Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование камней в психолого-педагогической деятельности в рамках программы «Удивительная мастерская». Анализ преимуществ и личный опыт работы.
Психология
Автор: Бурмистрова Анастасия Олеговна Хабибуллина Алсу Рафгатовна   
24.11.2020 11:37

Использование камней в психолого-педагогической деятельности в рамках программы «Удивительная мастерская». Анализ преимуществ и личный опыт работы.Использование камней в психолого-педагогической деятельности в рамках программы «Удивительная мастерская». Анализ преимуществ и личный опыт работы.

Авторы:

  • Бурмистрова Анастасия Олеговна (психолог-педагог),
  • Хабибуллина Алсу Рафгатовна (воспитатель первой категории)

Литотерпия (от греч. «камнелечение») – один из методов нетрадиционной медицины, лечение с использованием камней. В восточной медицине рассматривается как эффективный метод оздоровления человека с помощью камней и минералов[1]. В западной психологии результаты литотерапии списывают на способность человеческой психики к самовнушению. Но так ли все просто?

 

Перебирать камни, собирать их, отбирать по цвету, форме, выкладывать мозаику, использовать как материал для конструирования – по нраву любому ребенку в разные периоды онтогенеза. Понаблюдайте. Камни приятны на ощупь, стучат друг о друга, прохладные и нагретые солнцем, гладкие и рельефные – столь притягательны для детских пальчиков и ладошек.

Человек- часть природы. Но мы – взрослые — в силу различных обстоятельств оторваны от нее. А вот малыш максимально близок к ее истокам, его еще не поглотила суета, быт, проблемы бытия. Он восприимчив ко всему по своей внутренней сути, открыт к познанию. Дети касаются предметов, пробуют на вкус, испытывают на прочность, активно наблюдают и запечатлевают предметы вокруг и их свойства. Окружающая естественная среда – первое, помимо родного домашнего очага и родителей, с чем малыш впервые сталкивается в самом начале своей самостоятельной жизни. Психологи уже давно широко применяют терапевтические технологии с использование природных (натуральных) материалов (песок, глина, камни и пр.). Единство сензитивного периода дошкольного детства и возможностей света, песка, глины, воды, минеральных пород, несомненно, открывает новые формы коррекционно-развивающей деятельности наравне с общенаучными методами и технологиями[3]. Включать использование камней можно в любую форму работы, будь то групповое или индивидуальное занятие, вне зависимости от возраста целевой аудитории. В данном случае важно лишь правильно подобрать размер камня и проводить работу под чутким руководством и наблюдением взрослого.

Следует отметить, что выбор в пользу камней пал еще по одной достаточно весомой причине. Активное развитие информационных технологий и внедрение технических достижений в сферу дошкольного образования искусственно ускоряет процесс становления психики и повышает требования к физической и психологической зрелости дошкольника. Данный факт не умаляет значимости присутствия доступных, простых по содержанию и экологичных техник, дидактических пособий и методик, направленных на сближение ребенка с миром природы, с его естественной средой взросления. Подводя детей к тесному взаимодействию с натуральными материалами (в нашем случае, с камнями), мы также реализуем принцип гетерохронии развития мозговой деятельности [2], в частности, позволяем ребенку последовательно «прожить» каждый этап, начиная с элементарного тактильного знакомства с твердой породой, заканчивая опосредованным развитием высших психически функций и актуализацией более сложной творческой активности личности дошкольника.

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет реализуется программа «Удивительная мастерская», подразумевающая работу с камнями. Автор и куратор данной программы воспитатель первой категории Хабибуллина Алсу Рафгатовна. Психологическая служба нашего учреждения приняла решение взять на вооружение основные аспекты программы, адаптировать игры психолого-педагогическим целям и внедрить в работу педагога-психолога с субъектами образовательного процесса.

