Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проблема отчуждения в психологии
Психология
Автор: Главный Редактор   
02.09.2016 19:17

Автор(ы): Абраменкова В.В.
Социально-политические перемены в стране, открывающие возможность прямого обращения к запретным темам или к якобы несуществующим явлениям социалистической действитель¬ности, расширяют исследовательское поле психологии и позволяют отка¬заться от эзопова языка в науке. Реабилитация имен повлекла за собой реабилитацию научных понятий и тер¬минов, квалифицировавшихся как бур¬жуазные. Одно из таких понятий — отчуждение. Стало очевидно, что фено¬мен отчуждения отнюдь не является прерогативой «западного образа жиз¬ни» на том основании, что К. Маркс, особенно в своих поздних трудах, использовал это понятие для характери¬стики отчужденного труда в классово-антагонистических обществах [1>. Пер¬выми строгое табу на анализ различ¬ных аспектов отчуждения при социализ¬ме нарушили писатели-публицисты, юристы и социологи [6>, [7>, [13>, в то время как для психологии по-прежнему остаются в ходу редакцион¬ные эвфемизмы. Предельно краткий экскурс в историю проблемы отчужде¬ния показывает, что философский смысл понятия «отчуждение», выте¬кающий из гегелевского «отчужденно¬го духа», у Маркса уже в его «Философско-экономических рукописях 1844 года» выступает прежде всего в общественно-экономическом аспекте как отчуждение продуктов человече¬ской деятельности и труда при капи¬тализме. Однако, как известно, в поня¬тие «отчуждение» включаются социаль¬но-политический, моральный, эстетиче¬ский и некоторые другие аспекты.



Линия изучения отчуждения в духов¬ной жизни общества продолжена в экзистенциализме и связана с имена¬ми К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и других. Экзистенциализму присуще изначальное противопоставление само¬бытия человеческой личности и чуж¬дого ей современного общества. По мне¬нию К. Ясперса, например, при ана¬лизе своих поступков человек должен исходить из одного критерия: сохраняет ли он в них свою самобытность, неповторимость, остается ли в них са¬мим собой, не приносит ли на алтарь социальных норм свою индивидуаль¬ность.

Исторически сложившаяся внутрен¬няя дихотомия самого термина «отчуж¬дение», вытекающая из немецких Entfremdung — «отдаление», «отрыв» и Anomie — «отклонение от закона», предполагает в первом случае наличие интерсубъектных отношений, когда лич¬ность чувствует свою разобщенность с другой личностью, группой или обще¬ством в целом. В результате отчуж¬даемый субъект принимает различную степень чуждости по отношению к дру¬гим, вплоть до враждебности. Во вто¬ром значении отчуждение выступает как отвержение, отрицание закона (в широком смысле), т. е. как отрица¬ние норм морали, жизненного уклада, социально-одобряемых целей, общест¬венного строя и т. п. Эти два значе¬ния понятия оказались основными и относительно самостоятельными в направлении социологических, психологи¬ческих и социально-психологических исследований проблемы отчуждения на Западе [15>, [16>, [18>, [24>.

Социологи и социальные психологи прежде всего исследуют различные аспекты отчуждения личности в усло¬виях современного общества. Это от¬странение, замкнутость человека, «реф¬лективный его уход от мира» [18>, «внутренняя эмиграция», порождаю¬щая одиночество [16>. Это и конформ¬ность современной молодежи как выра¬жение двух тенденций одного процес¬са идентифицированного человека и отчужденного мира [17>, [20>. Это и отчуждение цели, порожденное си¬туацией целевого конфликта, когда индивид оказывается в «плену» одно¬временно двух или более целей, одинаково значимых для него. Подоб¬ная ситуация буриданова осла вызы¬вает невротические симптомы у субъек¬та [16>, [20>. Большая монография Кенистона «Несовершеннолетний: от¬чужденная молодежь в американском обществе» [22> посвящена проблеме отчуждения и основана на интенсив¬ном эмпирическом изучении студен¬тов Гарвардского университета. Ис¬пользуя широкий арсенал социально-психологических методик: интервью, анкетирование, эксперименты и т. д., автор исследовал различные стороны специфического феномена отчуждения, понимаемого им как отвержение, не¬приятие индивидом общественных норм и институтов.

