Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
Психология
Автор: Детский Сад   
12.01.2016 04:43

Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»

Что такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к обучению к школе, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказывается на успешности обучения в школе.

 

Физиологическая готовность обучения ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к школе проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличие высокого уровня развития умственных способностей, как правило испытывают трудности в обучении.

В 6-7 лет организм ребенка активно развивается. Повышается надежность и резервные возможности сердечно – сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринные системы. Отмечается существенное развитие опорно – двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно – связочного аппарата, изменяются кости скелета, но процесс окостенения еще не завершен, в том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать при организации деятельности с детьми. Поэтому воспитателям важно следить за осанкой детей, за высотой стульев и столов, за сменой деятельности так как все эти факторы могут привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении представляет неподготовленность руки к письму. При организации коррекционно – развивающих занятий важно правильно выявить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики и несформированность навыка выполнения графических упражнений. В этом случае необходимо игры и упражнения для развития координации движений пальцев рук (гимнастика для пальцев, пальчиковые игры, театр теней, игры и упражнения для развития мышц плечевого пояса и корпуса, упражнения, облегчающие написание букв, упражнения для предупреждения и снятия писчего спазма).

Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. В результате исследований и наблюдений за развитием детей установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко (критически), либо постепенно (литически). В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.

В стабильные периоды развития ребенка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне незаметны. Только при сравнении ребенка вначале и в конце стабильного возраста отчетливо наблюдается перемены, которые произошли в его психике.

Используя возрастную периодизацию Л.С. Выготского с учетом современных представлений о границах возрастов, выделяют следующие стабильные периоды в детском развитии:

  • младенческий возраст (2 мес. – 1 год)
  • раннее детство (1-3 года)
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • подростковый возраст (11-15 лет)
  • младший школьный возраст (7-11 лет)
  • старший школьный возраст (15-17 лет)

Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличается от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года.

В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисный период носит бурный, стремительный, «революционный характер».

При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь.

В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Если стабильные периоды принято обозначать некоторым временным отрезком времени (например, дошкольный возраст – 3-7 лет), а кризисы определяются по их вершинам, например, кризис 3 лет, кризис 7 лет). Из этого следует, что в детской психологии принято выделять:

  • кризис новорожденности
  • кризис 1 года
  • кризис 3 лет
  • кризис 7 лет
  • подростковый кризис (12-14 лет)
  • кризис юности (17-18 лет)

Как же определить критические проявления с точки зрения внешних проявлений?

  1. Следует отметить неопределенность, размытость, границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса.
  2. В эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребенка. Он становится совершенно другим.
  3. Развитие в критический период носит негативный, разрушительный х-р. В эти периоды ребенок меньше приобретает, чем теряет из приобретенного прежде: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее и т.д.
  4. В кризисный период всякий ребенок становится «трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды развития. Также кризисы по – разному протекают у разных детей: у одних сглажено, почти незаметно, у других – остро и болезненно, но в любом случае проблемы испытывают с каждым ребенком.

Принято выделять 7 симптомов, так назывемое «семизвездие кризиса»:

Негативизм (нежелание сделать что – то только из – за того, что это предложил взрослый (следует различать с непослушанием, мотив непослушания — нежелание выполнять предложенное взрослым, мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослых независимо от их содержания).

Упрямство- ребенок настаивает на чем – либо не потому что ему этого хочется, а потому что он этого потребовал. Мотивом упрямства является потребность в самоутверждении: ребенок поступает таким образом, потому что «он так сказал».

Строптивость- (наиболее ярко проявляющийся в период кризиса 3 лет, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни.

Своеволие — проявляющееся в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.

Это основные кризисы, выделяют еще 3 дополнительных кризиса:

Протест – бунт – когда все поведение ребенка приобретает форму протеста. Он как – будто бы находится в с состоянии войны с окружающими. Складывается впечатление, что ребенок специально провоцирует конфликты в семье.

Обесценивание – может проявляться по отношению к взрослым (ребенок говорит плохие слова, грубит) и по отношению к прежде любимым вещам (рвет книжки, ломсает игрушки).

В семье с единственным ребенком может наблюдаться еще один симптом – деспотизм, когда ребенок стремиться проявить власть над окружающими и подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, то этот симптом может проявиться в качестве ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и туже психологическую основу – детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.

Уже с первых дней жизни у ребенка имеются некоторые первичные потребности, неудовлетворение какой – либо из них вызывает отрицательные переживания, беспокойство, тревогу, а удовлетворение наоборот, радость, повышение жизненного тонуса и т.д. В процессе развития происходят значительные изменения в сфере потребностей, если взрослые не учитывают этих изменений, то это в свою очередь приводит к негативным проявлениям в поведении. Поэтому причины негативного поведения необходимо искать в социальной ситуации развития ребенка, в отношении со взрослыми, и прежде всего в семье.

