Инновационные формы работы с родителями в ДОУ в области дорожной безопасности и предупреждению Детского Дорожно-транспортного Травматизма |
ПДД детям | |||
Автор: Куницина Наталья Васильевна | |||
12.02.2025 19:19 | |||
Куницина Наталья Васильевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 255 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» г. Красноярск Актуальность: Безопасность дорожного движения является одной из важных социально экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы в области дорожной безопасности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т.к. знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе образования, именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода. Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма — неотъемлемая часть воспитательно — образовательного процесса в нашем детском саду. Цель: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи:
Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группах включают в себя дорожные знаки, светофоры, макеты улиц города, наборы транспорта, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры. К организационно-педагогическим условиям, способствующим эффективной организации педагогического процесса относятся:
В нашем детском дошкольном учреждении «Детский сад № 255 общеразвивающего вида с приоритетнымосуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» г. Красноярск эти задачи решаются через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Сотрудники Госавтоинспекции — частые гости нашего детского сада. Особое место в образовательной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, безопасного поведения на дороге занимает совместная деятельность педагогов и родителей. С целью определения наиболее активных методов подачи дорожной грамотности и выбора эффективных форм общения педагогами ДОУ с родителями используются эффективные формы и методов: интервьюирование и анкетирование; социологические опросы; родительские собрания; родительские конференции; тематические консультации (групповые, индивидуальные); круглый стол; педагогический совет с участием родителей дни открытых дверей; вопросы и ответы на страничке в интернете (работа интернет-сайта ДОУ); деловые игры; совместные праздники и развлечения ( «Папа, мама и я – пешеходная семья»; «Соблюдай ПДД и не будет ДТП»); театрализованная деятельность; выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи «Безопасная улица», «Азбука города»; совместные экскурсии по улицам города (дети и родители); наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями: стенды, ширмы, папки-передвижки, памятки «Уроки дорожной безопасности», «Предвидеть + научить = уберечь!», «Дети и дорога», «Ребёнок на улицах города»; видеофильмы, мультфильмы ( «Воспитываем грамотных пешеходов»); «Встречи с интересными людьми» (тематические встречи с сотрудниками Госавтоинспекции); изготовление карт-схем и макетов на тему «Безопасный путь в детский сад»; участие в реализации проекта «Наш перекресток», направленного на создание развивающей среды на территории детского сада для обучения дошкольников ПДД. По вопросам предупреждения ДДТТ на родительских собраниях во всех возрастных группах демонстрируется видеообращение начальника Госавтоинспекции МУ МВД России «Красноярское», а также видеоролик по вопросам предупреждения ДДТТ. На сайте ДОУ также имеется информация по данной теме. Это помогает правильно организовать работу, сделать ееболее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играетнаглядная информация. Ее главная задача — систематическое ознакомление родителей с методами формирования транспортной культуры у детей, сознательное выполнение правил дорожного движения самими взрослыми. С этой целью воспитателями оформлены стенды для родителей, где размещается информация в виде буклетов, памяток, плакатов, отражающих рекомендации по обучению правилам дорожного движения. В нашем дошкольном учреждении родители принимают активное участие в наполнении предметно-развивающей среды различными атрибутами, которые помогают лучше запомнить и усвоить Правила Дорожного Движения, в оформление фоторепортажей, презентаций, стендов с фотографиями детей, которые принимали участие вместе с родителями в той или иной ситуации на дороге. Воспитательный процесс по изучению основ безопасного движения осуществляем: через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок при непосредственном участии родителей, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.; в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике; активную роль родителей в формирование у детей безопасного поведения дошкольников на дороге. Педагоги ДОУ используют в работе с родителями и детьми разнообразные формы. Это интегрированные занятия, праздники, развлечения с участием родителей, встречи родителей и детей с инспекторами ДПС, рассказы инспекторов ГИББД родителям о правилах дорожного движения, показ открытых занятий для родителей, проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?» Знания детей о ПДД находят отражение в детских рисунках, поделках, которые дети делают вместе с родителями. Также в нашем ДОУ используются интерактивные игры, которые самостоятельно создают педагоги в программе Power Point и на платформе LearningApps. org. Педагоги детского сада, организуя работу с родителями по формированию у детей подготовки к безопасному поведению на дороге руководствуются следующими принципами: непрерывности, систематичности и последовательности обучения; наглядности и доступности; единства теории и практики обучения и воспитания по формированию безопасности дошкольника на дороге; учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; ведущей роли воспитателя при организации работы с детьми и родителями, проявлению самостоятельности и активности выше названных. Наша система работы помогает дошкольникам овладевать навыками безопасного поведения, уверенней чувствовать себя на дорогах. Таким образом, обучение детей правилам и безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс с участием педагогов, родителей, общественных организаций, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. Самый главный результат работы нашего педагогического коллектива совместно с родителями, сотрудниками Госавтоинспекции и социумом – это отсутствие дорожно-транспортных происшествий с воспитанниками ДОУ.
|