Попытки исследователей выбраться из плена теоретических абстракций и ухватить реальные жизненные прояв¬ления отчуждения человека неизменно упираются в препятствия эмпирическо¬го характера. Все очевиднее встает вопрос об адекватных методиках изуче¬ния феноменологии отчуждения. Вместе с тем богатство смысловых значений, а также необходимость объяснения сложных, противоречивых связей че¬ловека с миром и другими людьми обусловили распространение этого по¬нятия из общефилософского плана в собственно психологический.

По-видимому, первым из психологов, использовавших понятие «отчуждение», был З. Фрейд. Он связывал фено¬мен отчуждения с патологическим раз¬витием личности, для которой социаль¬ная культура является чем-то чуждым, враждебным ее естественной природе. Самоотчуждение, по Фрейду, ведет либо к невротической потере своего собственного я — деперсонализации, либо к утрате чувства реальности окружающего мира — дереализации. Вслед за Фрейдом Э. Фромм, включив понятие отчуждения в научный обо¬рот, существенно расширил сферу его применения. Согласно Фромму, отчуж¬дение выступает в пяти ипостасях: как отчуждение от ближнего; отчуж¬дение от работы, дела; отчуждение от потребности; отчуждение от государст¬ва; и наконец, отчуждение от себя. Важно, что для Фромма отчуждение от себя — это прежде всего отношение человека к своему я как к рыночному товару, который необходимо продать на «личностном рынке» подороже. О таком человеке Фромм пишет: «Его ощущение себя берет начало не в его актив¬ности — любящего и мыслящего инди¬вида, а в его социоэкономической ро¬ли. Если человека спросить: «Кто ты?», он, подобно машине, будет отвечать: Я — доктор, наборщик, клерк и пр.». Человек есть абстракция, отчужденная от своей реальной природы. Его тело, мысли, душа — это его капитал и его задача жизни — извлечь выгоду из своего я» [22; 141—142>. Эти взгляды на природу и проявления отчуждения личности в современном обществе не могли не повлиять на представления ученых о развитии личности в онто¬генезе. Например, исходным понятием у К. Хорни является понятие корен¬ной тревоги ребенка, которая выра¬жается в ощущении одиночества и бес¬помощности малыша в потенциально враждебном ему мире. В последнее время все чаще ученые говорят об отчуждении ребенка от родителей как следствии депривации [6>, о его отчуж¬дении от школы и учителей в силу принудительной мотивации учения [13>.

В детской психологии и в практи¬ке воспитания детей давно бытует представление об отрицательных проявлениях ребенка, которые могут быть рассмотрены в терминах отчуждения,— это отвержение, неприятие социальных норм и требований, это и своеобразные суррогаты, имитации выполнения этих норм, демонстрируемые ребенком в поведении «на публику».

Характеристика такого поведения да¬на в исследовании Л. Мерфи, где наряду с эмоциональной идентифика¬цией, возникающей в ответ на потреб¬ности сверстника, описываются некото¬рые негативные проявления детей: это маскирующе-агрессивное поведение, когда ребенок под видом помощи, участия и подобных социально-одоб¬ряемых действий реализует свои агрес¬сивные тенденции по отношению к дру¬гим детям; это конвенционально-нор¬мативное поведение, сопровождающее открытые притязания ребенка на одоб¬рение взрослых в тех случаях, когда его поведение отвечает принятым в культуре, но формально выполняемым нормам [23>. Это поведение отличает¬ся прежде всего рассогласованием мо¬тива и действия, т. е. внутреннего побуждения и внешнего выражения, когда налицо отчуждение от нужд и переживаний других индивидов и вместе с тем фарисейская «помощь» в корыстных целях.

Использование термина «отчужде¬ние» в контексте рассматриваемых нами проблем возможно прежде всего для обозначения противоположных гу¬манному проявлений ребенка по отно¬шению к сверстнику. Этот термин в близком значении уже использует¬ся в работах по детской психологии [2>, [3>, [11>. Однако было бы невер¬но ограничиться лишь аксиологическим аспектом проблемы отчуждения.

