Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Современные подходы к построению взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО
Педагогика
Автор: Яценко Светлана Владимировна, Дубко Ольга Владимировна   
01.06.2018 18:16

Современные подходы к построению взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДОСовременные подходы к построению взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО

Авторы:

  • Яценко Светлана Владимировна старший воспитатель
  • Дубко Ольга Владимировна воспитатель

МБДОУ д/с № 21 Тимашевский район Краснодарский край

«Воспитывать — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».

(А. Н. Острогорский)

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов в вопросах положительной социализации и формирования коммуникативных компетенций у ребенка дошкольного возраста.

 

Скачать конспект

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). По их мнению, семейный институт — есть институт эмоциональных отношений. Пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Именно в семье ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, учится понимать чувства, настроения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих близких.

Решая проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников, в ДОО пересмотрели содержание и качество воспитательно-образовательного процесса. Это поставило педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника, партнера для решения задачи приобщения дошкольников к социокультурным нормам и ценностям, принятых в обществе. (Пункты 1.4. 5, 1.4. 6. ФГОС ДО).

Целью работы ДОО было: позитивное усвоение социокультурных норм и ценностей детей дошкольного возраста через развитие социального партнерства ДОО и семьи.

Модель социального партнерства с родителями:

В настоящее время родители охотнее принимают участие в нетрадиционных формах взаимодействия (круглый стол, мастер-классы, родительские всеобучи, семинары- практикумы, игровые тренинги, проекты), которые располагают на активное участие самих родителей. Такие встречи активизируют их внимание, способствуют более легкому восприятию предлагаемого материала, побуждают к обмену собственным опытом семейного воспитания.

Родительские встречи в ДОО проводятся с использованием информационно-коммуникационных технологий (видеоотчеты, видеофрагменты режимных моментов, фрагменты образовательной деятельности). Родителям всегда интересно увидеть именно своего ребенка в той или иной деятельности, проанализировать результат его труда, особенности общения и пребывания в детском коллективе.

В рамках дискуссий «Воспитание ребенка начинается с себя», «Идеальный родитель: какой он?» обсуждаются различные педагогические ситуации, совместно разбираются в разных направлениях и методиках, выясняется, какой стиль воспитания не повредит ребенку, а, наоборот, будет способствовать гармоническому развитию его личности.

В дружественной атмосфере родительской гостиной «С чего начинается Родина?» семьи представляют имеющийся опыт в вопросах формирования у дошкольников начала гражданственности. Обсуждаются проблемы приобщения детей к родной культуре и воспитания нравственности.

Интересно проходят «Аукционы секретов воспитания», где лот — это проблема, возникающая в процессе воспитания ребенка. Задача взрослых — оценить ее актуальность в каждой конкретной семье, важна ли она или нет. Для этого в руках родителей оказались «плюсы» и «минусы» и каждый участник мог высказать свою точку зрения, вступить в беседу, обменяться собственным опытом.

Посредством родительских конференций в занимательной форме совместно моделируются и проигрываются жизненные ситуации по темам «Совместный труд с детьми дома», «Как воспитать ребенка-оптимиста», «Безопасное детство», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками». Родители признаются, такие мероприятия помогают семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей.

Результативным методом социального партнерства с родителями является использование проектной деятельности. В процессе совместной работы над проектом развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, которое представлено в виде альбомов, увлечений, традиций, коллажей и т.д. В ДОО разработаны и реализованы следующие проекты:

  • проект «Все мы разные» о людях с ОВЗ, направленный на формирование толерантного отношения к инвалидам, одной из задач которого пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным людям.
  • проект, посвященный Дню Победы «Пусть дети не знают войны», при проведении которого, удалось расширить у детей представления о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу на фронте и в тылу.
  • проект «Твори добро» о почитании традиций и воспитании уважения к старшему поколению.

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям». Косвенная задача акции — организовать ее так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей.

Живой интерес и даже удивление родителей вызвала тематическая неделя «Мои желания», в завершении которой появилось «Дерево Желаний». Дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Семейные газеты на темы: «Я и моя семья», «Наши достижения», «Коллаж интересов». Родители оформляют информацию о семье, о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, развиваются навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формируется социальный и эмоциональный интеллект. Все это — именно то, на что направлено социально-коммуникативное развитие.

Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год