой личности, успешно адаптированной под нынешние реалии и впечатляющей окружающих её людей, своими самыми выдающимися чертами характера и качествами натуры. Таковы тенденции, динамично-развивающегося общества, в котором мы живём прямо сейчас. Это общество, создаёт нового человека — независимого, прагматичного и уверенного в себе, свободного от каких-либо устоявшихся шаблонов и предубеждений. Такой подход, к воспитанию называется личностно-ориентированным и является крайне популярным феноменом в наше время. Однако, он вовсе не подразумевает собой прямое программирование личности, а является, лишь способом создания нужных для этого условий. То есть, делает условиями такими, чтобы необходимые черты и характеристики сами проявлялись у субъекта образовательного процесса, по мере обучения. Поэтому, сам собой напрашивается вывод о том, что личностно-ориентированный подход в воспитании может быть крайне эффективен, однако требует тщательного изучения эмоционально-психологической атмосферы в окружении ребёнка.

 

Скачать конспект

В раннем возрасте, крайне значимым фактором развития человека, является благоприятное эмоциональное состояние. В первую очередь, зависит оно от умения педагога — создать необходимую положительную атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя безопасно и непринуждённо. В целом, можно отметить, что в коллективе, где воспитатель уделял внимание взаимоотношениям между детьми, царит дружелюбная обстановка, а сами дети куда более весёлые и гораздо реже создают конфликтные ситуации, совместно решая любые встреченные проблемы. Хорошая атмосфера в группе влияет на состояние ребёнка, на протяжении целого дня, положительно сказывается на его отношении к сверстникам и взрослым, а также, от неё напрямую зависит эффективность обучения и толерантность к возможным изменениям в будущей жизни. Для непосредственного влияния на атмосферу воспитатель может использовать такую вещь, как речевые настройки. Речевые настройки — это особые слова, придающие речи большую эмоциональную вовлеченность, укрепляющие доверие, улучшающие взаимопонимание, формируя своего рода ментальную связь между педагогом и ребёнком, что позволяет ему чувствовать себя безопасно и не быть отстранённым в отличной от дома среде.

Примеры, речевых настроек:

- Доброе утро, ребята! Я рада видеть ваши улыбки и энергию сегодня. Давайте проведем этот день вместе, играя, учась и поддерживая друг друга.

- Здравствуйте, дорогие друзья! Погода за окном может быть хмурой, но в нашей группе столько яркости и счастья. Пусть сегодняшний день будет полон открытий и радости!

- Ребята, я так рада снова видеть вас! Сегодня мы отправимся в увлекательное приключение, где каждый из вас сможет проявить свои таланты. Готовы отправиться в путь?

Видя подобное отношение на живом примере, дети проникаются взрослым, начиная формирование к нему доверительных отношений, видя в нём друга — способного помочь им в любой ситуации и готового ответить на возникший вопрос. Главное принять ребёнка со всеми его возможными недостатками, не пытаясь как-то принизить на фоне остальных, возводя на первый план именно его плюсы, позволяя ему ощущать себя важным и незаменимым в коллективе.

Существует ряд советов-рекомендаций, которые могут повлиять на отношение к вам детей:

- Необходимо обращаться к каждому ребёнку по имени, однако важно понимать, что ему нравится, когда вы это делаете, в ином случае, будет желательно подобрать к нему, определённый подход, например использовать уменьшительно-ласкательные в обращении

- Опираться на помощь детей, в какой-то совместной групповой деятельности, но обязательно в добровольном порядке, не прибегая к возможным угрозам или манипуляциям. Важно заинтересовать ребёнка, а не зародить в нём ненависть к труду. Для таких случаев, всегда можно обратить трудовой процесс в игру, тем самым вызывая интерес даже у самых нелюдимых деток.

- Не забывать хвалить ребёнка за его хорошие поступки и отчитывать за проступки, но ни в ком случае не прибегая к агрессии, иначе вы рискуете навсегда потерять его доверие, закрепив за собой образ тирана.

- Избегать навязывания каких-то строгих правил и создания различных запретов, которые могут как-то ограничить ребёнка в его решениях, ведь это может отразиться на его активности и сильно ударить по самооценке.

- Привлекать к образовательному процессу родителей, ведь в случае чего можно воспользоваться их советом и провести с ребёнком индивидуальную работу, чтобы наладить с ним отношения. В конце концов никто не знает детей лучше, чем их родители, только лишь сами дети, а по началу, они ни всегда будут готовы вам довериться.

- Равномерно уделять внимание каждому в группе, не оставляя кого-то в стороне из-за его особенностей или возможных недостатков. Важно понимать, что не существует плохих детей — есть только дети, у которых возникли какието проблемы, с которыми они не способны справиться в одиночку, в силу своего возраста.

В лице ребёнка вы должны выглядеть как близкий человек, с доброй улыбкой на лице, всегда позитивно-настроенный и располагающий к себе, почти как родитель. Всё это и создаст ту самую благоприятную атмосферу в группе, если будет использоваться по отношению к каждому её участнику.

Дети должны ощущать тепло, и чувствовать взаимопонимание, тогда всех их страхи и волнения сами собой развеются.

Личностно-ориентированное воспитание существует чтобы позволить человеку выстроить собственную личность, определить позицию и сформировать независимую систему ценностей. Подобный метод воспитания ребёнка, позволит ему обрести самостоятельность, способствует эффективному развитию навыков и умений, что делает его крайне успешным инструментом в образовании.

Литература:

  1. Авакян И. Б. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе как условие восприимчивости педагогов к новому // Педагогическое образование в России. 2012. No 4 (15). С. 67-72.
  2. Виноградова Г. А. Нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе как фактор становления мастерства педагога: дис.... канд. пед. наук: 13. 00. 01: защищена 23. 06. 14: утв.
  3. 11. 15 / Галина Александровна Виноградова. СПб, 2014. 205 с.
  4. Волчкова В. И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе // Высшее образование в России. 2009. No1 (10). С. 167-170.
  5. Журавлев А. Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. 2018. No6 (18). С. 53-64.
  6. Каюда Г. П. Социально-психологический климат педагогического коллектива // Среднее профессиональное образование. 2010. No12 (23). С. 57- 59.
  7. Лебедева С. С. Личностное и профессиональное развитие педагогов ДОУ / С.С. Лебедева, Л.К. Косарева // Управление ДОУ. 2013. No1 (23). С. 27- 34.
  8. Макаров Ю. В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. No128 (53). С. 72- 83.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год