В целом при знакомстве с тради¬цией использования понятия отчужде¬ния в психологии можно заключить, что оно применяется, как правило, в двух разных аспектах: либо, образно говоря, ведет свою отчужденную жизнь в теле психологии, непосредственно заимствуясь из категориального аппа¬рата различных направлений фило¬софии и социологии; либо фигурирует как своего рода житейское понятие (Л. С. Выготский), т. е. Привлекается неосознанно и непроизвольно при описании различного рода феноменов. В связи с этим крайне важно при характеристике самого понятия отчуж¬дения не утратить его обогащенный философской традицией смысл и вместе с тем раскрыть его значение непосред¬ственно в психологии, отнеся это поня¬тие к тем или иным конкретным феноменам жизни личности. В контек¬сте культурно-исторической психологии понятие отчуждения может быть нами определено как проявление таких жизненных отношений субъекта с ми¬ром, при которых продукты его деятель¬ности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы как носители норм, установок и ценностей представ¬лены в сознании субъекта различной степенью противоположности ему само¬му (от несходства до неприятия и враждебности), что выражается в со¬ответствующих переживаниях субъекта (чувства обособленности, одиночества, отвержения, потери я и пр.) [10>.

Как всякая деонтологическая кате¬гория, предполагающая описание нрав¬ственной сферы личности, отчуждение представляет собой психологическую конверсиву, т. е. понятие, несущее в себе свою противоположность и при определенных условиях оборачиваю¬щееся своей другой стороной. Психоло¬гическая конверсива может быть раскрыта через атрибуцию амбивалент¬ности того или иного явления, свойства (вспомним описанную Л. С. Выготским амбивалентность эмоций), а также при смещении акцентов анализа, когда осуществляется переход от одной систе¬мы отсчета в другую, например при превращении человека из субъекта собственного действия в объект чьих-то действий. Такие конверсивы в психо¬логии хорошо известны: это интериоризация — экстериоризация, конфор¬мизм — нонконформизм, центрация — децентрация и др., описывающие меха¬низмы взаимодействия человека с ми¬ром. Тогда понятно, что отчуждение человека, когда объектом выступает, допустим, социальная группа или общество, и отчуждение самим челове¬ком норм этого общества есть две различные стороны процесса, представляющие собой самостоятельные линии научного анализа.

Если принять за точку отсчета самого субъекта, то его полная центрирован¬ность на собственном я является одновременно отчуждением от других и может проявляться в эгоцентризме, эгоизме, негативизме [10>. Если же мы говорим об уподоблении другому чело¬веку, проникновении в его внутренний мир, уподоблении ему, это означает, что при этом субъект отчужден в той или иной степени от собственных нужд, мы подразумеваем эмпатию, альтруистическое поведение. Таким образом, целостный анализ понятия отчуждения приводит нас к необходи¬мости вычленения противоположного элемента психологической конверсивы, это — идентификация [10>.

В ткани некоторых исследований имплицитно содержится представление о биполярной модели отчуждения. По мнению А. Валлона, ребенок связан с миром через аффективную сферу, установившийся эмоциональный кон¬такт носит миметический характер и первоначально проявляется в соуча¬стии, генетически более ранней форме заражения и только потом появляется сочувствие. Как пишет А. Валлон, «ребенок полностью погружен в свои эмоции. Благодаря эмоциям он сли¬вается с соответствующими ситуа¬циями, т. е. с человеческим окруже¬нием, которое чаще всего вызывает эмоциональные реакции. Отчуждая (курсив мой.— В. Л.) себя в этих ситуациях, ребенок не способен воспри¬нимать себя как существо, отличное от других людей и от каждого отдель¬ного человека» [8; 180>.

