Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Педагогика
Автор: Прокопьева Наталья Владимировна   
16.01.2022 12:11

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья

УДК 373. 76

Прокопьева Наталья Владимировна воспитатель МАДОУ города Нижневартовска детский сад № 66 «Забавушка»; магистрант 2 курса магистерской программы «Менеджмент в образовании» Курганского государственного университета, г. Курган

АННОТАЦИЯ:

Статья посвящена особенностям организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрено понятия менеджмента в ДОУ, его качества, организационной структуры и принципов менеджмента, а также роль руководителя в управленческом процессе в ДОУ.

 

ABSTRACT

The article is devoted to the features of management organization in preschool educational institutions. The concepts of management in PEI, its quality, organizational structure of management, as well as the role of the manager in the management process in PEI are considered.

Ключевые слова: менеджмент, дошкольное образовательное учреждение, организационная структура, руководитель, качество менеджмента, принципы.

Keywords: management, preschool educational institution, organizational structure, manager, quality of management, principles.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) в качестве организации образования имеет свою выраженную структуру (цели, педагогический состав, информационно-коммуникативные процессы), она требует согласованности и взаимодополнения в процессе взаимодействия компонентов. Все это невозможно без научно-обоснованного и целенаправленного управления, т.е. менеджмента.

Актуальность темы связана с тем, что современные ДОУ требуют освоения новых организационных моделей и кадровых технологий, которые соответствуют социальному заказу государства, семьи и общества, а также требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) [6].

Организация менеджмента в ДОУ представлена многофакторным процессом, в который входит организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя [2, с. 1].

Предназначение менеджмента в ДОУ заключается в организации эффективного управления педагогическими кадрами и педагогическим процессом, для формирования благоприятной среды, чтобы решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Организационная структура менеджмента в ДОУ является комплексом индивидуальных и коллективных субъектов, которые имеют возможности и ответственность за выполнение своих управленческих функций, между которыми есть регулярно воспроизводимые связи и отношения [3, с. 70].

При формировании рациональной организационной структуры необходимо учитывать множество взаимосвязанных факторов, главным из которых выступает характер образовательной системы, который прямо зависит от дифференцированности, вариативности и интергативности образовательного процесса [4].

Главную роль в эффективном протекании управленческого процесса в ДОУ играет руководитель – заведующий ДОУ.

Руководитель ДОУ с первого рабочего дня должен определить для себя важнейшие качества идеального руководителя [1, с. 926]:

  • универсальность во всём: заведующий детским садом сегодня – это педагог, психолог, бухгалтер, юрист, менеджер по персоналу и рекламе, заведующий хозяйством
  • постоянное стремление к самообразованию (особенно сейчас – в век компьютерных технологий)
  • спокойствие и уравновешенность (умение спокойно, сдержанно принимать твёрдые решения и нести за них ответственность)
  • оптимизм и позитив (только с оптимистическим настроем идти вперёд).

Основополагающим принципом профессиональной деятельности руководителя ДОУ выступает ориентир на потребителя: руководитель должен делать всё возможное, чтобы родители и дети, прочие посетители ДОУ были полностью удовлетворены организацией.

Организация оперативного контроля в ДОУ – непосредственная задача руководителя организации. Благодаря подобной работе можно оценивать правильность и эффективность деятельности ДОУ.

Среди контролируемых аспектов могут быть следующие моменты: полнота выполнения решений педагогических советов; сохранность пособий и оборудования в каждой группе; оформление документации административными и педагогическими сотрудниками; индивидуальный контроль над деятельностью воспитателя (иного сотрудника дошкольного учреждения) [1, с. 927].

Помимо воспитательной и образовательной работы, особенностей ее организации, также он может периодически анализировать выполнение правил трудового распорядка сотрудниками, исполнение инструкций, приказов вышестоящих органов, предписаний надзорных органов. Он должен не просто анализировать состояние дел, но и создавать комплексную систему работы по всем направлениям, используемых в ДОУ.

