Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Важность развития психомоторной сферы ребенка с ОВЗ
Психология
Автор: Шарапова Юлия Владимировна, Тазина Оксана Сергеевна   
15.09.2021 06:30

Важность развития психомоторной сферы ребенка с ОВЗВажность развития психомоторной сферы ребенка с ОВЗ

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в общей и специальной дошкольной педагогике и детской психологии.

Психомоторные навыки – это интеллектуальные и двигательные навыки, зависящие от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этим навыкам происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Трактовка «психомоторики» как органического единства двигательного, познавательного и эмоционального компонентов, определяет ее связь с развитием личности ребенка в целом. В связи с этим, целью системы работы по психомоторному развитию является развитие всех сторон личности ребенка и раскрытие его потенциальных возможностей, что позволит подготовить каждого к успешному психическому развитию на последующих возрастных стадиях. Единство и гармония всех компонентов психомоторики обеспечивает успешность физического, нравственного, умственного, эстетического развития и подготовку ребенка к элементарным видам труда.

 

Становление психомоторики дошкольников с ОВЗ в сравнении с вариантами нормы протекает в более пролонгированные сроки и не соответствует этапам нормального онтогенеза психомоторики. Для дошкольников с ОВЗ характерно замедленное развитие возрастных новообразований, более позднее формирование системы произвольной регуляции и эмоционально-волевой сферы.

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики, дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. Наиболее сложными для них являются упражнения, требующие координации движений четырех конечностей по перекрестному типу. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Для большинства детей характерна несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. Следовательно, в результате целенаправленного воздействия на эти психические функции, создается базовая предпосылка для их полноценного участия в овладении речью, чтением, письмом, математическими знаниями.

В нашем дошкольном образовательном учреждении возникла потребность создания образовательной модели, где каждый участник процесса сотрудничает и взаимодействует с друг другом. В таком аспекте работа с детьми с ОВЗ приобретает гармоничный и толерантный характер.

В своей работе используем цикл занятий под ред. И.С. Морозова, О.М. Гарусова «Психомоторное развитие дошкольников». Циклы занятий содержат комплексы упражнений, на воздействие отдельных систем психомоторного развития ребенка. Упражнения, входящие в каждый комплекс, усложняются по мере овладения ими и подбираются с учетом всех возрастных и моторных особенностей детей.

Каждый комплекс разделен на 3 блока: Первый блок. Вводный. В этом блоке используются дыхательные упражнения, которые позволяют стабилизировать эмоциональное состояние.

Второй блок. Основной. В данный блок включены дыхательные, глазодвигательные и телесно-ориентированные упражнения. Которые позволяют достигнуть поставленных задач и целей.

Третий блок. Заключительный. Используется одно и тоже упражнение на протяжении всего цикла занятий. Это позволяет выработать своеобразный ритуал окончания взаимодействия со специалистом или педагогом данной группы.

Таким образом, данная система является фундаментальной при развитии психомоторных навыков у детей с ОВЗ. Развивается самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Развивается межполушарное взаимодействие. Развивается ориентировка в собственном теле, в пространственных представлениях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 38 (209) выйдет
19 сентября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год
Скачать Номер 29 (200) за 2021 год
Скачать Номер 28 (199) за 2021 год
Скачать Номер 27 (198) за 2021 год
Скачать Номер 26 (197) за 2021 год