В самом деле, ребенок сначала научается отличать себя от окру¬жающего мира, затем он приходит к отличению человеческих существ от других объектов, потом себя от других. Синкретизм нерасчлененности я и не-я у ребенка сменяется отношениями про¬тивопоставления себя сначала миру, потом другим людям, затем установле¬ния различной степени согласованности или оппозиции, взаимности или разоб¬щенности. Недифференцированная идентификация, берущая начало от состояния общности с матерью, посте¬пенно уступает место более дифферен¬цированной, включающей свою проти¬воположность — отчуждение, когда индивид может не только принимать, но и отвергать, не только любить, но и ненавидеть, сострадать или злорад¬ствовать. Отсюда идентификация как уподобление, согласование, солидар¬ность, вероятно, обеспечивает усвоение способов поведения, норм конвенцио¬нальных ролей; возникновение отчужде¬ния (обособления, отстранения, проти¬вопоставления) обусловлено развитием у ребенка начальных форм самосозна¬ния, потребностью утверждать и завое¬вывать свою самостоятельность, крити¬чески относиться к требованиям взрос¬лых. Способность ребенка к иденти¬фикации — отчуждению можно пред¬ставить двуединым процессом, вклю¬чающим одновременно ассимиляцию социального опыта (в широком смысле) и последующую селекцию, отбор, приня¬тие или отвержение для его реализации в практике общения с миром вещей и миром людей. Здесь отчуждение приобретает позитивный смысл, подоб¬ный тому, какой вкладывается в отчуж¬дение как процесс опредмечивания и овеществления. Но этот процесс с определенного момента онтогенеза, по всей вероятности, начинает быть обра¬щенным у ребенка на себя самого, свое самоопределение, выражаясь в согласии или рассогласованности, при¬нятии или отвержении, солидарности или оппозиции, самоуглублении и самопознании.

Можно предположить, что единство идентификации — отчуждения как тождества, вероятнее всего, свойствен¬но младенцу. Затем это единство начинает все более нарушаться, про¬тивопоставляться, начинает выступать как борьба, приобретая на каждом возрастном этапе новые формы и новое содержание: относительно ста¬бильные периоды сменяются периодами неравновесия, кризисами. В этом един¬стве противоположностей нет заведомо негативных или позитивных характе¬ристик. Так, нет «положительной» идентификации или «отрицательного» отчуждения и наоборот, ибо они одновременно утверждают и отрицают друг друга.

Естественно, что гиперболизация какой-то одной стороны двуединого процесса идентификации — отчужде¬ния может привести к патологической однобокости личности: или к ее полной растворенности в окружающем, бездумном принятии, «усвоении всего без разбора», когда личность, подобно жидкости, способна принимать любую форму любого сосуда, полностью утра¬чивая свое лицо (достаточно вспомнить чеховскую Душечку), или же другая крайность — неприятие, отрицание, «тотальное отчуждение», эгоизм (нап¬ример, «Посторонний» А. Камю).

Очевидно, что движение по оси «идентификация — отчуждение» замы¬кает нас в рамках дихотомии: либо — либо. Получается: чем больше иденти¬фикации, тем меньше отчуждения субъекта и наоборот. (Обратим внима¬ние в этой связи на утверждение З. Фрейда об амбивалентности иденти¬фикации и на мнение Ю. М. Антоняна о том, что отчуждение — это отсутствие способности субъекта к идентификации [6>.) Вместе с тем безусловно и другое: отчуждение необходимо, когда нужно увидеть что-то другими глазами, по¬смотреть на ситуацию, например, обще¬ния и взаимодействия субъекта с другими как бы сверху, отстраненно. (Сравним: «остранение» В. Б. Шклов¬ского и «очуждение» Б. Брехта как необходимый в искусстве разрыв при¬вычных связей явлений и предметов.) Тогда идентификация — отчуждение не означает погружения ни в собственное я, ни я другого человека, а выход за пределы поля общения и взаимодей¬ствия с ним. И тогда мы оказываемся уже в трехмерном пространстве, где отчуждение превращается в способ¬ность субъекта встать над ситуацией, а не находиться внутри нее. Такая «психологическая дистанция» особенно необходима при выработке объектив¬ной позиции в процессе познания и при сохранении собственной закрытости от травмирующей среды [9>. Как показали Ж. Пиаже, а затем Д. Б. Эльконин, преодоление детского эгоцен¬тризма не есть идентификация ребенка с другими носителями различных точек зрения, а соотнесение этих мнений благодаря отношению к собственному мнению как к «чужому», выработка новой позиции [14>. Это значит: возник¬новение отчуждения как способности выйти за пределы как собственного я, так и я другого человека связано со сменой позиции в совместной дея¬тельности.