Камни используем в активных играх (выбей камушек, попади в цель) или в тех упражнениях, где требуется особая концентрация внимания и четкое владение моторной координацией (весы). Но самое необыкновенное и ценное в работе с камнями то, что ведет к творческой самореализации детей, оказывает психологическую помощь детям, испытывающим трудности в период адаптации, в общении, имеющим явные поведенческие расстройства или же нарушения эмоционально-волевой сферы. Речь идет о манипуляциях с камнями и камешками, такими как разрисовывание камней, выкладывание узоров, игра «Если б камень был моим другом», «Чем камень похож на меня» и другое.

Известно, что существенную роль в развитии когнитивных процессов, речевой активности детей играет кинестетическая чувствительность и развитость мелкой моторики рук. Следовательно, использование камней, как натуральных, так и декоративных будет актуально в любом возрасте, на любом этапе коррекционной и развивающей деятельности в стенах дошкольного учреждения.

Детям младшего дошкольного возраста мы предлагаем использовать соревновательные игры – «Кто больше соберет камушков?», сортировка по цвету, размеру, выкладывание камней по признаку, по образцу, в трафареты. Таким образом, мы акцентируем внимание на развитии тонкой моторики рук, образного восприятия, сенсомоторного праксиса.

Детям старшего дошкольного возраста открывается многообразие форм работы с камнями. Основными задачами выступают развитие творческого мышления, коммуникативных навыков (составление описательных рассказов); погружение в процесс тесного взаимодействия с натуральным материалом, отслеживание текущего психоэмоционального состояния, его динамика и при необходимости оптимизация.

В своей практике я так же обращаюсь к камням в процессе психолого-педагогической деятельности с родителями воспитанников. Особенно, работа становится более продуктивной и интересной в формате «родитель-ребенок». Целью подобных встреч выступает оптимизация детско-родительских отношений, повышение эмоциональной отзывчивости взрослых по отношению к детям, активизация внутреннего ресурса. Камень в этом случае представляет собой некий символ, атрибут, объект психологического «переноса» личностных переживаний. При этом, естественным образом, выбранный камень может олицетворять как позитивные чувства человека, так и становиться воплощением тревожных состояний. В таких случаях родитель наделяет природный материал негативным содержанием, переживанием, описывает свои опасения, болевые ощущения, возможно, душеное опустошение, отсутствие сил и с легкостью отпускает подобные состояния, закопав камень в песок, спрятав или раскрасив его в желаемый цвет. Далее, в качестве примера, я приведу описание психологического упражнения с родителями с использованием обыкновенных камешков, окрашенных в разные цвета и расписанные узорами. Понадобится так же декоративная прозрачная ваза или банка. Упражнение более эффективно в рамках индивидуальной работы с родителем.

«Душа моего ребенка». Инструкция: предложите родителям задуматься, какими качествами они бы желали наделить своего ребенка, выбрать соответствующий их желанию камень и опрокинуть его в сосуд. Сосуд – это Душа. После проделанного задания, обсудите некоторые аспекты совершенного ими выбора.

Почему именно такой камень, конкретного размера, оттенка? Важно не просто проговорить то или иное качество, а вложить в него всю глубину родительского переживания, ответственности, постараться быть предельно искренним, не использовать шаблонные фразы. Обычно, я стараюсь избегать подобных установок, но если работа построена на полном доверии, результат глубокого самоанализа становится более информативным.

Ребенку я предлагаю выбрать камушек и вручить его маме (папе) с определенным пожеланием. Искренние, наполненные безусловной любовью и привязанностью детские фразы способствуют эмоциональному сближению детей и их родителей. Иногда, я позволяю оставить камень себе, чтобы закрепить позитивный результат.

Подобные трансформации происходят не сразу, порой, требуется многократная многоплановая проработка каждого эмоционального переживания отдельно, включающая в себя несколько этапов. Но, как говорят, «бумага все стерпит», почему бы не взять на вооружение камень?

Список используемой литературы:

  1. Сайт https: //ru. wikipedia. org/wiki/Литотерапия
  2. Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем. — Казахстан, Алматы, 2005. -- № 2 (7). -- С. 101--110.
  3. Черняева А. В. Камнетерапия как общечеловеческая ценность в обеспечении психологического здоровья личности в культурно-образовательном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 3 (174) выйдет
17 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год