Мы уже говорили, что в переходные периоды детского развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым, потому что система педагогических требований, применяемых к нему не соответствует его новому уровню развития и его новым потребностям.

Но это не значит, что кризисы обязательны, их совсем может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием.

Выводы:

  1. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних протекает почти незаметно, а других бурно и очень болезненно.
  2. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более «взрослым» и серьезным отношениям с окружающим.
  3. Главное в кризисе развитие не его негативный х-р, а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.
  4. Проявление кризиса 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

Кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому что, образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители склонны опекать своих детей, невзирая на их возраст.

Поэтому не редки расхождения мнения воспитателей и родителей, когда мамы 6-7 летних детей жалуются на упрямство и своеволие своего ребенка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного. Поэтому при проявлении симптомов кризиса нужно учитывать прежде всего мнение родителей.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе- готовность у усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное структурно – системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно – мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др.

В результате многолетних экспериментальных и теоретических исследований, анализа процессов усвоения чтения, письма и математики учащимися начальных классов были выявлены учебно – важные качества, которые образуют структуру психологической готовности детей к обучению в школе, и их взаимосвязи.

Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:

Мотивы учения:

  • социальные мотивы (основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника «Я хочу в школу, потому что, все дети должны учиться») – ребенок занимается на занятии, потому что это важно и нужно.
  • учебно – познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, желание научиться чему – то новому) – занимается только тогда, когда ему интересно.
  • оценочные мотивы «Я хочу в школу, потому что буду получать одни пятерки») – занимается, потому что его хвалит воспитатель.
  • позиционные мотивы – ( «Я хочу в школу, т.к. там большие дети, а в саду маленькие, мне купят тетради, карандаши ит. д.») – занимается тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий.
  • внешние по отношению к школе и учению мотивы ( «Я пойду в школу, т.к. мам так сказала») – занимается тогда, когда на этом настаивает воспитатель.
  • игровой мотив ( «Я хочу в школу, потому что там можно играть с другими детьми») – ребенок с удовольствием занимается, когда занятие построено в форме игры.

Для учащихся с доминирующим социальным мотивом – характерно ответственное отношение к учебе.

Для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная деятельность.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важных задач педагогического коллектива д/с в подготовке детей к школе.

Работу необходимо направить на решение 3 задач:

  1. формирование правильных представлений о школе и учении.
  2. формирование правильного положительного эмоционального отношения к школе.
  3. формирование опыта учебной деятельности.

Какую работу необходимо проводить?

Экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов о школе, рисование школы. Важно показать детям образ «хорошего» и «плохого» ученика. Подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое до конца, учить сравнивать свои работы с образцом и видеть свои ошибки, адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется также в семейном воспитании (работа с родителями). Необходимо у ребенка развивать умение слушать и выполнять задание педагога. Необходимо обращать внимание на то:

  • внимательно ли слушает ребенок
  • выслушивает ли задание до конца
  • старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого
  • умеет ли задать вопрос для уточнения
  • признает ли авторитет взрослого и положительно ли настроен на взаимодействие с ним.

Зрительный анализ (образное мышление)

В мыслительной деятельности старших дошкольников представлены три основных вида мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое (понятийное). В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление (т. е. решение практических и познавательных задач осуществляется ребенком с помощью представлений, без практических действий). Далее идет переход от наглядного мышления к понятийному и здесь психологи выделяют образно – схематическое мышление. Это позволяет широко использовать в работе с детьми модели и схемы. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить после словесного объяснения взрослого, он легко усваивает, если задания даются в виде действий с моделями или схемами (например план комнаты, местности; схематическое изображение части и целого, различные условные знаки и т.д.). Дети с недостаточно сформированным зрительным анализом в школе могут испытывать трудности: замена букв, сходных по написанию; в усвоении математики, путать буквы при чтении и т.д. В процессе специально организованной деятельности и обучении «зрительный анализ» легко тренируется у детей 6-8 летнего возраста, а в более старшем возрасте развивать его значительно труднее. Поэтому одной из важнейших задач в работе д/сада и семьи – организовать деятельность детей старшего возраста так, чтобы обеспечить полноценное развитие образного мышлении я и зрительного анализа. Какие же игры и упражнения можно использовать? Магический квадрат, Колумбово яйцо, Танграм, головоломки с палочками, рисование по точкам, рисование по клеточкам, дорисовывание незаконченного рисунка, соединение точек прямыми линиями, штриховка элементов картинки.