Смена позиций ребенка в деятель¬ности, предоставляющая ему возмож¬ности к «проигрыванию» различных ролей (обучающего и обучаемого, руководителя и подчиненного, «стра¬дающего» и помогающего и т. д.), способствует и эффективности самой деятельности детей и формированию их положительных взаимоотноше¬ний [4>.

Не означает ли это, что ребенок, становясь в различные позиции, упраж¬няется в способности к идентифика¬ции — принятию различных точек зре¬ния, освоению различных моделей со¬действующего поведения?

Ситуация общности, заданная под¬линно совместной деятельностью, спо¬собствует установлению определенной степени тождественности переживаний детей во время эксперимента. Единство действий всех участников, единая цель и способ ее реализации в ситуации, когда все оказываются в равном поло¬жении, объединяют детей между собой, актуализируют межиндивидуальную идентификацию. Когда же один из группы оказывается в особых условиях (он один наказывается или награж¬дается), механизм идентификации спо¬собствует установлению утраченного равновесия состояний этого одного и остальных участников, группа как бы унифицирует их позиции. Здесь приме¬нима следующая формула: «Ты, как мы, потому что ты — наш. Значит, для тебя необходимо работать так же, как для любого из нас». Поэтому дети ведут себя по отношению к одному (наказы¬ваемому/награждаемому) таким обра¬зом, чтобы его позиция в совместной деятельности и его эмоциональное состояние были тождественными остальным.

На сегодняшний день мы не знаем, какова роль собственно идентификации в проявлении гуманных отношений детей. Ясно только одно, что сама по себе идентификация не может пол¬ностью обеспечить гуманного отноше¬ния к сверстнику. И дело здесь не только в том, что при наличии иденти¬фикации в ситуации, например, дистресса субъект может не иметь адекватных представлений о поведении по устране¬нию неблагополучия или знать, но по каким-то причинам не сделать того, что необходимо. А дело в том, что идентификация может вызывать пове¬дение, противоположное по своей направленности гуманному.

Наше исследование позволяет фикси¬ровать момент борьбы противополож¬ных тенденций в развитии гуманного отношения к сверстнику у дошколь¬ников. Одна тенденция к идентифика¬ции как механизму уподобления пере¬живаниям другого и тем самым как бы превращения их в свои собственные проявляется в поведении, направлен¬ном на устранение неблагополучия товарища. Другая — к отчуждению, которое может принимать различные формы: от равнодушия к переживаниям другого до активных форм злорадства и «злодейства» (действия по усугуб¬лению его неблагополучия), а также своеобразного «одергивания» слишком успешного ребенка. Биполярность этих тенденций (идентификации — отчужде¬ния) у дошкольников выражается в амбивалентности, ситуативности, ва¬риативности их поведения по отноше¬нию к сверстнику. Сложность и противо¬речивость этого механизма отнюдь не означают того обстоятельства, что гуманное чувство ребенка детермини¬ровано внутренними причинами. Объек¬тивные, внешние условия, такие, как особенности реальной ситуации (в на¬шем исследовании это характер совме¬стной деятельности детей), а также типы наказания/награды фиксируют в большей или меньшей степени крайние тенденции: момент идентификации ре¬бенка, выражающийся в стремлении избавить от наказания или способ¬ствовать награде сверстника, или мо¬мент отчуждения (отчужденности) от переживаний другого, сосредоточение на собственных интересах или намерен¬ные действия («плохая игра»), ведущие к снижению успешности одного ребенка по сравнению с остальными.

Идентификация в нашем понимании выступает как механизм уподобления, приводящий к соучаствованию инди¬вида в нравственно-психологических переживаниях другого, в переживании состояния другого как своего собствен¬ного. Отсюда действенно-практическое устранение неблагополучия и содей¬ствие радости другого индивида, как если бы этим другим был он сам (чужое как свое).

