Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современные подходы к построению взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО
Педагогика
Автор: Яценко Светлана Владимировна, Дубко Ольга Владимировна   
01.06.2018 18:16

Современные подходы к построению взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДОСовременные подходы к построению взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО

Авторы:

  • Яценко Светлана Владимировна старший воспитатель
  • Дубко Ольга Владимировна воспитатель

МБДОУ д/с № 21 Тимашевский район Краснодарский край

«Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».

(А. Н. Острогорский)

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов в вопросах положительной социализации и формирования коммуникативных компетенций у ребенка дошкольного возраста.

 

Скачать конспект

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). По их мнению, семейный институт — есть институт эмоциональных отношений. Пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Именно в семье ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, учится понимать чувства, настроения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих близких.

Решая проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников, в ДОО пересмотрели содержание и качество воспитательно-образовательного процесса. Это поставило педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника, партнера для решения задачи приобщения дошкольников к социокультурным нормам и ценностям, принятых в обществе. (Пункты 1.4. 5, 1.4. 6. ФГОС ДО).

Целью работы ДОО было: позитивное усвоение социокультурных норм и ценностей детей дошкольного возраста через развитие социального партнерства ДОО и семьи.

Модель социального партнерства с родителями:

В настоящее время родители охотнее принимают участие в нетрадиционных формах взаимодействия (круглый стол, мастер-классы, родительские всеобучи, семинары- практикумы, игровые тренинги, проекты), которые располагают на активное участие самих родителей. Такие встречи активизируют их внимание, способствуют более легкому восприятию предлагаемого материала, побуждают к обмену собственным опытом семейного воспитания.

Родительские встречи в ДОО проводятся с использованием информационно-коммуникационных технологий (видеоотчеты, видеофрагменты режимных моментов, фрагменты образовательной деятельности). Родителям всегда интересно увидеть именно своего ребенка в той или иной деятельности, проанализировать результат его труда, особенности общения и пребывания в детском коллективе.

В рамках дискуссий «Воспитание ребенка начинается с себя», «Идеальный родитель: какой он?» обсуждаются различные педагогические ситуации, совместно разбираются в разных направлениях и методиках, выясняется, какой стиль воспитания не повредит ребенку, а, наоборот, будет способствовать гармоническому развитию его личности.

В дружественной атмосфере родительской гостиной «С чего начинается Родина?» семьи представляют имеющийся опыт в вопросах формирования у дошкольников начала гражданственности. Обсуждаются проблемы приобщения детей к родной культуре и воспитания нравственности.

Интересно проходят «Аукционы секретов воспитания», где лот — это проблема, возникающая в процессе воспитания ребенка. Задача взрослых — оценить ее актуальность в каждой конкретной семье, важна ли она или нет. Для этого в руках родителей оказались «плюсы» и «минусы» и каждый участник мог высказать свою точку зрения, вступить в беседу, обменяться собственным опытом.

Посредством родительских конференций в занимательной форме совместно моделируются и проигрываются жизненные ситуации по темам «Совместный труд с детьми дома», «Как воспитать ребенка-оптимиста», «Безопасное детство», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками». Родители признаются, такие мероприятия помогают семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей.

Результативным методом социального партнерства с родителями является использование проектной деятельности. В процессе совместной работы над проектом развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, которое представлено в виде альбомов, увлечений, традиций, коллажей и т.д. В ДОО разработаны и реализованы следующие проекты:

  • проект «Все мы разные» о людях с ОВЗ, направленный на формирование толерантного отношения к инвалидам, одной из задач которого пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным людям.
  • проект, посвященный Дню Победы «Пусть дети не знают войны», при проведении которого, удалось расширить у детей представления о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу на фронте и в тылу.
  • проект «Твори добро» о почитании традиций и воспитании уважения к старшему поколению.

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям». Косвенная задача акции — организовать ее так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей.

Живой интерес и даже удивление родителей вызвала тематическая неделя «Мои желания», в завершении которой появилось «Дерево Желаний». Дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Семейные газеты на темы: «Я и моя семья», «Наши достижения», «Коллаж интересов». Родители оформляют информацию о семье, о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, развиваются навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формируется социальный и эмоциональный интеллект. Все это — именно то, на что направлено социально-коммуникативное развитие.

Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год