  • Предпосылки логического мышления (уровень обобщений).

Усвоение систематизированных знаний и обобщенных способов решения учебных задач в процессе школьного обучения предполагает развитие у детей предпосылок логического мышления, в частности способности объединять предметы и явления действительности на основе выделения их существенных свойств.

К концу дошкольного возраста дети могут делать логически правильные обобщения с опорой на наглядные признаки и начинают использовать словесные обобщения (т. е. они не только правильно исключают линий предмет, но и называют оставшиеся изображения обобщающим словом. Использовать игры «Четвертый лишний», «Классификация геометрических фигур» и т.д. Низкий уровень развития способности к обобщению может служить причиной трудностей в усвоении учебного материала в школе.

  • Способность принимать учебную задачу

Принятие задачи включает в себя два момента: желание выполнять задачу, поставленную педагогом и понимание задачи, т.е. понимание того что нужно сделать. Показатели готовности к обучению в школе: принятие и понимание ребенком поставленных перед ним задач, ориентация на качество выполнения задания. Непринятие и (или) непонимание задач, ориентация на скорость выполнения задания, без учета качества, можно рассматривать как один из показателей неготовности к обучению в школе.

  • Вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения)

Достаточный уровень вводных навыков облегчает адаптацию ребенка к школе и усвоение более сложных знаний рассматривается как один из показателей готовности к школе. В школе овладения знаниями, умениями и навыками является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий и некоторых базовых знаний. В дошкольный же период знания усваиваются детьми большей частью произвольно, в привычных для них видах деятельности. Обучение грамоте нужно начинать с развития фонематического слуха (умения правильно слышать и выделять все звуки речи) и правильного произношения (артикуляции звуков речи). Многие дети говорят не чисто, Но в большинстве случаев неправильное произношение звуков речи является следствием привычки вяло и нечетко произносить отдельные звуки и воспитателю необходимо следить за этим, напоминая ребенку что необходимо говорить четко и ясно.

  • Графические навыки

Графические навыки — следует помнить, что потребность «писать по – письменному» у дошкольников выражена в меньшей степени, чем интерес к чтению. Без побуждения и помощи со стороны взрослого 60-7 летние дети практически не усваивают навык письма (они больше любят запоминать буквы, овладевают навыком чтения). Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя в начале перед ребенком игровые задачи: «нарисуй узор по клеточкам», «соедини точки и т.д». Для развития мелкой моторики рук используют различные приемы и упражнения. Начиная с 4-5 лет необходимо вводить несложные задания по штриховке (штрихи ровные, прямые, с одинаковым нажимом, не вылезать за контур, лучше цветными карандашами.

На 6 году обучают различным способам штриховки (сверху – вниз – вертикальная; слева – направо – горизонтальная,; сверху – вниз – наклонная; клубочками – круговыми движениями; полукругами – чешуя рыбки; крупными петельками).

  • Произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого)

Недостаточное развитие этого учебного качества «произвольность регуляции» с первых дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний и формирование учебной деятельности. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны, неусидчивы, плохо понимают объяснение учителя, допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не видят их, постоянно забывают дома учебные принадлежности и т.д. Игры и упражнения которые можно использовать для развития этого качества: выполнение заданий по словесной инструкции взрослого (необходимо выслушать задание и выполнить его), Графические диктанты «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам», «Подбери варежки» (подбор по нескольким признакам по инструкции педагога».

  • Обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи)

В основе понятии «обучаемость» лежит положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка», которая определяет его возможности в сотрудничестве со взрослым усваивать новые знания, поднимаясь на новую ступень умственного развития.

Психолог Костикова предложила различать 5 видов помощи:

  1. Стимулирующая – активизация собственных сил ребенка (подумай, посмотри внимательно)
  2. Эмоционально – регулирующая – положительная и отрицательная оценка деятельности «Молодец, очень хорошо, Ты не подумал, неверно.
  3. Направляющая – постановка цели, повторение инструкции «Вспомни что надо сделать»
  4. Организующая – контроль действий ребенка (чем отличается? Как назвать одним словом?)
  5. Обучающая – объяснение способа выполнения задания.

Именно на развитие этих качеств следует обращать особое внимание при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школе.

Рассматривая готовность с точки зрения организации и содержания школьного обучения, необходимо различать готовность к учению – готовность к специфическим условиям и организации обучения в школе (к обучению в форме учебной деятельности, в отличие от обучения в игре, в продуктивных видах деятельности и т.д.) и готовность предметную, т.е. готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных соответствующими разделами школьной программы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год