Отчуждение же выступает как свое¬образный антипод идентификации, как противоположная гуманной тенденция отношения к другому. В этом случае другой является как бы однородным объектом, поэтому происходит отстра¬нение от него, и его переживания не вызывают отклика у субъекта (чужое как чужое) или вызывают противо¬положную гуманистической активность: допустим, злорадство при неудаче дру¬гого, действие по усугублению его неблагополучия, зависть в ответ на его успех (чужое как враждебное).

Сложный характер нравственного развития ребенка, формирования его гуманного отношения к другим обусло¬вил противоречивость проявлений гу¬манного отношения к группе сверстни¬ков. Тем не менее особенности ситуации совместной деятельности детей способ¬ны задавать определенный знак этих проявлений: «положительный» или «отрицательный», т. е. либо эмоцио¬нальную идентификацию, либо эмоцио¬нальное отчуждение. Эти две формы отношения могут сосуществовать в поведении одного и того же индивида, выражаясь в амбивалентности, проти¬воречивости его отношения к сверстни¬ку, что может быть следствием неустой¬чивости и несформированности самой нравственной сферы личности ребенка и ситуативности доминирования его мотивов.

Одной из перспективных линий изучения механизма идентификации — отчуждения является линия социогенеза, историко-культурного анализа (см. [5>). Здесь идентификация как действие постановки себя на место другого выступает в таких фиксиро¬ванных в культуре формах, как, например, распространенный у хри¬стиан церковный обряд причащения как приобщения к божественному, кото¬рый изначально имел смысл букваль¬ного «вбирания» себя бога. Этот ритуал «причащения телом бога» и поедания ритуальных животных для приобретения их качеств весьма распро¬странен у многих народов. А известные обычаи братания воинов с обменом одеждой, оружием, амулетами могут служить примером, когда механизм идентификации как взаимного уподоб¬ления выступает в культуре в таком непосредственном виде. В то же время отчуждение находит свое выражение в таких обрядах, как «изгнание злых духов», «отряхивание праха с ног своих» и др. В культуре зафиксиро¬ваны формы буквального «очуждения» чего-то перед вступлением в новый период жизни: отрезание волос женщи¬нами перед вступлением в монашество, сжигание старой одежды и вещей на пороге дома перед новым годом и т. д.

Вместе с тем в социогенезе обнару¬живается функционирование механиз¬ма идентификации — отчуждения не только как разделенной на элементы, но и как слитной биполярной модели. Выделенное Б. Ф. Поршневым со¬циально-историческое деление на «они и мы» в психологии первобытных наро¬дов [12> обусловило появление психо¬логических категорий удовольствия и неудовольствия, симпатии и антипатии, любви и ненависти, сострадания и равнодушия, при этом положительные проявления первоначально закрепля¬лись за «своими», а отрицательные — за «чужими». Единство противополож¬ных тенденций является, вероятно, общей закономерностью и онтогенети¬ческого нравственного развития лич¬ности, а противоположность между ними — источник ее развития: сохране¬ние баланса между идентификацией и отчуждением в конкретных истори¬ческих условиях формирования индиви¬да обеспечивает наиболее гуманное для конкретных исторических условий отношение индивида к другому инди¬виду в системе «я — другой».

В этой связи еще раз обратимся к исследованиям А. Валлона, предостав¬ляющим возможность увидеть социогенез развития идентификации — отчуж¬дения сквозь призму онтогенеза.

Валлон, проанализировав первона¬чальную операцию предмышления у маленького ребенка, установил, что она имеет бинарное строение, когда недифференцированное дологическое понятие у ребенка существует в двух выражениях (например, утверждения и отрицания), которые им одновременно и смешиваются и различаются. Такие парные сочетания, по гипотезе Валлона, предшествуют единичным понятиям. Предположение Валлона о существова¬нии подобной структуры в мышлении первобытных народов подтвердили впо¬следствии данные этнографии, устано¬вившие наличие пережитков «двойных понятий», таких, как, например, катего¬рия двойственного числа в языке, другие формы дуальной организации общества у некоторых народов.

Подведем некоторые итоги.

С нашей точки зрения, единый механизм идентификации — отчужде¬ния высвечивает один из аспектов интериоризции культурных ценностей в ходе развития личности. В основе этого двуединого механизма лежит процесс уподобления установкам и личностным смыслам другого человека, социальных групп и т. д., прежде всего установок, смыслов и норм, связанных с формированием я-концепции и нравственной сферы личности. Приходится констатировать, что конк¬ретные способы и средства этого уподобления практически не исследо¬ваны.