Так как в рамках проводимого контроля должны быть не просто констатированы факты, а определены способы устранения проблем, руководитель продумывает вместе с экспертами алгоритм действий, которые позволят улучшить показатели функционирования дошкольного учреждения. Он понимает важность своевременного проведения проверок, утверждает карты оперативного контроля в ДОУ. После завершения любой проверки руководитель анализирует не только проблемы, которые были выявлены, но и положительные результаты (инновационные методики, практики) [1, с. 928].

Важное значение для развития ДОУ играет менеджмент качества. Менеджмент качества ДОУ представляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению учреждением по отношению к качеству. Так, принципы менеджмента качества ДОУ представлены: ориентацией на потребителя; формальным и неформальным лидерством руководства в ДОУ; использованием процессного, системного и ситуационного подходов в управлении ДОУ; принятием решений на основе конкретных фактов (мониторингом); вовлечением персонала в процессе управления ДОУ; взаимовыгодными отношениями с партнерами (внешней средой организации); постоянным улучшением качества образования [4].

Поэтому только правильно организованный процесс управления персоналом (система кадрового менеджмента) поможет педагогическому коллективу улучшить качество оказания образовательных услуг, т.е. в полном объеме выполнить требования ФГОС ДО.

Исходя из вышесказанного, сделаем соответствующие выводы.

Менеджмент в ДОУ представлен тесным сотрудничеством всех субъектов образовательного процесса, направленным на обеспечение становления, стабилизации и эффективного функционирования, и инновационного развития учреждения.

Содержание менеджмента в ДОУ предъявляет определенные требования к руководителю ДОУ. Он призван обеспечить выработку и реализацию мероприятий, нацеленных на повышение мотивации сотрудников к качественному труду, в том числе базируясь на материальном стимулировании, повышении престижности труда в образовательной организации, развитие рационализации управления и укрепление дисциплины труда.

Отличительная особенность менеджмента ДОУ состоит в ориентации руководителя на: удовлетворение потребностей потребителей услуг (детей, родителей), постоянное повышение эффективности оказания услуг (получение оптимальных результатов с минимальными затратами), свободу принятия решений, постановку стратегических целей и программ и их регулярную корректировку исходя из состояния запросов; формирование условий, которые бы обеспечивали участие сотрудников в управлении ДОУ.

Список литературы

  1. Баранова А.В., Наумова Т.В. Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 926-929.
  2. Бодренко Г.В. Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 2 (12). – С. 1-3.
  3. Кусаинова Д.Е., Курманалинова Р.Б. Условия эффективного менеджмента в дошкольном учреждении // Актуальные исследования. – 2020. – №7 (10). – С. 69-71.
  4. Пастюк О.В. Система менеджмента качества образовательных организаций России // Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2019. – №28-2. – cyberleninka. ru/article/n/sistema-m-enedzhmenta-kachestva-obrazovatelnyh-organizatsiy-rossii (дата обращения: 08. 12. 2020).
  5. Пуденко Т.И., Богуславская Т.Н. К вопросу о критериях оценки эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций // Управление образованием: теория и практика. – 2015. – №2. –С. 13-27.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. edu. ru (дата обращения: 08. 12. 2020).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 44 (267) выйдет
4 декабря 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (266) за 2022 год
Скачать Номер 42 (265) за 2022 год
Скачать Номер 41 (264) за 2022 год
Скачать Номер 40 (263) за 2022 год
Скачать Номер 39 (262) за 2022 год
Скачать Номер 38 (261) за 2022 год
Скачать Номер 37 (260) за 2022 год
Скачать Номер 36 (259) за 2022 год
Скачать Номер 35 (258) за 2022 год
Скачать Номер 34 (257) за 2022 год
Скачать Номер 33 (256) за 2022 год
Скачать Номер 32 (255) за 2022 год
Скачать Номер 31 (254) за 2022 год
Скачать Номер 30 (253) за 2022 год