Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
Педагогика
Автор: Михеева Любовь Васильевна   
30.10.2015 07:23

Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»

Известно, что художественно-эстетическое развитие играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в формировании его эстетического отношения к миру, к социальной действительности Работая воспитателем в детском саду на протяжении многих лет, убеждена в том, что чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее будут формироваться и развиваться у него такие психические процессы, как восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь.

 

Скачать конспект

ФГТ направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (пункт 3.3. 6).

Детское изобразительное творчество как раз и направлено на достижение данных целей развития детей дошкольного возраста.

Ведь занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, ручному труду способствуют развитию познавательных интересов ребенка, способствуют его интеллектуальному развитию, а это в свою очередь выражается в создании детьми разнообразных поделок, рисунков, индивидуальных и коллективных работ по художественному творчеству.

Детское изобразительное творчество развивает сенсорное восприятие детей путем наблюдений, обследований, анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов, разнообразия цветовых оттенков предметов.

Считаю, что для успешного творческого развития детей должны быть созданы определенные условия. Это в первую очередь, постоянно меняющаяся развивающая среда, которая должна соответствовать возрастным особенностям детей. С этой целью в группе создан уголок творчества «Маленькие художники», в котором есть все необходимое для самостоятельной изобразительной деятельности детей.

  • Дети могут выбрать любой художественный материал для своих рисунков и поделок, рассмотреть иллюстрации в книгах и альбомах художественного содержания.

Уголок творчества постоянно обновляется предметами народно-прикладного искусства, дидактическими и демонстрационными материалами, репродукциями картин художников.

Знакомя детей с народными промыслами России, были организованы тематические выставки, где были представлены предметы народно-прикладного искусства, такие как

«Гжель», «Хохлома, «Дымковская игрушка», «Жостовские подносы», альбомы и иллюстрации по темам выставки, рисунки детей по народно-прикладному искусству.

В уголке творчества стараюсь создать условия для детского экспериментирования, которое отвечает возрастным возможностям детей. Вижу, как дети с большим интересом и удовольствием используют для своих рисунков восковые мелки, различные оттиски, любят рисовать пальчиками, ладошками, заниматься декупажем, кляксографией.

На занятиях по художественному творчеству я использую, как индивидуальный подход в работе с детьми, который позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, так и групповые формы работы, то есть коллективные работы. Исходя из своего опыта работы и многолетних наблюдений, хочу подчеркнуть, что коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные способности, то есть способности общаться друг с другом, а так же способствуют более свободному общению ребенка со взрослыми.

Особенно ценно, что совместное коллективное творчество позволяет детям, которые испытывают определенные трудности при общении с другими детьми, быстрее наладить диалог с ними, снизить конфликтность, агрессивность, повышенную эмоциональность, замкнутость, застенчивость. В процессе выполнения коллективных работ вижу, как дети учатся договариваться о выполнении совместной работы, учатся уступать друг другу, помогать, подсказывать по ходу работы.

В младшем дошкольном возрасте коллективное творчество помогает ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду, группе, быстрее наладить отношения с окружающими. Поэтому считаю, чем раньше дети будут вовлечены в творческий процесс создания коллективных работ, тем быстрее будет создан благоприятный психологический климат в детском коллективе.

При выполнении коллективных работ отдаю предпочтение совместно-индивидуальной форме организации коллективной деятельности, что позволяет каждому ребенку выполнять свою часть общей работы самостоятельно, но в итоге при составлении коллективной композиции, она становится частью их общей совместной работы. Приятно смотреть, когда в глазах ребенка отражается радость от того, что он видит свой рисунок или поделку в общей коллективной работе.

Специфика выполнения коллективных работ в каждой возрастной группе имеет свои особенности. Так выполняя коллективные работы в младшем дошкольном возрасте, обогащаются художественные навыки ребенка, закрепляются простейшие технические умения и навыки по работе с кистью и красками, пластилином, бумагой, природным материалом.

Выполняя коллективные работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, стараюсь совмещать в одной работе два вида изобразительной деятельности: рисование и аппликацию, лепку и аппликацию, аппликацию и художественный труд. Особенно детям младшего дошкольного возраста нравятся коллективные работы, в которых ребенок создает образы знакомых и близких ему объектов живой природы, таких например, как домашние животные. В дальнейшем коллективные работы такие как: «Кошка с котятами», «Курица с цыплятами», «Веселый двор» я использую на занятиях по развитию речи и на занятиях по формированию элементарных математических представлений. На занятиях по развитию речи дети составляют предложения и короткие рассказы о внешнем виде домашних животных, их поведении образе жизни. Детям интересно описывать домашних животных, которых они сами же и нарисовали. Используя коллективные работы, выполненные детьми накануне занятий по формированию элементарных математических представлений, ставлю перед детьми вопросы: сколько? где? кто и что ближе или дальше? кто и что выше или ниже? На что по форме похож предмет? Закрепляю счет и математические представления о форме, размере предметов, закрепляю пространственную ориентацию на листе бумаге.

Таким образом, коллективное творчество способствует интегрированному подходу к обучению детей, отвечает принципу единства воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Некоторые коллективные работы выполняются на нескольких занятиях и объединены одной темой. Так, например, создавая коллективную работу с детьми старшего возраста на тему «Наша улица», на первом занятии создается улица города из домов разной высоты, на другом транспорт. В итоге занятия решаются сразу несколько образовательных задач: познавательно-исследовательская задача, когда дети осваивают новый метод художественного творчества такой, как пластилинография, а так же продуктивная и игровая.

Метод пластилинографии позволяет ребенку открыть для себя новые возможности использования конструктивных свойств пластилина, побуждает детей к экспериментированию с ним.

Так при знакомстве детей со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», была выполнена коллективная работа «Сказочный дворец». При создании этой работы был так же использован метод пластилинографии. Намазывая пластилин на готовую форму, ребенок в последуюшем самостоятельно украшал свою заготовку различными конструктивными элементами. Для украшения деталей сказочного дворца были использованы трубочки от детских соков, кусочки цветного пластика от флаконов из-под шампуней разной формы и величины. Создавая сказочный дворец, дети получили большое удовольствие, так как в процессе работы экспериментировали со знакомыми для себя материалами и пришли к выводу о том, что бросовый материал может быть использован для украшения поделок. В коллективных работах «Космос» и «Жар-птица», выполненных в той же технике, что и коллективная работа «Сказочный дворец» для украшения отдельных элементов: космических кораблей, звезд, планет, перьев Жар-птицы были использованы мелкие и крупные пуговицы, бусинки, блестки. Работы получились яркими, необычными, были отмечены грамотами на творческих выставках внутри сада за оригинальность выполнения.

Экспериментирование с разными материалами побуждают исследовательскую активность детей, включает их в процесс поисковой деятельности, обогащает их жизненный опыт. Большое удовольствие детям доставляет работа с природным материалом: шишками, семенами, сухими осенними листьями, скорлупой орехов, морскими камешками, ракушками.

Особенно меня привлекает авторская программа И.А. Лыковой «Цветные ладошки», так как в ней представлен новый подход к художественно-творческому развитию детей. В данной программе сочетаются новаторские, нетрадиционные методики для организации изобразительной деятельности детей. Программа предусматривает инновационный подход к обучению, в ней отражена взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей.

Считаю, что для успешной совместной творческой деятельности, должны быть созданы доброжелательные, доверительные, партнерские отношения между самими детьми, а так же между педагогом и детьми. Только в этом случае все мы вместе сможем создать неповторимые, незабываемые коллективные творческие работы.

«Чего один не сделает – сделаем вместе…» — В. Маяковский.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год