При анализе механизма идентифи¬кации — отчуждения необходимо раз¬личение трех взаимодополняющих пла¬нов проявления этого механизма в развитии личности.

1.Онтогенетический план отчужде¬ния выступает как необходимый мо¬мент становления личности ребенка. Ребенок должен взглянуть на себя глазами других и через других прийти к себе. Иначе говоря, благодаря отчуждению ребенок может увидеть себя глазами другого.
2. Функциональный план. Отчужде¬ние выступает в форме отчуждения того или иного продукта деятельности индивида через оценку значения резуль¬тата этого продукта «для других», а затем «для себя». Действия «поста¬новки себя на место другого» и «противопоставления себя другому» из непроизвольных становятся произволь¬ными и намеренными.
3.Структурный план: отчуждение социальных норм, ценностных пред¬ставлений, установок и переживаний другого человека и т. д. Отчуждение начинается с первичного осознания этих норм, ценностей, установок, и тогда поведение индивида из непосред¬ственного становится опосредствован¬ным. В ряде случаев это поведение может проявиться в отвержении самих норм и ценностей, в неприятии устано¬вок других людей, в отстранении от их переживаний и нужд, при этом в целом изменяется структура морального пове¬дения личности.
Таковы основные планы рассмотре¬ния идентификации — отчуждения как одного из механизмов становления развивающейся личности.

Проведенный нами анализ позволил показать, что понятие отчуждения прив¬лекалось для описания различных феноменологии, при этом само это понятие трактовалось чрезвычайно не¬однозначно. Все это побудило нас к попытке вычленения собственно психо¬логической природы механизмов и феноменов, очерчиваемых посредством этого понятия.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.
2. Абраменкова В. В. Опыт изучения иденти¬фикации — отчуждения в групповой соревнова¬тельной игре / Педагогические аспекты социаль¬ной психологии. Минск, 1978.
3. Абраменкова В. В. Идентификация — отвержение как механизм развития индивидуаль¬ности личности в онтогенезе // Психологи¬ческие проблемы индивидуальности. Вып. II. М., 1984.
4. Абраменкова В. В. Развитие коллекти¬вистской идентификации и персонализация в детском возрасте // Психология развивающейся личности. М., 1987.
5. Абраменкова В. В., Асмолов А. Г. Три измерения феномена персонализации личности в социогенезе // Личность и межличностные отношения в коллективе. Ульяновск, 1988.
6. Антонян Ю. М. Психологическое отчужде¬ние личности и преступное поведение. Ере¬ван, 1987.
7. Белов В. И. Ремесло отчуждения. М., 1988.
8. Баллон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
9. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
10. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
11. Мухина В. С. Проблема социогенеза личности // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978.
12. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
13. Средняя школа: идея перестройки и первые результаты (очерк мнений по материалам социологического исследования): Программа «Общественное мнение Госкомитета по народ¬ному образованию». М., 1988.
14. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
15. Alienation. Concept, terminology and mea¬nings // Ed. by Jonson Fr, N. Y., 1973.
16. Burton A. On the nature of loneliness // Amer. J. Psychoanal. 1961. V. 21. № 1.
17. Davids A. Alienation, social apperception and ego-structure // J. Consult. Psychol. 1955. V. 19.
18. Duhzssen A. Philosophic alienation and the problem of other minds // Philos. Rev. 1969. V. 66. № 4.
19. Epperson D. С. Some interpersonal and performance correlates of class-room alienation // School. R. 71 (Autumn). 1863.
20. Yould L. J. Conformity and marginality: Two faces of alienation // J. Soc. Issues. 1969. V. 25. N 2.
21. Fromm E. The sane society N. Y., 1955.
22. Keniston К. The uncommited: Alienationed youth in American society. N. Y., 1965.
23. Murphy L. В. Social behavior and perso¬nality sympathy. N. Y., 1937.
24. Leeman M. Alienation and social learning in a reformatory // Amer. J. of Sociology. 1963. V.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год