Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Возможности диагностики уровня развития старших дошкольников
Психология
Автор: Главный Редактор   
02.09.2016 20:51

Возможности диагностики уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Автор(ы): Маврина И. В.

Наука о детстве и современное образование. Материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца М.: Центр «Школьная книга», 2005. 184 с.



Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Уже с момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей участия другого человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др.).

В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Такая трактовка коммуникативных способностей предполагает использование понятия «нормативной ситуации» (Н. Е. Веракса). Н. Е. Веракса определяет нормативную ситуацию как «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия». В нормативной ситуации выделяются внешние обстоятельства (признаки ситуации) и правила (предписанные способы действий). В нормативной ситуации человек действует согласно заданным нормативным правилам. Именно поэтому нормативная ситуация является пространством активности субъекта.

Нормативная ситуация как единица культуры представляет собой такое образование, в котором происходит преобразование натуральных форм активности в культурные. Оказавшись в какой-либо ситуации общения с взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в транспорте и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными способностями будет понимать, каковы внешние признаки данной ситуации и по каким правилам в ней нужно действовать. В случае возникновения конфликтной или другой напряженной ситуации такой ребенок находит позитивные способы ее преобразования. Тем самым в значительной степени снимается проблема индивидуальных особенностей партнеров по общению, конфликтов и других негативных проявлений.

Цель нашего исследования состояла в разработке методического инструментария, позволяющего выявить уровень коммуникации ребенка старшего дошкольного возраста с другими людьми. Методический инструментарий включал анкету для воспитателя и набор диагностических методик для детей 5-6 лет. Анкета состояла из 10 вопросов, направленных на оценку способности детей старшей и подготовительной к школе групп к позитивному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях: на занятиях, в играх, в быту. Диагностические методики выявляли уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного выражения отношения к ним.

Разработанный подход включает три аспекта коммуникативных способностей: понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие; коммуникации со взрослыми и коммуникации со сверстниками. Указанная структура соответствует сложившейся психолого-педагогической практике, в которой традиционно различаются две сферы коммуникации ребенка - со взрослыми и со сверстниками.

Апробация методического инструментария была проведена в трех старших и трех подготовительных к школе группах различных дошкольных учреждений г. Москвы. Всего в обследовании приняли участие ребенка (47 детей пятилетнего возраста и 47 детей шестилетнего возраста).

По результатам анкетирования и диагностического обследования, во-первых, обнаружилась положительная динамика развития коммуникативных способностей детей от старшей к подготовительной группе детского сада. Во-вторых, уровень развития способностей детей в сфере общения и взаимодействия со взрослыми оказался выше, чем в сфере взаимодействия и общения со сверстниками.

В целом материалы обследования подтвердили возможность выявления уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников с помощью предложенного методического инструментария.
Указанная структура коммуникативных способностей отражается в полученных результатах, что подтверждает адекватность предложенного подхода.

Разработанный методический инструментарий позволяет определять возрастную динамику развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, а также осуществлять направленные психолого-педагогические воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей развития данного вида способностей у ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год